Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен
помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется
целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям
первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания
ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как
невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение
управлять своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому
важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться
фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять
задания только с помощью взрослого, который подсказывает
последовательность действий. Это не является отрицательной
характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные
особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать
особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со
взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок
процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в
коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие
учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки,
стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего незнающих или
не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм
доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим
авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя
пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять
ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет
в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо
особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников
важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно
зависеть от реальных успехов ребёнка.
Для развития самостоятельности и активности детей важно
положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже
неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать
детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают,
ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не
запрещать и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры
с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают
самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны
присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную
задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает
систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры
важны для формирования произвольного поведения, воображения,
творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
Помните, что первоклассник - маленький человек в зоне перехода, весь
устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего
сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок - равное нам
существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью,
возможно, гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.
Рекомендации:
1 Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е.
помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление
могут стоить ребенку здоровья, т.е.
обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на
одном предмете, монотонных движений;
отводить большее место практическим действиям с предметами, работе
с наглядностью.
1 Систематически проводить индивидуальную работу с детьми,
имеющими трудности в адаптации.
2 Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям,
имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении:
леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
3 Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе
сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их
авторитет и самооценку.
4 Использовать активно-положительный стиль педагогического общения
с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в
методах работы учителя и воспитания.
5 Используйте активные формы работы для формирования коллектива и
создания благоприятного социально - психологического климата.
6 Знание психологических особенностей детей 7-го года жизни (включая
изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее
эффективного взаимодействия с учащимися.
7 Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте
последовательность действий из урока в урок.
8 Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в
качестве наказания.
9 Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно.
Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны
спросить одно и тоже несколько раз.
10.Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще
всего в 7 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
11.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса;
будьте в курсе их радостей и переживаний.
12.Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски
новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод
сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.