kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание "Детская агрессия и способы ее преодоления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст проявления агрессии явно уменьшился. Часто можно наблюдать агрессивное поведение не только у подростков и взрослых, но и у малышей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Детская агрессия и способы ее преодоления"»

Учитель начальных классов МОАУ "Моготская СОШ"

Тындинского района Амурской области

Миронова М.Н,



РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 3 классе

Человек обладает способностью любить, и если

он не может найти применение своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется как бегством

от собственной душевной боли…

Эрих Фромм


ТЕМА: ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ЦЕЛЬ:

  • обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка;

  • формировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и пути ее преодоления.


Ход собрания

- Уважаемые мамы и папы! Тема нашей сегодняшней встречи серьезна и трудна – проявление детьми жестокости и агрессии.

Возраст проявления агрессии явно уменьшился. Часто можно наблюдать агрессивное поведение не только у подростков и взрослых, но и у малышей. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? Как помочь ребенку адаптироваться в мире, полном насилия и агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Определение понятия "агрессия".

Портрет агрессивного ребенка и причины детской агрессии.

- Что же такое агрессия, как выглядит агрессивный ребенок и каковы причины детской агрессии?

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, то есть становится грозой всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Как стать любимым и нужным – вот неразрешимая проблема стоящая перед таким ребенком он пытается найти способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; но не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку".

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, не замечают, сто вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Причины детской агрессии.

Почему ребенок становится агрессивным? Исследования в области изучения детской агрессии показывает, что на формирование данной особенности влияют:

  • негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

  • безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

Формированию агрессивности у ребенка может способствовать предрасположенность нервной системы к возбудимости. Однако практика показывает, что причиной развития агрессивности у детей чаще являются социальная среда и окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет у агрессивных родителей, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью и не могут научить этому своего ребенка.

Некоторые исследователи выделяют еще ряд причин детской агрессии:

  • Борьба за внимание.

Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он пытается привлечь к себе внимание любым способом. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может "проверять" искренность родительской любви: он хочет, чтобы его любили со всеми недостатками. А проявления родительской любви нередко носят оценочный характер: "Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю" или "Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя".

  • Обида на родителей

Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины детской агрессии могут быть разными: появление в семье младшего ребенка, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), невыполненное обещание, несправедливое наказание и т.д.

  • Неуверенность в себе.

Часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, бестолковым, начинает вести себя агрессивно. В этом случае детская агрессия выступает как защитная реакция. Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в закономерное поведение или исчезнет, не оставив и следа.

  • Отношения в семье.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

  • Агрессивное поведение на телеэкране, в компьютерных играх.

Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Иногда такое поведение ребенок переносит из игры в реальную жизнь. Причиной этого может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

Агрессия может быть физической, проявляясь в драках, разрушениях, поломке вещей, либо вербальной: дети ругаются, дразнятся, оскорбляют других.

  • Вербальная агрессия.

Объясните детям, что люди используют ругательные слова, лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. Следите за собственной речью.

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить значение этого слова, чтобы ребенку самому не хотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что значение слова настолько отвратительно, что Вы не можете произнести вслух.

Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

Если ребенок поймал на "нехорошем" слове Вас, имеет смысл извиниться пред ним, сказать, что, к сожалению, Вам не удалось сдержаться. Вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас; и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

  • Фактическая агрессия.

У ребенка физическая агрессия может проявляться по нескольким причинам: желание самоутвердиться, защитить себя, несдержанность, ощущение безысходности.

Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их приемлемым способом. Понимание этого нужно формировать у ребенка с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше внимания этому уделяется, тем легче ребенку будет реализовать себя в будущем, ведь умение находить компромисс, уважение к мнению других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

Пример агрессивного поведения ребенка. Этот случай произошел в одной из московских школ. Антон, ученик 2 класса, по отзывам классного руководителя, был очень вежливым и добрым мальчиком. Он никогда не дрался, не дразнил девчонок и даже не списывал. Ребята Антона не любили: они обзывали и дразнили его, никто не хотел с ним сидеть.

Однажды Антон повел себя так, как от него никто не ожидал. Дело было на перемене, из коридора доносились смех и крики. Антон стоял весь красный, напряженный. Один из самых хулиганистых мальчишек сказал ему: "Да ты просто ублюдок!" И тут случилось самое страшное: Антон схватил лежавший на столе циркуль и пырнул обидчика прямо в живот. Подоспевший классный руководитель остановил дальнейшее развитие ситуации. К счастью, рана оказалась незначительной и Мишу на следующий день выписали из больницы домой. После случившегося психолог провела беседу с семьей Антона. Мама мальчика рассказала: "Антошу часто обижают в школе, дразнят, а я ему говорю: "Не обращай внимания, полно на свете дураков". Я его часто жалею, покупаю ему игрушки. Антон всегда помогает мне по дому. Его даже наказывать не надо – достаточно мне объявить сыну бойкот, как он сразу пугается и просит прощения". Также психолог выяснила, что отец Антона всё время советовал ему: "Тебя все дразнят, потому что ты слабый и не можешь постоять за себя. Веди себя как мужчина. Тебя оскорбили – не хнычь, а сразу двинь в рожу. Увидишь, тебя сразу все зауважают: везде сильные в почете".

Так почему же мог произойти такой случай? Конечно, не следует сразу пророчить мальчику криминальное будущее. Антон не реагировал на издевки одноклассников, все обиды копил в себе, и однажды накопленные эмоции разом выплеснулись наружу. В таком состоянии человек может совершить поступок, противоречащий его сути.

Как же мог примерный мальчик из хорошей семьи превратиться в изгоя? В этом нет ничего парадоксального. антон просто не умел общаться. и виной тому воспитательные меры, которыми пользовались его родители. Мамина чрезмерная опека и жалость не приносили пользы. Папины упреки в недостатке мужественности тоже сыграли свою роль, заставляя мальчика всё больше разочаровываться в себе. В результате Антон не мог найти общий язык со сверстниками. Даже дома он чувствовал себя в роли жертвы. В школу мальчик приходил уже настроившись на издевки, и даже сам их провоцировал.

Работа с гневом

Любая человеческая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. При агрессии напрягается всё тело, а руки сжимаются в кулаки. Так наше тело мобилизуется для атаки. Если дальше не происходит физического действия, то злость и гнев остаются в нашем теле в виде напряжения. Снять это напряжение позволяют специальные упражнения и игры:

  • Ударить мячом о стенку с такой силой, чтобы он вернулся обратно.

  • С силой бросать снежки в стенку на прогулке.

  • С силой сжимать ненужную бумагу, скатывая ее в "снежок". Такие "снежки можно бросать друг в друга.

  • Ломать спички, прутики.

  • Резко рвать бумагу на мелкие клочки.

  • С силой черкать по бумаге карандашом, ручкой, фломастером.

  • Покричать в стаканчик или пакет.

  • Упражнение "Мешочек для криков". Когда закипит гнев, можно подойти к "мешочку для криков" и как можно громче покричать в него. Таким образом можно "избавиться" от своей злости.

  • Для поссорившихся детей будут полезны упражнения, выполняемые в парах: прокатывать два мяча навстречу друг другу так, чтобы мячи столкнулись; занять устойчивое положение на расстоянии меньше вытянутой руки от соперника, ноги на ширине плеч, упираясь руками в руки соперника, заставить его сойти с места; устроить соревнование: "Кто громче крикнет?", "Кто дальше прыгнет?", "Кто быстрее пробежит?" и т.п.


Памятка родителям по предупреждению детской агрессии

  • Нормализуйте семейные отношения.

  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения у Вас и Ваших близких, помня, что ребенок видит всё и подражает вам.

  • Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, и любите со всеми его недостатками.

  • Дайте ребенку понять, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

  • Научите его общению со сверстниками.

  • Старайтесь предотвращать агрессивные реакции.

  • Старайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

  • Не давайте своему ребенку невыполнимых обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

  • Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.

  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

  • Не шантажируйте ребенка изменением своего отношения к нему.

  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

  • Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его учебных успехов.

  • Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

  • Не фиксируйте внимание окружающих на поведении ребенка.

  • Веско осуждайте проявления агрессии (но без жестких наказаний).

  • Выясняйте причины агрессии тактично и спокойно, стараясь устранять их.

  • Снимайте агрессию ребенка через игры и тренинги.

  • Хвалите ребенка при любых позитивных сдвигах в поведении.

Вывод.

- Завершить нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы притчей. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: "Переверни и читай". Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: "Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую причиной проблем в поведении наших детей, их трудностей заключается в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе и в семье воцарятся мир и комфорт. Главные слова, которые нужно говорить своему ребенку: "Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем".





ЛИТЕРАТУРА: Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. / авт.-сост. С.Е. Матушкина. – Волгоград: Учитель, 2015.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание "Детская агрессия и способы ее преодоления"

Автор: Миронова Марина Николаевна

Дата: 14.04.2021

Номер свидетельства: 578126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Родительское собрание "Агрессия, её причины и последствия""
    ["seo_title"] => string(58) "roditelskoe_sobranie_agressiia_eio_prichiny_i_posledstviia"
    ["file_id"] => string(6) "569613"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1610216763"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Родительское собрание на тему "Как преодолеть кризис трёх лет" "
    ["seo_title"] => string(68) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-kak-prieodoliet-krizis-triokh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "137702"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417425990"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Родительское собрание на тему "Формирование здоровых детско-родительских отношений" "
    ["seo_title"] => string(92) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-formirovaniie-zdorovykh-dietsko-roditiel-skikh-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "137708"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417426846"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Родительское собрание на тему "Игра в жизни ребёнка" "
    ["seo_title"] => string(58) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-ighra-v-zhizni-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "136391"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417099217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства