Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации внеурочной деятельности»
Рекомендации по организации внеурочной деятельности.
Положение о внеурочной деятельности
Начинать этот процесс надо уже сейчас, когда идёт предварительное комплектование в школах.
Посмотреть, что мы можем предложить родителям и законным представителям детей (кадры)
Собираем родительские собрания (предлагаем свои занятия и выслушиваем предложения родителей, чем бы их дети хотели заниматься)
Анализируем (выбираем программы)
Положение о рабочих программах по внеурочке
Пишем рабочие программы
Заявление от родителей (август)
Важно, чтобы занятия по внеурочной деятельности:
не напоминали урок
были фактом психологической и физической разгрузки ребенка;
не сводились к набору мероприятий, а были целенаправленно выстроены;
обеспечивала достижение планируемых результатов.
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:
уроки проводятся по нормативным учебным программам.
урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы.
систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,
управлять развитием познавательных способностей,
формировать научное мировоззрение учащихся;
стимулирует домашнюю деятельность школьников;
на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.
У урока ограниченные возможности:
-для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника,
-создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся,
-для учета личностных особенностей педагогов и школьников,
-для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи,
-для их эффективной социальной адаптации,
-для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:
содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;
внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;
практическая значимость полученных знаний и умений;
широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
отсутствие домашнего задания.
Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
2) выездные занятия:
- экскурсии, поездки;
- походы (в том числе культпоходы);
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Методика подготовки и проведения выездного занятия.
Предварительная подготовка такого внеурочного занятия включает:
определение темы и содержания занятия;
определение места проведения занятия;
сбор информации или выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы учащихся (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка учащихся к выездному занятию:
рассказ педагога о месте проведения занятия;
установка (инструктаж) на выполнение заданий во время занятия;
обсуждение формы выполнения заданий;
обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания, эмоции, ощущения в освоении мира;
на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у школьников выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки (похода), обговорить тему и место следующего выездного занятия;
обобщенные материалы выезда необходимо вместе с учащимися оформить в какой-либо «продукт детского творчества»: стенгазету, альбом, рисунок, страницы в портфолио учащегося и т.д.
Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:
- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);
- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;
- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;
- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;
- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;
- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.
Часть внеурочных занятий проводится в условиях учебного кабинета и педагогу необходимо создать неформальную и удобную для занятия обстановку.
Организация пространства учебного кабинета
для проведения внеурочного занятия.
Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. По возможности лучше подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. При отсутствии такой возможности, расположение мебели в учебном кабинете меньше всего должно напоминать учащимся школьный класс.
Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому учащемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия, и каждый из учеников мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места педагог должен видеть каждого ребенка.
Различные формы расположения мебели в учебном кабинете (буква “U”, «круг», «кафе») помогают в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности внеурочного занятия необходимо учитывать это, отдавая предпочтение той или иной форме организации учебного кабинета.
Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы, как «круг» и «кафе», которые предполагают интерактивные формы ведения занятий.
Форма расположения
Схема
Плюсы данной формы
Минусы данной формы
Буква “U”
1. комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
2. активность и инициатива учеников на занятии;
3. стол – защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз);
демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;
2. чувство значимости каждого – повышение самооценки;
3.чувство коллективизма;
4. высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу);
5. умение слушать и принимать чужую точку зрения;
6. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
7. легче (для педагога) определить лидера;
8. развитие речи, коммуникативных навыков;
9. умение выступать перед аудиторией
1. дискомфорт в начале работы для робких учеников (открытость, не за что спрятаться)
«Кафе»
1. тесный психологический контакт для всех (контакт глаз);
2. демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;
3. чувство коллективизма;
4. высокая степень активизации самостоятельной работы каждого чл. группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
5. экономия времени на достижение результата;
6. умение слушать и принимать чужую точку зрения;
7. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
8. легче определить лидера
1. возникновение группировок;
вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);
2. подавление 1 – 2 личностями других членов групп
При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля.
Параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию необходимых инструментов, материалов, наглядности для внеурочных занятий.
Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе: театр,
клуб,
творческая мастерская,
ансамбль,
оркестр и т.д.
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:
уроки проводятся по нормативным учебным программам.
урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы.
систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,
управлять развитием познавательных способностей,
формировать научное мировоззрение учащихся;
стимулирует домашнюю деятельность школьников;
на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.
У урока ограниченные возможности:
-для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника,
-создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся,
-для учета личностных особенностей педагогов и школьников,
-для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи,
-для их эффективной социальной адаптации,
-для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:
содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;
внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;
практическая значимость полученных знаний и умений;
широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;