kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Одним из трудных предметов для учащихся в начальной школе является русский язык. Многие дети допускают ошибки в тексте при любых видах работы из-за того, что не видят орфограммы. Чтобы избежать ошибки, нужно развивать у детей орфографическую зоркость.В данной статье приводятся упражнения по выработке орфографической зоркости у младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка »

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Железнякова Н.Б.

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск


Одним из трудных предметов для учащихся в начальной школе является русский язык. Многие дети допускают ошибки в тексте при любых видах работы из-за того, что не видят орфограммы. Чтобы избежать ошибки, нужно развивать у детей орфографическую зоркость.

Орфографическая зоркость-это способность быстро обнаружить в тексте орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Отсутствие орфографической зоркости сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять, т.к. школьник не видит орфограммы в процессе письма.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза- выделения звуков и букв, морфем ,при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся.

Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть и графически представлять все буквы в слове.

При систематической тренировке зоркости автоматизируется и становится частью орфографического навыка обнаружение и распознавание орфограммы, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия.

Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учащимися. Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки и указания, например:

Проверь!

1.Не пропущены ли буквы?

2. Нет сомнений в написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных?

3.Нет уверенности- спроси у учителя.

По мере прохождения новых тем памятки дополняются, вводятся такие напоминания: «Проверь безударные окончания существительных!», « Правильно ли отделены запятыми однородные члены предложения?», «Трудные слова проверь по словарю!»

Упражнения по выработке орфографической зоркости отбираются по степени сложности, в зависимости от того, на что обращается внимание. Приведу примеры работ, направленных на выработку орфографической зоркости.

Письмо с проговариванием-( в основе этого письма –проговаривание по слогам).Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её. Например: Мо - пишу (м) с гласной (о) и т. д. Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «вод - пишу во (в) с гласной о, пишу д». Такое письмо исключает пропуски букв. Когла все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговаривание является грамотное письмо, исключаются ошибки на пропуски и замену букв. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества. Проговаривание вносит в урок разнообразие, предупреждает скуку, утомляемость.

Комментированнное письмо- строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова и слова, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно следить за тем, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно и все остальные. Постепенно развиваются внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Списывание - основывается на проговаривании по слогам. Это вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, я рекомендую детям пользоваться бумажными полосками, которые кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам, следующее слово и т. д. до конца упражнения. В процессе списывания у детей вырабатывается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитываются самостоятельность, самоконтроль.

Письмо под диктовку - сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Учитель читает слова, а дети поверяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы он слышал. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес.

Выборочный диктант и выборочное списывание - ставят целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид ценен тем, что при его поведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Диктант можно усложнить дополнительными заданиями. 

Объяснительно- предупредительные диктанты - применяются c целью закрепления полученных орфографических навыков. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчеркиваются. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической деятельности, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но вырабатывать этот навык трудно. Многие учащиеся с трудом находят орфограммы в тексте, а некоторые подчеркивают буквы без разбору, поэтому учителю нужно добиваться осознанной деятельности учащихся.

Творческие работы- самый трудный вид письма, требующий большого внимания, умения сосредоточить его на составление предложений, на запись своих предложений , на логику изложения. Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам.

При проведении творческих работ детям предлагается пользоваться памяткой:

  1. Составь рассказ.

  2. Выдели первое предложение.

  3. Запиши, диктуя себе по слогам. Сомневаешься в написании - определи, в какой части слова находится орфограмма; подбери проверочное слово.

  4. Проверь, читая по слогом каждое слово.

  5. Проверь, все ли нужные мысли написаны.

Наряду с указанными видами работ, использую на уроках русского языка зрительные диктанты, которые улучшают грамотность детей.

Большое внимание следует уделять работе над ошибками, поскольку это тоже воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, приучает их оформлять свои мысли грамотно. Цели работы над ошибками - объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки; закрепить навыки правильного написания слов; дать установку на самостоятельную работу учащегося над ошибками. 

Приемы самостоятельной работы над ошибками можно выбрать самые разнообразные. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от умения учащихся работать самостоятельно. Основные из этих приемов:

    1. самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем на полях;

    2. самостоятельное объяснение ошибок;

    3. подбор проверочных слов;

    4. выбор слов из «Словаря»;

    5. взаимопроверка слов в работах учащимися;

    6. подбор слов с данной орфограммой;

    7. выписывание слов и словосочетаний с определенными орфограммами из текста диктанта и составление с ними предложений.
      Такие приемы работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют у них умение сознательно применять изученные правила. Чтобы облегчить работу ребятам над ошибками, можно использовать и «Памятки по работе над ошибками»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Автор: Железнякова Наталья Борисовна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiebiezudarnykhokonchaniiimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "309227"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458755706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiebiezudarnykhokonchaniiimiensushchiestvitielnykh1"
    ["file_id"] => string(6) "309228"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458755712"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства