kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся в курсе литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Как же развивать способность к творчеству? Необходимо создавать такие условия, в которых ребёнок всесторонне развивается. Это развитие различных интересов, наблюдательности, речи, нестандартности мышления, развитие интеллекта, становление активности и инициативности личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся в курсе литературного чтения»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тайна возбуждает творчество.

А. Эйнштейн

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности в различных сферах жизни общества. Креативность, потребность в творчестве и подготовленность к нему идёт вразрез с тривиальностью мышления, со стандартизацией в мыслях и чувствах.

Велика роль школы в воспитании личности творчески мыслящей, активной, инициативной. Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование этих способностей в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах идёт закладка «фундамента», той оперативной базы, на основе которой будет формироваться мировоззрение, мироощущение, миропонимание личности, а также в этот период строятся основы стереотипов действия личности в окружающем его мире. И если ребёнок не научится творчеству в начале своего пути, то, скорее всего, этого не произойдёт и позже.

Как же развивать способность к творчеству? Необходимо создавать такие условия, в которых ребёнок всесторонне развивается. Это развитие различных интересов, наблюдательности, речи, нестандартности мышления, развитие интеллекта, становление активности и инициативности личности. В этом процессе ребёнок не объект, а субъект, ведь подлинный творец – это великий труженик. Роль же учителя – планомерное и последовательное создание условий для творческого роста каждого ребёнка. Тут педагогу необходимо помнить, что дети различаются по степени одарённости, интеллектуальности, развитости психофизических процессов.

Неограниченные возможности для развития творческих способностей дают уроки литературного чтения. Литературный текст является мощным орудием становления творческого начала в человеке. Кроме того, литература не только источник творческой энергии, но и её потребитель. С.Я. Маршак сказал: « Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». То есть литература как искусство заинтересована в читателе, способном мыслить творчески, в читателе открытом для творчества, в читателе с богатой фантазией и воображением.

Урок в начальной школе, а тем более урок литературного чтения, – это время знаний, время развития, время общения, это постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта. Необходимо избежать на уроке многократного, монотонного перечитывания, ненужного препарирования произведения, скрупулёзного и дотошного анализа.

Главное, чтобы на уроке царила такая атмосфера, которая помогает почувствовать детям себя творцами, не мешает ребёнку проявить своё «Я», высказать своё предположение, свою точку зрения.

Вне воздействия искусства трудно представить себе формирование творческой личности, способной и готовой ориентироваться в обстоятельствах современного мира и принимать самостоятельные решения. Учителю надо продумать пути интеграции уроков чтения с уроками изобразительного искусства, музыки. Интеграция позволяет пробуждать у учащихся эмоциональную отзывчивость, воспитывать культуру чувств, нравственно обогащать личность ребёнка, также она направлена на пробуждение творческого начала.

Какова же система развития творческих способностей? В частности на уроках литературного чтения.

Первый « блок» - это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: общительность, речевая и общая активность, натренированность памяти, скорость мышления, привычка анализировать и осмысливать факты. Для творчества также нужны воля, умение преодолевать свою лень, умение преодолевать объективные трудности. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, развитые познавательные интересы, воображение. В таком аспекте, можно рассматривать творчество как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности ребёнка.

Знакомство с устным народным творчеством; с яркими в эмоциональном плане образцами детской литературы; конкурсы, викторины, выступления, выходящие за рамки повседневности и стандарта; сочинения различного вида - всё это формирует указанные предпосылки.

На грани творчества находится исполнительская деятельность, которая во многих случаях возвышается до подлинного творчества: выразительное чтение, драматизация, музыкальные композиции, иллюстрирование прочитанного, составление плана, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев и пр.

Итак, первый компонент системы - это предпосылки творчества, которые, впрочем, могут перерасти в подлинное творчество.

