kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие алгоритмического мышления на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рекомендована для учителей начальных классов. Описана работа на уроках с использованием алгоритмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие алгоритмического мышления на уроках в начальной школе»


Головина Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

МАОУ гимназии № 26 г. Томска

Развитие алгоритмического мышления

на уроках в начальной школе

В программе начального образования одним из планируемых результатов является «…создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов..», «…научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы…»

В учебнике математики по системе развивающего обучения Л.В. Занкова введен знак «Составляем алгоритм», которого не было ранее в учебниках.

Овладение алгоритмом выполнения какой-либо операции включает два основных этапа: пошаговое его использование и последующее постепенное свертывание.

Для лучшего и более быстрого овладения алгоритмами выполнения операций рекомендуют использовать при проведении как письменных, так и устных вычислений. В учебнике математики 2 класса приведены примеры алгоритмов при изучении темы «Сложение двузначных чисел без перехода через разряд», «Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд», «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».

Алгоритм «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».

  1. Записать вычитаемое под уменьшаемым. Разряд под разрядом.

  2. Вычесть единицы. Выполнить вычитание единиц нельзя. Поэтому превращаем 1 десяток в 10 единиц и прибавляем их к единицам уменьшаемого. Выполняем вычитание единиц.

  3. Вычесть десятки, помня о том, что 1 десяток уже использован.

  4. Записать ответ.

Но наряду с уже готовыми алгоритмами, предлагаемыми авторами учебников при изучении многих тем, опираясь на наблюдения и в результате диалога, самостоятельно с обучающимися создавали алгоритм деятельности при изучении многих других тем. Например, при решении уравнений.

Алгоритм создавали постепенно, в течение нескольких уроков его совершенствовали и уточняли. Обучающиеся с интересом включились в эту работу, дополняли, предлагали, спорили, доказывали правильность своего суждения – все это вносило в урок элементы творчества и новизны.

В итоге получился следующий алгоритм:

  1. Обозначить компоненты действия

  2. Обозначить целое и части

  3. Вспомнить правило

  4. Решение

  5. Проверка (подставить полученный корень уравнения вместо неизвестного)

  6. Проверка (вычисление выражения)

  7. Вывод

  8. Ответ

  9. Самооценка, оценка

Впоследствии фиксирую внимание обучающихся на использовании выведенного алгоритма при решении уравнений. У каждого ученика есть памятка с алгоритмом и образец оформления уравнения. Далее идет первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа предлагается ученику через несколько уроков после изучения. После выполненной работы следует ознакомиться с правильным решением. Предлагается самопроверка по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку (или взаимопроверку), пошагово сравнивая с эталоном. Напротив каждого шага в алгоритме ученик ставит плюс, если выполнил правильно этот шаг, или минус, если шаг пропустил. В итоге образуется объективная оценка своей деятельности.

К аналитической деятельности на уроках математики относится и работа по поиску различных способов решения задач. С обучающимися был коллективно создан алгоритм решения задач.

На уроках математики и русского языка обучающиеся используют уже ранее составленные алгоритмы и с удовольствием создают свои. Привожу пример алгоритма написания мягкого знака после шипящих (в конце каждого алгоритма прописан образец рассуждения).

Алгоритм написания мягкого знака после шипящих

  1. Слышу шипящий звук [ч’], [ж], [ш], [щ’] в конце слова

  2. Определю часть речи (ставлю в начальную форму)

  3. Если это имя существительное, определяю род

  4. Если имя существительное женского рода в начальной форме – пишу мягкий знак, если мужского рода – мягкий знак не нужен.

Алгоритм в схеме:


ь


Образец: Вот первый луч солнца упал на рожь.

В слове луч слышу шипящий звук [ч’] в конце слова. Определяю часть речи: луч (он мой) имя существительное мужского рода, значит, мягкий знак не пишем.

В слове рожь слышу шипящий звук [ш] в конце слова. Определяю часть речи: рожь (она моя) имя существительное женского рода, значит, мягкий знак пишем.

В итоге обучающиеся не просто имеют представление об алгоритмах, но и постепенно учатся сами создавать их в разных формах: создание словесного алгоритма, в форме схемы или рисунка.

Используя алгоритмы, у младшего школьника формируется грамотная речь, точные и полные действия при решении любых задач и, как итог, – прочные знания.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие алгоритмического мышления на уроках в начальной школе

Автор: Головина Татьяна Сергеевна

Дата: 31.07.2016

Номер свидетельства: 338333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "программа для 4 класса  "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dlia-4-klassa-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000595"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106355"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000969"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Внеклассное мероприятие по информатике для начальной школы "Умники и умницы" "
    ["seo_title"] => string(84) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-informatikie-dlia-nachal-noi-shkoly-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "128272"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415462911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства