Роль поликультурного образования в становлении личности ребёнка
Роль поликультурного образования в становлении личности ребёнка
Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогичного общения. На первый план выдвигается приоритет социальных потребностей человека, стремление обратиться к духовным истокам своего народа, открыть для себя богатства его традиций, языка, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль поликультурного образования в становлении личности ребёнка»
Роль поликультурного образования в становлении личности ребёнка
Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогичного общения. На первый план выдвигается приоритет социальных потребностей человека, стремление обратиться к духовным истокам своего народа, открыть для себя богатства его традиций, языка, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры.
На всех этапах развития общества вопросы межкультурного диалога занимали значительное место в трудах отечественных и зарубежных ученых, педагогов, мыслителей. Сегодня актуальным становится поиск форм и средств воспитательной работы, которая в процессе культурного пересечения позволяет смягчать социальное напряжение. Необходима открытость в решении проблем, возникающих между различными социокультурными, этническими группами, а значит, поиск новых подходов воспитания поликультурности.
Поликультурная педагогика исходит из того, что образование и воспитание должны включать множество типов, моделей и ценностных ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.
В многонациональном сообществе процессы воспитания происходят при взаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы включают духовное обогащение посредством воспитания и образования доминирующих и малых национальных групп, предполагают создание социального пространства, где личность обретает общественный и этнический статус, определяет принадлежность к языкам и субкультурам.
Как проблема поликультурное воспитание получило распространение после Второй мировой войны, когда ЮНЕСКО и ООН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства, на основе общечеловеческих ценностей.
Проблемам и перспективам поликультурного образования и воспитания посвящены работы отечественных педагогов (В. П. Борисенков, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Г. М. Коджаспирова, З. А. Малькова, В. В. Макаев, Л. Л. Супрунова). В них неоднократно высказывается мысль о том, что одной из важных проблем поликультурного образования является определение меры и степени готовности представителей доминирующей культуры осваивать культуру, традиции той среды, в которой они проживают. В решении многих проблем важная роль принадлежит образованию. Именно школа может привить молодежи правильное представление о многокультурности общества и воспитать человека, способного успешно функционировать в разных культурах.
Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки. Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои.
Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, рассуждающее воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное, формирует представление о мире как едином целом.
И работать в этом направлении сегодня просто необходимо и учителю, и родителям.
Библиография
Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с.
Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 – 111с.
Бахтин Л.М. Два способа изучать культуру //Вопросы философии. - 1986. - .№ 12.
Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.4/В.Г.Белинский – М.: Просвещение, 1970 – 107с.
Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. – М., 1989.
Библер В.С. Культура. Диалог культур //Вопросы философии 1989.- № 6. - С. 33.