II.Начальный этап | Тема: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Цель: определение роли семьи в формировании личности ребенка. Задачи: Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растет ребенок; Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями; Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей. Условия: школа, кабинет с освещением, партами и стульями, мультимедийная доска. Время проведения: 45 минут. Контингент:родители учащихся 1 класса. Практикум-игра «Корзина ассоциаций» Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «CЕМЬЯ – ЭТО…». Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить на доске. ( анализ предложенных ответов). При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность. - Итак, тема нашего родительского собрания «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, теплый очаг, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей. Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. В наши дни родителями быть непросто. Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в современном обществе. Чтобы жить в ногу со временем, необходимо постоянно быть в курсе событий светских и политических, следить за обновлениями гаджетов и за модой, отвечать на сообщения в соцсетях, везде успевать, выплачивать ипотеку, при этом не отказывать семье в отдыхе, правильном питании, развлечениях. Сложно? Всё это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм. Некоторые родители видят свою любовь в том, чтобы их ребенок всегда был хорошо одет, обут, накормлен, не понимая, что ребенку все равно, чисто или нет подметена комната... Ребенок страдает только от отсутствия ласки, общения. Ребенку необходимо такое общение, при котором он хочет беседовать и радоваться, переживать боль и сострадание, бороться со злом и с собственными недостатками. Общение с детьми — это труд родителей. Сегодня, когда взрослый и ребенок оказались в ситуации нелегкого нравственного выбора, ощущается необходимость более содержательного, предметного общения, потребность отцов и матерей помогать детям разбираться в сложной обстановке. Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. | Родители играют в игру и комментируют слова учителя. |
III.Основная часть | Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Однажды ученые провели эксперимент: группу молодых обезьян лишили, матерей, заменив их искусственной мамой. Это была обезьяна- кукла покрытая шерстью, теплая и даже с молоком для малышей; но она не могла их ласкать, трепать, вылизывать, то есть, не было эмоционального контакта. И что же? Эти молодые обезьяны росли злыми, агрессивными, с более низким уровнем развития, чем обычно. Нехватка положительных эмоций у детей ведет к неврозам, душевным травмам. Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции. Тест «Какие мы родители» Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему? Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться? Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем –либо своего ребенка? Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подождите, пока я закончу работу»? Ключ к тесту. За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0 баллов. Менее 6 баллов. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области. От 7 до 14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят. Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли ещё кое-что немного улучшить? | Родители слушают учителя. Проходят тест и выявляют результаты. |
VI.Принятие решений | Вернемся в теме нашего урока, вспомним о цели и задачах. Тема: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» Цель:определение роли семьи в формировании личности ребенка. Задачи: Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растет ребенок; Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями; Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.
Но есть и уродливая любовь, и форм ее много, вот главные из них: Любовь умиления, Любовь деспотичная, Любовь откупа. Любовь умиления Любовь умиления – это самое печальное. Что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда напрашиваются слова – куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой шаг и к чему он может привести. Любовь умиления развращает душу ребёнка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери и отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живёт на свете, существует. Дети – радость нашей жизни, мы живём и трудимся во имя счастья детей. Всё это – бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчёркивающую эту мысль, - это значит развращать детей. Любовь деспотическая Есть ещё одна разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая. Одна из газет опубликовала письмо 16-летнего юноши-десятиклассника одной из школ Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома всё, что надо делать для помощи родителям, - моет посуду, полы, чистит одежду и обувь всей семье. «Родители одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…». Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал. Гнусный деспотизм невежественных родителей, - это одна из причин, что у ребёнка с малых лет извращается о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков. Маленький человек ожесточается. Был сын маленьким мальчиком – был добрым, послушным; стал подростком – стал грубым, своенравным. Почему так происходит? Причина этого явления – в неумении родителей пользоваться своей властью над ребёнком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его , не злоупотребляйте своей властью. Помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, их душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола. Любовь откупа Ещё одна разновидность родительской любви – это любовь откупа. Есть отцы, искренне убеждённые в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребёнок одет, обут, сыт, здоров, у него есть всё необходимое для учёбы – что же вам ещё надо? Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться. Мы имеем дело с небольшим числом отцов – людей, страдающих неизлечимым пороком – нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной близости, таких людей намного меньше. Но если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, то дети растут в атмосфере духовной пустоты и убожества. Если детям не знакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего, ласка, участливость, сострадание, милосердие, то такие дети вырастут, скорее всего. Эмоционально невежественными людьми. Действительно, детей учит то, что их окружает. Давайте продолжим фразы. Если ребёнка часто критикуют – (он учится осуждать.) Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – (он учится драться.) Если ребёнка часто высмеивают – (он учится быть робким.) Если ребёнка часто позорят – (он учится чувствовать себя виноватым.) Если к ребёнку бывают снисходительны – (он учится быть терпеливым.) Если ребёнка часто подбадривают – (он учится уверенности в себе.) Если ребёнка часто хвалят – (он учится оценивать.) Если с ребёнком обычно честны – (он учится справедливости.) Если ребёнок живёт с чувством безопасности – (он учится верить.) Если ребёнка часто одобряют – (он учится хорошо к себе относиться.) Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – (он учится находить в этом мире любовь.) | Родители рассуждают на тему «уродливая любовь» и говорят свое мнение. Продолжают фразы, исходя из рассуждений. |
V.Заключительная часть | Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми? Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи». И закончить наше сегодняшнее собрание хочется стихотворением: В семейной жизни всем желаем счастья! Пусть ваши дети крепко любят вас! Пусть стороной вас обойдут несчастья. И солнечным пусть будет каждый час! Всем нам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в наших семьях всегда! | Родители отвечают на вопрос: Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку. |