Второй - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Исполнительная деятельность тоже может подняться до самовыражения: нельзя исключать того, что в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя и тогда в произнесении реплик он поднимается до самовыражения. То же можно сказать об иллюстрировании: когда школьник рисует сюжетную картину, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни вносит что-то своё, что-то от своей личности, от своего понимания героя или события, - это самовыражение.

Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений. В сочинении всегда выражается личность пишущего, хочет он этого или нет. Личность выражает себя в манере чтения, диалогах, отзывах о прочитанном.

Важным этапом в самовыражении личности являются развёрнутые обоснованные ответы на поставленные вопросы, а также формулировка вопросов по прочитанному в заданной плоскости.

Формирование и формулирование вопроса – это целая наука. Вопросы бывают разные: есть вопросы, ориентированные на репродукцию содержания. Такие вопросы развивают память, наблюдательность. А есть вопросы, которые помогают ученику перевести информацию в другой контекст – выразить свои предположения, сравнить, обобщить, угадать замысел автора, пофантазировать.

- Как вы оцениваете поступок … ?

- Что, на ваш взгляд, является причиной … ?

- Выразите своё отношение к герою.

Для актуализации процесса самовыражения можно завести тетради. Они вызывают творческий интерес к изучаемому и вводятся только тогда, когда у детей появляется желание сделать определённую запись или рисунок. В таких тетрадях можно прочитать собственные впечатления детей о прочитанном, какие – либо зарисовки, высказывания, собственные сочинения (сказки, стихотворения, рассказы, потешки, дразнилки и т. д.). Творческая работа детей в этих тетрадях должна всячески поощряться. Этому способствует также организация выставок тетрадей, рисунков, коллективное оформление в классе газет, журналов, книг, организация конкурсов.

Итак, собственный рисунок, собственное стихотворение, самостоятельная постановка вопросов, рисование кадров воображаемого фильма, импровизация сказки – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения.

Третий блок системы – это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, деятельность в изучении теории и практики, конструирование.

В этот блок входят следующие виды работ: наблюдение за средствами выразительности и изобразительности, наблюдение над текстом, его структурами, построение новых планов, планов нового типа, изобретение образных, иносказательных оборотов речи, построение доказательств, сравнений, рассуждений.

Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она дерзает творить. В противном случае творчество (точнее псевдотворчество) может не только оказаться просто неудачным, но и принести неисчислимые бедствия. Творчество не есть всплеск эмоции, оно неотделимо от знаний, умений. Эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. Но пробуждают творческий акт, обеспечивают результативность, подлинное созидание лишь проверенные (исследованные) знания и умения.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах. Этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

В связи с этим понятен интерес к выявлению индивидуальных особенностей каждого, к развитию его способностей, и, прежде всего, способностей творческих.

Школа призвана оказывать индивидуально-ориентированную помощь детям в реализации базовых первичных потребностей, без чего невозможно ощущение природной « самости» и человеческого достоинства. Кроме того, она создаёт условия для максимальной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребёнку в духовном и творческом самовоплощении. Развитие творческих способностей – это один из путей становления уверенности личности, программирование на успешность.

У каждого ребёнка есть творческие задатки, он смотрит на мир удивлёнными глазами, ему присущи восторженность, поэтичность. Учитель же должен ценить это больше всего и стремиться всеми силами поддерживать этот огонёк творчества.

Творчество – это волшебная атмосфера, в которой расцветает счастье. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлечённости.


Список литературы:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

2. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М: Народное образование, 2004. – 128 с.

3. Маршак С.Я. Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания. – М.: Советский писатель, 1964. – 584 с.


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие творческих способностей учащихся в курсе литературного чтения

Автор: Мягкова Светлана Анатольевна

Дата: 05.05.2018

Номер свидетельства: 468522

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урочная и внеурочная деятельность на уроках литературного чтения «СКАЗКИ» "
    ["seo_title"] => string(84) "urochnaia-i-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "147103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419327267"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Цели и задачи курса литературного чтения, УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "tsieli-i-zadachi-kursa-litieraturnogho-chtieniia-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "168854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423309309"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства