Просмотр содержимого документа
«Режим дня младшего школьника.»
КГУ «СОШ №86» г. Караганда.
Учитель начальных классов. Яковенко Б.В.
Режим дня младшего школьника.
Режи́м (фр. régime от лат. regimen — управление, командование, руководство)в широком смысле — условия работы, деятельности, существования чего-либо.
Режим — это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца года.
На рост и развитие ребёнка влияют многие факторы: питание, двигательная активность, сон. Поэтому очень важным моментом является соблюдение режима. В режиме дня младшего школьника должны обязательно предусматриваться: приёмы пищи, прогулка, дневной сон, подготовка домашних заданий, общественно-полезный труд, занятия в кружках и секциях.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, а поэтому следует соблюдать его строгое чередование. Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. Основным видом деятельности младших школьников является их учебная работа в школе и дома. Для школьников младшего возраста, исходя из возрастных особенностей, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На подготовку домашних заданий в режиме дня младшего школьника следует выделить время после прогулки и обеда;
приготовление уроков нужно проводить на удобном рабочем месте,
мебель должна соответствовать росту ребёнка;
начинать самоподготовку следует в 15 - 16 часов, к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали для учеников 2 - 3 классов - 1,5 ч,4 классов - 2 ч. (помните, что в первом классе домашние задания не задают, это противоречит действующим санитарным правилам и нормам);
рекомендуется начинать уроки с предмета средней трудности для данного ребёнка, затем наиболее сложный предмет и в последнюю очередь - наиболее лёгкий;
во время приготовления домашнего задания нужно устраивать произвольные перерывы; проводите с ребёнком "физкультурные минутки" длительностью 5 - 10 минут.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3часов. Ребёнок нуждается в движениях. Чем больше ребёнок двигается, занимается активным спортом, тем активнее растёт и тем лучше развивается головной мозг. Поэтому в режим дня младшего школьника обязательно следует включать подвижные игры на свежем воздухе и занятия физической культурой.
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении, для восстановления работоспособности, перед выполнением домашних заданий необходимо организовать отдых на свежем воздухе. Целесообразно, в режиме дня младшего школьника, предусмотреть прогулку до обеда, длительностью не менее 1 часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.
В зимнее время полезно посещать с ребёнком каток, устраивать прогулки на лыжах.
В теплое время года - пробежки, различные игры: волейбол, баскетбол, теннис.
Рекомендуется также посещать с ребёнком плавательный бассейн. Это не только увеличивает двигательную активность ребёнка, но и сближает детей с родителями, вносит разнообразие в семейный отдых.
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 час. Занятия в кружках, секциях способствуют гармоничному развитию личности ребенка. Но и здесь важно не переусердствовать.
Рекомендуется посещение ребёнком не более двух секций или кружков.
Лучше, если это будут занятия в кружках или секциях разнонаправленного действия: один кружок или секция с двигательной активность (танцы, спорт), другой - со статическим характером (шахматы, кружок вязания, рисование и др.).
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для учеников 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для учеников 3-4 классов.
Перерыв между занятиями в школе и занятиями в кружке (секции) должен быть не менее 1 часа.
Начало занятий в кружках должно быть не ранее 9 часов, окончание - не позднее 20 часов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время (4—5 раз в сутки).
Приёмы пищи должны быть примерно в одно и то же время. При таких условиях, организм как бы заранее готовится к приёму пищи (выделяется желудочный сок, сок поджелудочной железы и др.) и она лучше усваивается.
Промежутки между приёмами пищи должны быть не более 4-х часов.
Очень важны завтраки, заряжающие организм энергией на весь последующий день.
Завтрак нужно планировать примерно на 7-8 часов (перед началом уроков в школе), обед - на 13 - 14 часов, полдник - на 16 - 17 часов, ужин - на 19 часов.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и чипсов ( в столовой школы) . Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
Просмотры телепередач и кинофильмов, времяпровождение за компьютером, для детей младшего школьного возраста, так же следует регламентировать режимом.
Следует ограничивать просмотр телевизора до 45 минут для обучающихся 1 - 3 классов и 1часа - для обучающихся 4 классов.
За компьютером дети младшего школьного возраста должны проводить не более 15-30 минут в день.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час. Сон оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка. Во время ночного сна выделяется соматотропный гормон - гормон роста, который регулирует рост тканей, мышц и оказывает влияние на длину кости. Ребёнок в младшем школьном возрасте должен спать не менее 8 часов в сутки.
Таким образом, для гармоничного роста и развития ребенка, необходимо составить и соблюдать примерный режим дня, в котором будут чередоваться все виды деятельности. Это позволит младшим школьникам хорошо учиться и сохранять свое здоровье.