Развитие познавательных способностей младших школьников и влияние их на повышение мотивации в обучении.
Развитие познавательных способностей младших школьников и влияние их на повышение мотивации в обучении.
Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие познавательных, интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, проблема развития креативности и поддержание творческой активности становится актуальной. В связи с этим возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.
Начальное обучение – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, ибо в этом возрасте формируются базовые основания личности. Этот возраст наиболее сенситивен для целенаправленного формирования личности, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению высокого уровня знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей младших школьников и влияние их на повышение мотивации в обучении. »
Развитие познавательных способностей младших школьников и влияние их на повышение мотивации в обучении.
Попова Т.А.СОШЛ № 53
Учитель начальных классов
Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие познавательных, интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, проблема развития креативности и поддержание творческой активности становится актуальной. В связи с этим возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.
Начальное обучение – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, ибо в этом возрасте формируются базовые основания личности. Этот возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению высокого уровня знаний. Считаем, что задания познавательного, творческого характера направлены на развитие операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности, а значит, обеспечивают высокий уровень обученности и позволяют добиться качественных результатов. Целью своей педагогической деятельности считаем реализацию психолого-педагогических идей П.Я.Гальперина, Л.С.Выготского, Ю.З.Гильбух, К.М.Гуревич и др. в собственной практике.
Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию познавательных способностей младшего школьника.
Объект исследования: развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития познавательных способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательных способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию познавательных способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2.Обеспечить диагностику развития познавательных способностей.
3.Определить формы и содержание работы по развитию познавательных способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя.
Для развития познавательного мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Познавательные задания дифференцируются по таким параметрам, как
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления противоречий (явные, скрытые ).
В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития познавательных способностей в условиях школы. Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности школы. Одним их педагогических условий эффективности системы познавательных заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации. Результаты наших наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что познавательные способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация познавательных заданий как важнейшего компонента не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития познавательных и творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Выводы, сделанные в ходе работы, позволяют констатировать, что рациональное использование творческих заданий, способствует развитию познавательной активности, способствует овладению учащимися глубокими и прочными знаниями; развивает познавательные процессы: внимание, восприятие, наблюдение, мышление, воображение, память.
Предлагаем следующие рекомендации: учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей; учитывать характер учебной работы.