kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных способностей младших школьников и влияние их на повышение мотивации в обучении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие познавательных, интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, проблема развития креативности и поддержание творческой активности становится актуальной. В связи с этим возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

      Начальное обучение – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, ибо в этом возрасте формируются базовые основания личности. Этот возраст наиболее сенситивен для целенаправленного формирования личности, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению высокого уровня знаний. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей младших школьников и влияние их на повышение мотивации в обучении. »

Развитие познавательных способностей младших школьников и влияние их на повышение мотивации в обучении.

Попова Т.А.СОШЛ № 53

Учитель начальных классов


Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие познавательных, интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, проблема развития креативности и поддержание творческой активности становится актуальной. В связи с этим возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

Начальное обучение – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, ибо в этом возрасте формируются базовые основания личности. Этот возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению высокого уровня знаний. Считаем, что задания познавательного, творческого характера направлены на развитие операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности, а значит, обеспечивают высокий уровень обученности и позволяют добиться качественных результатов. Целью своей педагогической деятельности считаем реализацию психолого-педагогических идей П.Я.Гальперина, Л.С.Выготского, Ю.З.Гильбух,  К.М.Гуревич и др. в собственной практике.

Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию познавательных способностей младшего школьника.

Объект исследования: развитие способностей детей школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития познавательных способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития познавательных способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:

- созданы условия, способствующие развитию познавательных способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;

- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития познавательных способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию познавательных способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя.

Для развития познавательного мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

  • рассматривать систему в развитии;

  • делать предположения прогнозного характера;

  • выделять противоположные признаки объекта;

  • выявлять и формировать противоречия;

  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

  • представлять пространственные объекты.

Познавательные задания дифференцируются по таким параметрам, как

сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

формы представления противоречий (явные, скрытые ).

В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития познавательных способностей в условиях школы. Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности школы. Одним их педагогических условий эффективности системы познавательных заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации. Результаты наших наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что познавательные способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

  • реализация познавательных заданий как важнейшего компонента не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

  • объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

  • стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития познавательных и творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Выводы, сделанные в ходе работы, позволяют констатировать, что рациональное использование творческих заданий, способствует развитию познавательной активности, способствует овладению учащимися глубокими и прочными знаниями; развивает познавательные процессы: внимание, восприятие, наблюдение, мышление, воображение, память.

Предлагаем следующие рекомендации: учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей; учитывать характер учебной работы.

                                                Список литературы

1. Абылкасымова А.Е. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 2008 г.-№4.-с.80-81.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения -М – 1986

3. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973

4. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 2008 г. – с. 171-174.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Татьяна Александровна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ                       КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ                    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА."
    ["seo_title"] => string(110) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiego-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668779"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Информационно - компьютерные технологии  как средство повышения качества знаний младшего  школьника."
    ["seo_title"] => string(112) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669490"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Психофизические различия в развитии познавательной сферы у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(125) "psikhofizichieskiie-razlichiia-v-razvitii-poznavatiel-noi-sfiery-u-mal-chikov-i-dievochiek-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "233407"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443095392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства