Роль музыки в развитии и формировании личности младшего школьника
Роль музыки в развитии и формировании личности младшего школьника
младший школьный возраст – это переход от игры к учебной деятельности, поэтому необходимо сделать этот переход как можно мягче. Музыкальные игры способны плавно перевести ребенка в сложную учебную деятельность, одновременно расширяя эмоциональную и познавательную сферы его жизни. Музыкальные игры, используемые педагогами в начальных классах, выполняют функции не только познавательные и закрепляющие, но также формируют характер ребенка, учат его самостоятельно мыслить, «провоцируют на творчество» (А. В. Торопова) и придают уверенности в себе при переходе от игры к учебе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль музыки в развитии и формировании личности младшего школьника»
РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ
Музыка в эстетическом развитии школьников, наряду с художественной литературой, живописью и другими видами искусства, играет огромную роль. Однако музыка имеет свою феноменальную особенность: у нее есть свой мир, своя предметная действительность, свои выразительные средства и способы отражения жизни.
На мой взгляд, по своей природе она более «человечна», чем все другие виды искусства, потому что от рождения живет в каждом из нас в виде эмоциональных переживаний: радости и тоски, скорби и печали, вдохновения и веселья, грусти и любви, нередко в неоформленном, а то и в неосознанном состоянии. Однако если создать необходимые педагогические условия, под руководством профессионалов в человеке могут развиться на достаточно высоком уровне эстетические чувства восприятия музыки и даже способности к музыкальному творчеству.
Музыка – монолог чувства. «Чувство обращается непосредственно к чувству и понятно только чувству» (Л. Фейербах». Как тут не вспомнить выражение К. Маркса: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Быть художественно образованным – значит знать и уметь. Прежде всего, знать теорию и историю искусства, знать практику искусства и уметь духовно употреблять художественные произведения. В свою очередь, художественная образованность «приведет» к художественной культурности. Следовательно, необходимо процесс эстетического развития школьников средствами музыки начать с развития чувственности, усвоения ими музыкальной грамотности, постижения музыкальных форм от самых простых до самых сложных.
В музыке мы можем обнаружить все категории эстетических отношений, необходимых для анализа эстетического богатства действительности и искусства. Это, прежде всего, такие категории как: совершенство, прекрасное, красивое, изящное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, ужасное, комическое и т.д.
Кроме того, музыка выражает совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа – народность. В каждом музыкальном произведении, в творчестве какого-либо композитора мы находим взаимосвязь особенного, специфически-неповторимого, присущего национальной художественной культуре, и общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимозависимости наций, взаимодействию национальных культур.
Особенность музыкального искусства заключается еще и в том, что благодаря специфичности своего языка, она доступна для восприятия всем народностям. Не существует музыки, не − доступной восприятию другого народа. Принято считать: чем выше культурный уровень национального бытия, чем шире международные связи, тем более активно музыка включается в интернациональные контакты, обогащается традициями других национальных музыкальных школ.
Необходимо сказать еще об одном феномене музыки - общечеловеческом. Дело в том, что специфическим образом воспринимая мир и осваивая его по законам красоты, музыкант-профессионал неизбежно оценивает их с точки зрения значения для человечества. Общечеловеческое начало оказывается лежащим в основе художественного творчества, обладающего гуманистичностью, всечеловечностью и интернационализмом. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что музыка обладает огромным эстетическим и воспитательным потенциалом.
Если игра – это ценный метод воспитания в любом педагогическом процессе, то в музыкальной педагогике, изучающей наиболее эффективные пути передачи ценностей музыкальной культуры подрастающему поколению и обеспечивающей успешность этой деятельности, игра особенно важна. Об этом говорит тот факт, что в сюжетных, ролевых, подражательных играх проявляется некоторые природное пристрастие ребенка к музыкальному исполнительству, которое в последствии затухает, если не находит “пищи” для своего развития. Поэтому использование музыкальных игр на уроках музыки в начальных классах особенно важно с точки зрения взаимосвязи различных методов и приемов музыкального воспитания. Сочетание используемых педагогом приемов и методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действие педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность слово и практические действия [23, с. 10].
В. Кракускайте пишет, что музыкальные игры – наиболее занимательные эпизоды урока, радостные минуты веселья для младших школьников. Он также отмечает, что в процессе игры, сами того не подозревая, дети получают много впечатлений о музыки, знакомятся с ее основными элементами и начинают сознательно реагировать на разнообразные созвучия. Педагогу остается лишь вести игры в нужном направлении, постараться, чтобы дети глубоко почувствовали суть самой музыки [46, с. 37].
Специфика музыкально-игровой деятельности младшего школьника, по мнению Д. Б. Кабалевского, заключается в том, что она подчинена единой учебной задачи – теме. Согласно практическим наблюдениям он сделал следующий вывод, что учащиеся начальных классов ярко реагируют на саму “материю” музыки: тембр, темп, регистр и прочее. Поэтому педагогу достаточно лишь подчеркнуть в своем исполнении или при выборе музыкальной записи эти звуковые особенности, как процесс увеличенного слушания и исполнения получит “разбег”, так как дети всем своим существом стремятся участвовать в музыкально-игровых действиях.
Использование в процессе игры музыкальных произведений обусловлено самой природой музыкального искусства, поскольку музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Общеизвестно, что музыка – важнейшее средство коммуникации и интеграции. Ученые отмечают, что она невербальным образом усиливает эмоциональное восприятие, влияет на характер человека. Произведения музыкального искусства, используемые в качестве звукового ряда и сопровождающего основное задание, способствуют созданию воображаемой ситуации, дающий импульс к развитию творческого начала и позволяющей взглянуть на себя со стороны. Они способны решать проблему развития психических процессов младших школьников.
Музыкальные игры положительно влияют на эмоциональную сферу личности младших школьников. Их целью является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатия. По мнению многих исследователей, подобные игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчает процесс совместного обучения. Теоретический анализ специальной литературы показывает, что в ходе музыкальных игр дети имеют возможность устанавливать спокойную атмосферу, концентрировать внимание, получать новые впечатления, приобретать социальный опыт, учится общаться друг с другом. Особенность музыкально-игровой деятельности заключается также в том, что в ней создаются все условия для учебной деятельности. Она способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения, внимания [47, с. 17].
Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.
В процессе школьного музыкального образования, и, в частности на уроках музыки, целесообразно использовать стремление младших школьников к сюжетно-ролевым играм и сделать игровой метод основным на первом этапе музыкального обучения. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношение с окружающими совершает добровольно трудные действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, деловитость, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.
Что же касается музыкально-дидактических игр, то их главной целью является развитие музыкальных способностей, углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности. Использование на уроках музыки музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная музыкальная способность недостаточно сформирована у школьников, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Кроме того, музыкально-дидактические игры позволяют в наиболее доступной для ребенка форме преподнести весь теоретический материал [38, с. 190].
Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:
1. Сюжетно-ролевые:
– хороводные;
– подвижные;
– вокальные;
2. Игры с предметами:
– с музыкальными инструментами;
– настольно-печатные.
Другая классификация делит музыкальные игры на:
– музыкально-дидактические;
– ассоциативные;
– медитативные;
– интерактивные.
Таким образом, младший школьный возраст – это переход от игры к учебной деятельности, поэтому необходимо сделать этот переход как можно мягче. Музыкальные игры способны плавно перевести ребенка в сложную учебную деятельность, одновременно расширяя эмоциональную и познавательную сферы его жизни. Музыкальные игры, используемые педагогами в начальных классах, выполняют функции не только познавательные и закрепляющие, но также формируют характер ребенка, учат его самостоятельно мыслить, «провоцируют на творчество» (А. В. Торопова) и придают уверенности в себе при переходе от игры к учебе.