Просмотр содержимого документа
««Рекомендации по организации инклюзивного обучения детей с задержкой психического развития»»
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития.
Для детей этой категории учащихся характерны: незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение потребности в общении, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень работоспособности, познавательной деятельности, памяти, внимания, восприятия, обусловливающий недоразвитие речи и мышления.
Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.
1) Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
2) Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
3) Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
4) Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
5) Поддержка ребенка со стороны педагогов.
6) Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
7) Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
8) Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
9) Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
10) Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
11) Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
1 2) Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, Е. М. Мастюковой с соавторами отнесены следующие:
- создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
- обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;
- использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
- дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Ейск 2023
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
Отделение Школьного образования и прикладной информатики. Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рекомендации по организации инклюзивного обучения детей ЗПР