Классный час
Класс: 2
Тема : «Родное село – частица Родины»
Цель : активизировать имеющийся опыт 2-классников и систематизировать знания по теме «Родина»
Задачи:
в области ценностей: актуализировать понятия: Родина, Россия, Отечество, государство, президент, столица, государственные символы; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, толерантность и уважение к людям;
в области опыта: развивать навык работы с картой и иллюстративным материалом, навык работы в группе, в паре;
в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека и культурные традиции народа России;
в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
Форма проведения: дидактическая игра
Средства наглядности: карта РФ, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, карточки с географическими названиями, иллюстрации для работы в группах, мелодия гимна Российской Федерации,и слайд-шоу, фильм «Каргаполье», атласы.
Ход урока
Эпиграф:
“Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”
I. Организационный момент
- Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Урок окружающего мира проходит под девизом:
Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить! Слайд 1.
II. Введение в тему занятия
1. Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя.
На экране высвечивается карта России. Слайд 2.
- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника - первая вещь - это карта. У каждого из вас на столе лежит карта.
2. Конкурс «Знаешь ли ты карту» Поисково-практическая работа. Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор. Слайд 3.
Города: Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск
Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
Моря: Азовское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Черное море.
Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.
Реки: Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена,Обь
Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия? - Родина.
III. Определение темы и цели занятия
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Слайд 4.
- Как вы ее понимаете? Для вас важна данная тема урока? Почему?
IV. Актуализация знаний по теме занятия
Сейчас вы сядете произвольно по группам и вместе вспомните все, что знаете по теме из вашего личного опыта.
1. Составление интеллект - карты и синквейна:
1гр.- «Родина»;
2гр. – «Россия»;
3гр. – «Отечество».
2. Викторина «Символы» Слайды 5-10.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Кто является главой нашего государства?
- Что вы можете сказать о территории нашей страны? Рассказ ученика.
- Назовите столицу.
- Назовите символы государства.
- Что обозначают цвета флага России?
Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайд 11.
-Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
-Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)
Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
3.Конкурс «Подбери слово»
- Знаете ли вы, как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
-Кем для вас являются мама и папа? ( Слайд № 12) - родители)
-Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)
-Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)
-Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)
-Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»
- Верно, ребята»! (Слайд№13) Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
- В какой стране мы живем? (в России)
- Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (да)
4.Игра «Угадай-ка – что лишнее»
-Вы сейчас получите по две карточки с заданием. На карточках перечислены слова, связанные чем - то общим, вам нужно найти лишние по 4 слова, подчеркиваете прямо на карточке работа на время и скорость.
Карточка 1
Тараданово, Новосибирская область, Каргаполово, Ярославская область Сибирь, Тверская область, Самара, Зорино, Архангельск, Сузун.
Карточка 2
Новосибирская область, Греция, Чечня, Македония, Москва, Калмыкия, Франция, Краснодарский край, Ярославская область, Италия.
-Почему вычеркнули эти слова?
- А как называется область, в которой мы живем? (Новосибирская)
-Ребята, а почему наша область называется не Московская, не Свердловская, не Тюменская, а Новосибирская?
- А как можно, быстро догадаться и назвать главный город любой области: Московская-Москва, Брянская-Брянск, Саратовская - Саратов. А если я вам назову город, то как будет называться область Иркутск, Рязань, Кемерово, Киров,ТюменьОмск.
- Район наш, как называется? (сузунский) село?
-А на карте России есть он? Почему?
- Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома.
Словом, малая Родина у каждого своя!(слайд 14-15)
5.Игра «Составь слово» (работа в парах)
Из букв на экране составьте слова: Каргаполово, Зорино, Тараданово (слайд 16-18)
-Молодцы, а что за слова у вас получились. Сегодня в Каргаполовской сельский совет входит 3 населенных пункта: с. Каргаполово, с.Зорино, с. Тараданово.
- Найдите и отметь их в таблице. (У ребят карточки с таблицей), (слайд 19).
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
6.Игра с мячом « Наше село какое?»
-Сейчас поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наше село? Я задаю вопрос: наше село какое?
-Наше село….. ( красивое, чистое, современное, любимое, удивительное, цветущее, великолепное, гостеприимное, многонациональное, прекрасное, замечательное).
-Вы любите наше село?
7.Игра «Продолжи предложение…»
-За что вы любите его? (Я люблю Каргаполово, Зорино, Тараданово за то, что …в нем есть … (школа, садик, дом, друзья)
Ученик:
Говорят, все пути ведут к дому,
Говорят, он начало начал.
Человек, как никто, По-любому
Тосковал по нему и скучал.
Человек здесь на свет появился.
И отсюда пойдет он вперед,
Только где бы он не поселился,
Дом родной его вновь позовёт.
И порой невозможно вернуться
Нам туда, где пол жизни прошло.
Дом далёк, и года всё несутся,
Но лишь там нам светло и тепло.
