kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль семьи в формировании учебной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "среда" отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. Образовательная среда – процесс целенаправленного формирования личности. Семья - уникальная образовательная среда. Семья и школа  – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного, социального, умственного развития ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в формировании учебной среды»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №29»












Доклад

«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»






Подготовила

Классный руководитель 4-А класса

Тихонова Оксана Васильевна









2020

Понятие "среда" отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Образовательная среда – процесс целенаправленного формирования личности. Среда человека, его естественное и социальное окружение, обладает комплексом влияний и условий, обуславливающих развитие духовное, моральное и т.д. В процессе жизни человек проходит много образовательных сред

Образовательная среда семьи имеет структурно-иерархическое строение. Значимым компонентом иерархической структуры образовательной среды семьи является субъектная направленность личностной позиции родителей по отношению к ребенку.

Синдром субъектной направленности личностной позиции родителей включает в себя:

  • Отношение к ребенку как к субъекту собственного будущего;

  • Отношение к ребенку как к своеобразной индивидуальности, имеющей особые, только ему присущие черты и потенциальные возможности его развития;

  • Поощрение стремления ребенка к самостоятельности, уважение собственного мнения ребенка;

  • Воспитание у ребенка потребности испытывать удовлетворение, преодолевая трудности при достижении поставленных целей;

  • Стремление родителей помогать формированию позитивных психологических особенностей личности ребенка, не подавляя собственной личностью.

Условия, которые способствуют формированию личности младшего школьника в образовательной среде семьи:

  • Совместная деятельность родителей с детьми с использованием среды семьи (чтение книг, просмотр телепередач, игры познавательные настольные, подвижные);

  • Авторитетные родительские установки (отзывчивость и требовательность);

  • Заинтересованность родителей в позитивных изменениях личности ребенка (посещение детьми дополнительных занятий в виде спортивных секций, художественных кружков);

  • Комплементарное соединение образовательной среды учреждения и семьи (сотрудничество школы и семьи, родителей и учителей, соблюдение требований школьной программы, контакта с классным руководителем, школьным психологом и т.д.).


В зависимости от показателей образовательной среды семьи различают обогащенную образовательную среду семьи и обедненную образовательную среду семьи.

Выделяют два типа семей в обогащенной образовательной среде семьи:

1-й тип – «материально-обеспеченные – заинтересованные» семьи, в которых родители заинтересованы в предоставлении ребенку всех возможностей для всестороннего развития, знающие проблемы своих детей, всячески помогающие в устранении трудностей в жизни своего ребенка. В таких семьях общение между родителями и детьми основано на взаимопонимании. Родители занимают активную позицию в образовании и воспитании детей, в совместной деятельности с ребенком.

2-й тип – «материально-необеспеченные – заинтересованные» семьи, в которых родители, не имея возможности материально обеспечить ребенка, заинтересованы в постоянном эмоциональном контакте со своими детьми, в общении с ребенком на взаимном уважении, любви, постоянной помощи родителей и взаимопонимании в семье. Родители занимают активную позицию с учетом интересов ребенка.

Обогащенная среда семьи обуславливает развитие любознательности, вербальных и математических способностей интеллекта ребенка, беглости мышления, лидерства, более благоприятных детско-родительских отношений с высоким авторитетом матери, выраженной привязанностью к семье, социально-адекватного поведения в обществе.


В обедненной образовательной среде семьи выделяют также два типа семей:

1-й тип – «материально-обеспеченные – незаинтересованные» семьи, которые хорошо материально обеспечены, где созданы условия для развития ребенка, но отсутствует заинтересованность родителей в воспитании и обучении детей, отсутствует эмоциональный контакт, взаимопонимание. Родители занимают отстраненную позицию, которая не совпадает с интересами ребенка.

2-й тип – «материально-необеспеченные – незаинтересованные» семьи с низким уровнем материального обеспечения, в которых родители занимают позицию незаинтересованности в развитии и образовании своего ребенка. Родители занимают позицию, которая характеризуется равнодушием и безразличием по отношению к ребенку, с отсутствием желания общаться с детьми.

Семья - уникальная образовательная среда. Семья и школа – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного, социального, умственного развития ребенка.

Семья влияет на эффективность личностного саморазвития, развивает способности быть субъектом учебной деятельности. Социальный компонент образует пространство межличностного взаимодействия в непосредственной форме, при которой родительское воздействие и родительско-детское взаимодействие имеют направленность на создание системы безопасности и благополучие. Овладение коммуникативными способами межличностного взаимодействия помогает развиваться в наиболее благоприятном ритме в соответствии с его индивидуальными особенностями. Компьютерная обучающая среда предоставляет дополнительные возможности для всестороннего развития. Семья как элемент образовательной среды играет ключевую роль в жизни человека.

    Все вышеизложенное означает, что семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. Учителя видят в семье потенциальных союзников в развитии интереса к обучению младших школьников. На основе познавательных интересов, которые рождаются и развиваются в семье, школа работает над развитием интереса к обучению. Образовательная среда школы может компенсировать недостатки обедненной образовательной среды семьи и способствовать раскрытию потенциальных возможностей школьника, его любознательность, интеллектуальные способности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль семьи в формировании учебной среды

Автор: Тихонова Оксана Васильевна

Дата: 03.03.2020

Номер свидетельства: 541789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" "
    ["seo_title"] => string(82) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-rol-siem-i-v-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "241004"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445167632"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Статья "Формирование учебных умений и навыков на этапе предшкольной подготовки "
    ["seo_title"] => string(87) "stat-ia-formirovaniie-uchiebnykh-umienii-i-navykov-na-etapie-priedshkol-noi-podghotovki"
    ["file_id"] => string(6) "166008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422894366"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Выступление на тему "Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи" "
    ["seo_title"] => string(88) "vystuplieniie-na-tiemu-zdorov-ie-riebionka-kak-tsiel-sovmiestnykh-usilii-shkoly-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "227210"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440655941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства