Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса "Окружающий мир" по УМК "Гармония".
Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса "Окружающий мир" по УМК "Гармония".
Статья о реализации ФГОС при изучении младшими школьниками курса "Окружающий мир"УМК " Гармония".Курс нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса "Окружающий мир" по УМК "Гармония".»
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» по УМК «ГАРМОНИЯ»
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
( В. А. Сухомлинский)
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок учился с желанием, охотой, узнал что-то новое, тянулся к книге, как можно быстрее научился быть самостоятельным. Что для этого необходимо? Конечно, хорошая школа! Да, ещё нужен современный думающий педагог, который компетентен в области обучения, развития, воспитания детей. И, естественно, учебные пособия: учебники, рабочие и проверочные тетради, методические разработки для педагога.
Каждое общеобразовательное учреждение тщательно подходит к выбору учебных пособий, по которым будут заниматься в учебном году его ученики. Педагогический коллектив нашего учреждения в начальной школе работает по двум учебно -методическим комплектам «Гармония» и «Планета Знаний».
Я начинала работать по программе «Гармония» в то время, когда в школах вводились разные УМК . Первые дети, начинавшие со мной эксперимент, окончили школу в 2015 году.
Сейчас, по данной программе стали заниматься еще учителя, мы уверены в том, что работа по учебно-методическому комплекту «Гармония» - это непростой, но неизменно интересный, захватывающий и обогащающий каждого его участника путь.
В словаре В.И.Даля сказано: «Гармония - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, ...согласие, стройность»... Все эти слова применимы, на мой взгляд, для описания процесса обучения по этой УМК . В учебных пособиях УМК «Гармония» заложены новые подходы к решению методических проблем. Идёт всестороннее развитие ребёнка: эмоциональные, познавательные интересы, умение общаться, полно выражать свои мысли. В учебниках даны такие методические подходы к организации учебной деятельности, которые создают условия для понимания изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя и ученика, и ребят друг с другом, обеспечивают ситуацию успеха.
На основании проведенного опроса, педагогами, работающими по УМК «Гармония», сделаны следующие выводы:
1. Комплект «Гармония» реализует деятельностный подход, это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий.
2. Проблемный характер изложения содержания в данном УМК наблюдается эпизодически: иногда ставится проблема.
3. Групповая работа, работа в парах заложена в заданиях, в самой системе.
4. В разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК, есть система.
5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражено в подборе материала, в структуре учебников.
7. УМК в полной мере не предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников.
8. Большая часть заданий – на формирование познавательных учебных действий.
9. В учебниках заложены задания, которые дети должны выполнить самостоятельно или в группах (расскажи дома, составь словарный диктант, объясни родителям), придумать сказку, составить вопросы по докладам, составить карту-путешествие «В поисках клада».
10. В УМК формируются действия контроля через отдельные задания, например, сверить слова со словарем, проверь товарища, взаимопроверка, самооценка работы.
11. Данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно.
12. В задания учебников включены примеры из реальной жизни.
13. Данный УМК частично обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся.
УМК «Гармония» - это учебно- методический комплект под ред. профессора Н.Б.Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемно-развивающего обучения.
Учебники УМК «Гармония» составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
К каждому учебнику комплекта «Гармония» имеются рабочие тетради. Они вносят разнообразие в работу над учебным материалом и снимают усталость детей от письма.
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для учителя принцип деятельностного подхода требует понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. При таком подходе у ребенка будет право на ошибку и возможность исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
В своей статье рассмотрю реализацию ФГОС при изучении курса «Окружающий мир» УМК «Гармония».
Группировка учебного материала по трем стержневым линиям изучения окружающего мира такова: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Система заданий составлена с учётом разных уровней усвоения знаний, что даёт возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.
Курс нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников.
Формирование универсальных личностных действийосуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением .. ?», «Оцени, как вели себя дети...», «Как ты поступаешь в таких случаях?» и т. п.).
Формированию регулятивных учебных действий способствуют различные методические приемы. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) обучающимся учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые ставятся в учебнике перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетрадях. Помощь ученику в осознании цели оказывается словесно, графически, с помощью иллюстраций, условных знаков («вспоминаем изученное ранее», «узнаём новое», «наблюдаем» и др.). Планирование учебных (исследовательских) действийученик осваивает, наблюдая объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе (в учебнике предложены варианты проектных работ, исследований, подсказки к их планированию и презентации). Способность к контролю, самоконтролю и коррекцииформируется при подведении итогов урока (проверить правильность своих выводов можно по содержанию «копилки знаний»), при выполнении заданий в рабочих и тестовых тетрадях, в которых дана установка («Проверь, научился ли ты пользоваться схемами», «Оцени свою работу соответствующим значком», «Подумай, что тебе нужно повторить, чтобы справиться со всеми заданиями» и др.).
Развитие познавательных действий, положительного отношения к учению формируется по-разному: через включение в содержание учебников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности, — репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня помечены специальным значком); через предоставление возможности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Можешь ли объяснить...», «Если хочешь, выполни творческую работу...», «Выбери три задания из тестовой работы.,.», «Придумай задание для одноклассников...», «Выбери объект для наблюдения, исследования...» и др.). Развитие, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание тем («Творения людей вокруг тебя», «Красота природная и рукотворная», «Путешествие по залам музеев» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире. В учебнике предлагаются стихотворения, репродукции картин, фотографии, а учащимся предоставляется возможность создать свои творческие работы, отражающие собственное восприятие мира. Учащимся предлагаются такие задания: собрать информацию о предмете изучения, непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему, карту и др.; сравнить, распределить на группы изучаемые объекты; выявить взаимосвязи между объектами; обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (состояния погоды, карты и др.); сделать модель; выполнить опыт (по изучению свойств воздуха, воды и др.).
Для развития коммуникативных способностей в учебнике предложены задания, выполняя которые обучающийся получает возможность вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («работаем в паре», «вместе со взрослыми», «в группе») и соответствующими словами («обсудите», «предположите», «оцените», «выполните»), которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или с группой ребят («разыграйте сценки приветствия, прощания...», «составьте сообщение от имени...» и др.).
Примечать, сравнивать, улавливать закономерности и связи явлений природы – вот те задачи, которые решаю и раскрываю перед детьми на уроках. Включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс обучения дает возможность решать задачи по духовно- нравственному воспитанию.
Формы организации учебного процесса разнообразны: урок-игра, уроки в музее, уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-праздники и др. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Например, урок окружающего мира по теме «Россия-страна лесов» (4кл.) провела в форме пресс – конференции.
Урок основан на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
- У нас в гостях лиственница. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов:
- Как Вас зовут?
- Где Вы живете? Расскажите о себе.
-Что мешает Вам поселиться в степи?
-Рады ли Вы встретить у себя в лесу человека? и т.д.
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Уже с первого класса включаю детей в исследовательскую деятельность, знакомлю с «методами исследования»:
1. «Подумать самостоятельно»;
2. «Спросить у другого человека (учителя или родителя)»;
3. «Посмотреть в книгах» ;
4. «Посмотреть по телевизору»;
5. «Получить информацию у компьютера»;
6. «Понаблюдать»;
7. «Провести эксперимент».
На начальном этапе урока актуализация знаний учащихся предполагает и личный опыт детей. Разные мнения детей ведут к выдвижению проблемы. Решение проблемы приводит к необходимости спланировать свои действия. И, наконец, полученные результаты нужно представить и защитить. Таким образом, обучающиеся самостоятельно определяют весь цикл исследовательской деятельности и выбирают метод исследования. Например, урок – исследование «Вода и ее свойства» (3 кл. «Гармония»)
Этап погружения в совместную деятельность
Актуализация проблемной ситуации, выбор темы исследования
Этап разворачивания совместной деятельности
Осознание проблемы
Выдвижение разных версий, выбор способа решений:
- самостоятельно подумать;
- спросить у учителя физики;
- найти по Интернету;
- провести эксперимент
3. Работа в группах
Этап оформления и предъявления результатов совместной деятельности
Обоснование эффективности выбранного способа, контроль и оценка способа действий.
Продолжением этой темы станет подготовка доклада «Что я знаю о воде».
В деятельности учителя должно обратить на себя внимание следующее положение стандарта.
«Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Вот здесь приходят на помощь разноуровневые задания, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения.
Таким образом, с помощью учебников образовательная система «Гармония» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, без психологических перегрузок с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Учитель сможет организовать учебный процесс по формированию у обучающихся не только предметных умений, но и личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий, ученик же сможет осознать процесс учения, освоить комплекс предметных и метапредметных умений для успешного продолжения учёбы в основной школе.
Итак, УМК «Гармония» - это гармонично развивающее обучение школьников. И при своем анализе результатов введения ФГОС второго поколения в практическую работу по средствам УМК «Гармония», могу с уверенностью сказать, что мой ученик будет соответствовать портрету выпускника начальной школы.
Главное! По каким бы стандартам не учился ребёнок, наша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учёбе. Любите ребёнка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!
Список литературы.
1.Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой.- Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2004 г.
2.«Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».
Интернет-ресурсы: www.festival.1septembr.ru
www.shkola.edu.ru
www.pedsovet.su
3.Окружающий мир: программа 1-4 классы/ О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012.