Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира
Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира
Критическое мышление исследуется на протяжении всей нашей практической деятельности в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.
Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и систематически повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление- это модуль, который предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Если рассуждать понятие критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.На базовом уровне процесс критического мышления включает сбор информации,оценку и критический анализ,обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира »
Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира
Б.С. Барамбаева, методист инновационного центра
развития образования и воспитания управления
образования Павлодарской области
Критическое мышление исследуется на протяжении всей нашей практической деятельности в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.
Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и систематически повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление- это модуль, который предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Если рассуждать понятие критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.На базовом уровне процесс критического мышления включает сбор информации,оценку и критический анализ,обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта».
С целью развития критического мышления можно применять некоторые стратегии критического мышления на уроках познания мира.
Например:
Этап
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
Актуализация опорных знаний
Стратегия «Мозговой штурм». Это стратегия применяется для развития у детей логического мышления, чтобы они могли составить ассоциации к теме
Для проверки и обобщения знаний учащихся можно применить стратегию «Свободное письменное задание». В процессе этого дети пишут свои идеи, потом обсуждают в паре идеи. Они учатся вести диалог в паре.
Стратегия «Кубик», ученики кидают кубик и отвечают на вопросы, которые им выпали. Ответы учащихся могут быть разными: односложными и развёрнутыми. В процессе этого состоится диалогическая беседа.
Стратегия «Кластер», на этапе применяется с целью актуализации и обобщения знаний учащихся . в процессе работы учащиеся составляют кластеры, обсуждают, размышляют, записывают свои выводы.
Закрепление знаний
Синкквейн-эта стратегия используется с целью развития у детей мышления и творческих способностей. У учащихся получается индивидуальный синквейн.
Учащиеся работают с интересом выполняют эти задания, автивизуется работв в паре, группе, индивидуально. Основы критического мышления могут быть развиты в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории по предмету познание мира, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления.
Это можно показать на примере, отбора и сортировки информации, когда учащиеся работают с иллюстрациями. Данный вид работы помогает мотивировать учащихся к дальнейшей работе. Работая с иллюстрациями ученики анализируют, что это за картинки к какой теме они относятся. Это помогает им в дальнейшем работать на уроке, собирать необходимую информацию. Наблюдая за детьми, можно сделать следующий вывод, каждый ребёнок мыслит по своему, и придерживается своего мнения, но и старается выслушать мнение своих одноклассников. Конечно, в процессе данной работы ученики с «высоким» уровнем успеваемости определяют данную проблему быстрее, чем ученики со «средним» и «низким» уровнем успеваемости.
Дети определив, что все предоставленные им иллюстрации относятся к теме, далее они анализируют. В процессе этого возникает диалог, который тоже направлен на развитие критического мышления. Диалог помогает оценить степень развития у детей логического мышления, умения размышлять.
В процессе всей диалогической беседы, постоянно необходимо направлять детей с помощью наводящих вопросов, это им помогает сориентироваться. Делая вывод, можно сказать следующее, дети младшего школьного возраста способны вести диалог, в процессе которого у них развивается мышление, они учатся рассуждать, при этом стараются строить правильно свои ответы.
Мерсер определил три формы аргументирования при обсуждении в классе, такие как:
Диспутивная форма, когда ученики конкурируют и не желают принимать точку зрения другого человека;
Кумулятивная форма, при которой ученики основываются конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга;
Исследовательская форма, продолжающаяся посредством критического размышления и основанного аргументирования в ситуации, когда предложения могут быть подвергнуты сомнению и встречному оспариванию (Мерсер 2000) [Руководство для учителя стр. 157]
В серии последовательности уроков можно применять
кумулятивную и исследовательскую форму беседы. Дети в процессе этого учаться взаимодействовать друг с другом, т.е развиваются коммуникативные компетенции. В процессе исследовательской беседы необходио работать с учащимися с наглядным материалом, выполнять опыты, что предпологает делать выводы, размышлять над тем, что у них получилось.
Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию.
На уроках познание мира практично применять также стратегии критического мышления как: «Кластер» на этапе проверки домашнего задания, с целью проверить знания учащихся по теме. Стратегия «Мозговой штурм» применяется на этапе вызова, которая помогает развивать у детей логику мышления, и умение рассуждать.
Делая вывод, хочу сказать следующее, применяемые на уроках познания мира стратегии критического мышления способствуют развитию у детей: умения рассуждать, логический размышлять, анализировать, делать выводы, а также формируются навыки самостоятельности, творческие и интеллектуальные способности .
В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив.
Список литературных источников
«Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы », 2012
«Педагогика начальной школы» И.П. Подласый 2001 г.
«Педагогика» Л.Д. Соляренко, 2003 г.
«Психология и педагогика» А.М. Столяренко, 2004 г.