Просмотр содержимого документа
«Развитие алгоритмического мышления на уроках в начальной школе»
Головина Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
МАОУ гимназии № 26 г. Томска
Развитие алгоритмического мышления
на уроках в начальной школе
В программе начального образования одним из планируемых результатов является «…создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов..», «…научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы…»
В учебнике математики по системе развивающего обучения Л.В. Занкова введен знак «Составляем алгоритм», которого не было ранее в учебниках.
Овладение алгоритмом выполнения какой-либо операции включает два основных этапа: пошаговое его использование и последующее постепенное свертывание.
Для лучшего и более быстрого овладения алгоритмами выполнения операций рекомендуют использовать при проведении как письменных, так и устных вычислений. В учебнике математики 2 класса приведены примеры алгоритмов при изучении темы «Сложение двузначных чисел без перехода через разряд», «Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд», «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».
Алгоритм «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».
Записать вычитаемое под уменьшаемым. Разряд под разрядом.
Вычесть единицы. Выполнить вычитание единиц нельзя. Поэтому превращаем 1 десяток в 10 единиц и прибавляем их к единицам уменьшаемого. Выполняем вычитание единиц.
Вычесть десятки, помня о том, что 1 десяток уже использован.
Записать ответ.
Но наряду с уже готовыми алгоритмами, предлагаемыми авторами учебников при изучении многих тем, опираясь на наблюдения и в результате диалога, самостоятельно с обучающимися создавали алгоритм деятельности при изучении многих других тем. Например, при решении уравнений.
Алгоритм создавали постепенно, в течение нескольких уроков его совершенствовали и уточняли. Обучающиеся с интересом включились в эту работу, дополняли, предлагали, спорили, доказывали правильность своего суждения – все это вносило в урок элементы творчества и новизны.
В итоге получился следующий алгоритм:
Обозначить компоненты действия
Обозначить целое и части
Вспомнить правило
Решение
Проверка (подставить полученный корень уравнения вместо неизвестного)
Проверка (вычисление выражения)
Вывод
Ответ
Самооценка, оценка
Впоследствии фиксирую внимание обучающихся на использовании выведенного алгоритма при решении уравнений. У каждого ученика есть памятка с алгоритмом и образец оформления уравнения. Далее идет первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух.
Самостоятельная работа предлагается ученику через несколько уроков после изучения. После выполненной работы следует ознакомиться с правильным решением. Предлагается самопроверка по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку (или взаимопроверку), пошагово сравнивая с эталоном. Напротив каждого шага в алгоритме ученик ставит плюс, если выполнил правильно этот шаг, или минус, если шаг пропустил. В итоге образуется объективная оценка своей деятельности.
К аналитической деятельности на уроках математики относится и работа по поиску различных способов решения задач. С обучающимися был коллективно создан алгоритм решения задач.
На уроках математики и русского языка обучающиеся используют уже ранее составленные алгоритмы и с удовольствием создают свои. Привожу пример алгоритманаписания мягкого знака после шипящих (в конце каждого алгоритма прописан образец рассуждения).
Алгоритм написания мягкого знака после шипящих
Слышу шипящий звук [ч’], [ж], [ш], [щ’] в конце слова
Определю часть речи (ставлю в начальную форму)
Если это имя существительное, определяю род
Если имя существительное женского рода в начальной форме – пишу мягкий знак, если мужского рода – мягкий знак не нужен.
Алгоритм в схеме:
ь
Образец: Вот первый луч солнца упал на рожь.
В слове луч слышу шипящий звук [ч’] в конце слова. Определяю часть речи: луч (он мой) имя существительное мужского рода, значит, мягкий знак не пишем.
В слове рожь слышу шипящий звук [ш] в конце слова. Определяю часть речи: рожь (она моя) имя существительное женского рода, значит, мягкий знак пишем.
В итоге обучающиеся не просто имеют представление об алгоритмах, но и постепенно учатся сами создавать их в разных формах: создание словесного алгоритма, в форме схемы или рисунка.
Используя алгоритмы, у младшего школьника формируется грамотная речь, точные и полные действия при решении любых задач и, как итог, – прочные знания.