Понятие "среда" отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. Образовательная среда – процесс целенаправленного формирования личности. Семья - уникальная образовательная среда. Семья и школа – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного, социального, умственного развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в формировании учебной среды»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №29»
Доклад
«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»
Подготовила
Классный руководитель 4-А класса
Тихонова Оксана Васильевна
2020
Понятие "среда" отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Образовательная среда – процесс целенаправленного формирования личности. Среда человека, его естественное и социальное окружение, обладает комплексом влияний и условий, обуславливающих развитие духовное, моральное и т.д. В процессе жизни человек проходит много образовательных сред
Образовательная среда семьи имеет структурно-иерархическое строение. Значимым компонентом иерархической структуры образовательной среды семьи является субъектная направленность личностной позиции родителей по отношению к ребенку.
Синдром субъектной направленности личностной позиции родителей включает в себя:
Отношение к ребенку как к субъекту собственного будущего;
Отношение к ребенку как к своеобразной индивидуальности, имеющей особые, только ему присущие черты и потенциальные возможности его развития;
Поощрение стремления ребенка к самостоятельности, уважение собственного мнения ребенка;
Воспитание у ребенка потребности испытывать удовлетворение, преодолевая трудности при достижении поставленных целей;
Стремление родителей помогать формированию позитивных психологических особенностей личности ребенка, не подавляя собственной личностью.
Условия, которые способствуют формированию личности младшего школьника в образовательной среде семьи:
Совместная деятельность родителей с детьми с использованием среды семьи (чтение книг, просмотр телепередач, игры познавательные настольные, подвижные);
Авторитетные родительские установки (отзывчивость и требовательность);
Заинтересованность родителей в позитивных изменениях личности ребенка (посещение детьми дополнительных занятий в виде спортивных секций, художественных кружков);
Комплементарное соединение образовательной среды учреждения и семьи (сотрудничество школы и семьи, родителей и учителей, соблюдение требований школьной программы, контакта с классным руководителем, школьным психологом и т.д.).
В зависимости от показателей образовательной среды семьи различают обогащенную образовательную среду семьи и обедненную образовательную среду семьи.
Выделяют два типа семей в обогащенной образовательной среде семьи:
1-й тип – «материально-обеспеченные – заинтересованные» семьи, в которых родители заинтересованы в предоставлении ребенку всех возможностей для всестороннего развития, знающие проблемы своих детей, всячески помогающие в устранении трудностей в жизни своего ребенка. В таких семьях общение между родителями и детьми основано на взаимопонимании. Родители занимают активную позицию в образовании и воспитании детей, в совместной деятельности с ребенком.
2-й тип – «материально-необеспеченные – заинтересованные» семьи, в которых родители, не имея возможности материально обеспечить ребенка, заинтересованы в постоянном эмоциональном контакте со своими детьми, в общении с ребенком на взаимном уважении, любви, постоянной помощи родителей и взаимопонимании в семье. Родители занимают активную позицию с учетом интересов ребенка.
Обогащенная среда семьи обуславливает развитие любознательности, вербальных и математических способностей интеллекта ребенка, беглости мышления, лидерства, более благоприятных детско-родительских отношений с высоким авторитетом матери, выраженной привязанностью к семье, социально-адекватного поведения в обществе.
В обедненной образовательной среде семьи выделяют также два типа семей:
1-й тип – «материально-обеспеченные – незаинтересованные» семьи, которые хорошо материально обеспечены, где созданы условия для развития ребенка, но отсутствует заинтересованность родителей в воспитании и обучении детей, отсутствует эмоциональный контакт, взаимопонимание. Родители занимают отстраненную позицию, которая не совпадает с интересами ребенка.
2-й тип – «материально-необеспеченные – незаинтересованные» семьи с низким уровнем материального обеспечения, в которых родители занимают позицию незаинтересованности в развитии и образовании своего ребенка. Родители занимают позицию, которая характеризуется равнодушием и безразличием по отношению к ребенку, с отсутствием желания общаться с детьми.
Семья - уникальная образовательная среда. Семья и школа – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного, социального, умственного развития ребенка.
Семья влияет на эффективность личностного саморазвития, развивает способности быть субъектом учебной деятельности. Социальный компонент образует пространство межличностного взаимодействия в непосредственной форме, при которой родительское воздействие и родительско-детское взаимодействие имеют направленность на создание системы безопасности и благополучие. Овладение коммуникативными способами межличностного взаимодействия помогает развиваться в наиболее благоприятном ритме в соответствии с его индивидуальными особенностями. Компьютерная обучающая среда предоставляет дополнительные возможности для всестороннего развития. Семья как элемент образовательной среды играет ключевую роль в жизни человека.
Все вышеизложенное означает, что семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. Учителя видят в семье потенциальных союзников в развитии интереса к обучению младших школьников. На основе познавательных интересов, которые рождаются и развиваются в семье, школа работает над развитием интереса к обучению. Образовательная среда школы может компенсировать недостатки обедненной образовательной среды семьи и способствовать раскрытию потенциальных возможностей школьника, его любознательность, интеллектуальные способности.