8.Игра «Географы»
-Когда говорят «москвичи», «тюменцы», «рязанцы», - имеют в виду принадлежность к тому месту, где человек живёт, тюе. Москвич- человек, который живёт в Москве, пскович- в городе Пскове. Мы живём в селе Каргаполово значит, мы…(Каргаполовцы) Зорино (зоринцы, Тараданово (Тарадановцы)
-Каждой паре даётся карточка, на которой названия городов, сел, стран, назовите как называют жителей этих населённых пунктов, отвечаете прямо на карточке, работа на время и скорость.
Карточка 1
Владимир-
Муром-
Тамбов-
Иваново-
Карточка 2
Белоруссия-
Греция-
Египет-
Германия-
Карточка 3
Омск-
Сочи-
Краснодар-
Ковров-
V. Наше село
1.Беседа о достопримечательностях наших сёл
-А теперь представьте себе, что к вам в гости приехали люди, которые никогда не видели наше село, чтобы интересного вы могли рассказать о наших сёлах.
- Ребята, перечислите мне, пожалуйста, названия улиц нашего села. (Набережная, Школьная, Центральная, Солнечная, Кольцевая, Победы, Прифермская, и т.д.)
- А почему они так называются?
(просмотр отрывка фильма про Каргаполово)
-Какие памятные места есть в наших сёлах? Кому они посвящены?
-Какие достопримечательности еще наблюдали просматривая фильм?
-Давайте еще пройдемся по этим местам.
(просмотр слайдов 20-48)
2.Знаменитые люди Села
Ученик: С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И с необъятными полями!
Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
-Наша малая родина - это леса, плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной, река, богатая рыбой. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди.
Ученик:
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.
3.Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.(49-55)
1й ученик. Малыгин Александр Иванович, который в 1943году школьный портфель сменил на автомат. Старший лейтенант Малыгин Александр прошёл от Калининграда до Штетина. Демобилизовался из армии в 1950 году, работал учителем, директором Болтовской школы и заочно учился в педагогическом институте. С 1970 года – директор Зоринской, а затем Каргаполовской школы. Награждён орденом ВОВ, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.».
2й ученик. Носкова Августа Кирилловна
Родилась 27 ноября 1921 года в селе Каргаполово. Во время войны работала прицепщицей на тракторе, штурвальной на комбайне и комбайнёром, а зимой на тракторе «ХЗТ» без кабины. В лютые морозы заводила трактор железным ломиком.
3й ученик. Андриянова Вера Николаевна. Родилась 16 октября 1925 года в селе Каргаполово. Во время войны работала зимой – в бору, а как наступит весна - в поле и прицепщицей, и поваром, и на быках пахала, сеяла вручную, молотила, сушила и скирдовала сено.
4й ученик. Суднишникова Анна Ефимовна. Родилась 2 октября 1924 года в селе Тараданово. Работать начала ещё до войны. Во время войны работала на сенокосе, плугарём, учётчицей, зав. фермой. В мирное время , как лучший работник с/х, ездила в Москву на выставку достижений народного хозяйства.
5й ученик. Бауэр Марта Гейнриховна. Родилась 5 июня 1927 года в селе Орловское Саратовской области. С началом войны была выслана вместе с семьёй в село Ключики. Во время войны работала на сенокосе и в бригаде на разных работах.
6й ученик. Гергерт Анна Филипповна.
Родилась 31 декабря 1922 года в городе Энгельсе Саратовской области. Была с семьёй репрессирована и выслана в Чистоозёрный район в деревню Кошкур. Во время войны работала в поле сеяла вручную зерно, пахала на быках и ухаживала за лошадьми и быками.
7й ученик. Данилова Татьяна Васильевна. Родилась 28 октября 1928 года в селе Корабельниково Усть – Пристан-ского района Алтайского края. Рано осиротела. Во время войны работала на сенокосе (подгребала сено, возила на быках копны).
-Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.
VI. Заключение.
1)Творческая работа
-Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, селу, области, шкале, району?
Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в «Ящик пожеланий»
2.Задание по выбору:
1) обвести свои ладошки на листе бумаги, вырезать рисунок
2) вырезать голубей, облака, цветы
На доске оформляем композицию: земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают землю. Вокруг голуби и цветы.
-Что символизирует получившийся рисунок?
3)Изготовление сувенирного российского флажка.
- Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем классном часе каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20Х10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; «древко» (трубочка для коктейля).
План работы:
Дети изготавливают флажки и встают, поднимая их вверх.
-Ребята! Вот и закончилась наше познавательное путешествие по родному краю. Мы с вами можем смело гордиться тем, что родились и проживаем в замечательной стране РОСИЯ, в Новосибирской области, сузунском районе, в селах Каргаполово, Зорино, Тараданово – с удивительной историей и судьбой. Любите свой край изучайте его историю!
Спасибо всем ребятам, участвовавшим в подготовке классного часа по теме
«Родное село – частица Родины»
Ученик:
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
МКОУ «КАРГАПОЛОВСКАЯ СОШ»
Классный час
«Родное село – частица Родины»
(дидактическая игра)
Выполнила: Бауэр Вера Фёдоровна,
учитель начальных классов
Каргаполово 2015