kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Критическое мышление исследуется на протяжении всей нашей практической деятельности в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического   у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и  идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает  в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.

 Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается,  что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и систематически повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. Критическое мышление -  ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление- это модуль, который предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Если рассуждать понятие критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.На базовом уровне процесс критического мышления включает сбор информации,оценку и критический анализ,обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта».

      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира »

Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира

Б.С. Барамбаева, методист инновационного центра

развития образования и воспитания управления

образования Павлодарской области


Критическое мышление исследуется на протяжении всей нашей практической деятельности в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.

Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и систематически повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление- это модуль, который предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Если рассуждать понятие критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.На базовом уровне процесс критического мышления включает сбор информации,оценку и критический анализ,обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта».

С целью развития критического мышления можно применять некоторые стратегии критического мышления на уроках познания мира.

Например:








Этап

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

Актуализация опорных знаний




Стратегия «Мозговой штурм». Это стратегия применяется для развития у детей логического мышления, чтобы они могли составить ассоциации к теме

Для проверки и обобщения знаний учащихся можно применить стратегию «Свободное письменное задание». В процессе этого дети пишут свои идеи, потом обсуждают в паре идеи. Они учатся вести диалог в паре.

Стратегия «Кубик», ученики кидают кубик и отвечают на вопросы, которые им выпали. Ответы учащихся могут быть разными: односложными и развёрнутыми. В процессе этого состоится диалогическая беседа.

Стратегия «Кластер», на этапе применяется с целью актуализации и обобщения знаний учащихся . в процессе работы учащиеся составляют кластеры, обсуждают, размышляют, записывают свои выводы.




Закрепление знаний

Синкквейн-эта стратегия используется с целью развития у детей мышления и творческих способностей. У учащихся получается индивидуальный синквейн.




Учащиеся работают с интересом выполняют эти задания, автивизуется работв в паре, группе, индивидуально. Основы критического мышления могут быть развиты в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории по предмету познание мира, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления.

Это можно показать на примере, отбора и сортировки информации, когда учащиеся работают с иллюстрациями. Данный вид работы помогает мотивировать учащихся к дальнейшей работе. Работая с иллюстрациями ученики анализируют, что это за картинки к какой теме они относятся. Это помогает им в дальнейшем работать на уроке, собирать необходимую информацию. Наблюдая за детьми, можно сделать следующий вывод, каждый ребёнок мыслит по своему, и придерживается своего мнения, но и старается выслушать мнение своих одноклассников. Конечно, в процессе данной работы ученики с «высоким» уровнем успеваемости определяют данную проблему быстрее, чем ученики со «средним» и «низким» уровнем успеваемости.

Дети определив, что все предоставленные им иллюстрации относятся к теме, далее они анализируют. В процессе этого возникает диалог, который тоже направлен на развитие критического мышления. Диалог помогает оценить степень развития у детей логического мышления, умения размышлять.

В процессе всей диалогической беседы, постоянно необходимо направлять детей с помощью наводящих вопросов, это им помогает сориентироваться. Делая вывод, можно сказать следующее, дети младшего школьного возраста способны вести диалог, в процессе которого у них развивается мышление, они учатся рассуждать, при этом стараются строить правильно свои ответы.

Мерсер определил три формы аргументирования при обсуждении в классе, такие как:

  • Диспутивная форма, когда ученики конкурируют и не желают принимать точку зрения другого человека;

  • Кумулятивная форма, при которой ученики основываются конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга;

  • Исследовательская форма, продолжающаяся посредством критического размышления и основанного аргументирования в ситуации, когда предложения могут быть подвергнуты сомнению и встречному оспариванию (Мерсер 2000) [Руководство для учителя стр. 157]

В серии последовательности уроков можно применять

кумулятивную и исследовательскую форму беседы. Дети в процессе этого учаться взаимодействовать друг с другом, т.е развиваются коммуникативные компетенции. В процессе исследовательской беседы необходио работать с учащимися с наглядным материалом, выполнять опыты, что предпологает делать выводы, размышлять над тем, что у них получилось.

Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию.

На уроках познание мира практично применять также стратегии критического мышления как: «Кластер» на этапе проверки домашнего задания, с целью проверить знания учащихся по теме. Стратегия «Мозговой штурм» применяется на этапе вызова, которая помогает развивать у детей логику мышления, и умение рассуждать.

Делая вывод, хочу сказать следующее, применяемые на уроках познания мира стратегии критического мышления способствуют развитию у детей: умения рассуждать, логический размышлять, анализировать, делать выводы, а также формируются навыки самостоятельности, творческие и интеллектуальные способности .

В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив.









Список литературных источников

  • «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы », 2012

  • «Педагогика начальной школы» И.П. Подласый 2001 г.

  • «Педагогика» Л.Д. Соляренко, 2003 г.

  • «Психология и педагогика» А.М. Столяренко, 2004 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Развитие критического мышления, у младших школьников на уроках познания мира

Автор: Барамбаева Багдат Сериковна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Краткосрочное планирование по теме Животные в 4 классе по предмету познание мира "
    ["seo_title"] => string(91) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-tiemie-zhivotnyie-v-4-klassie-po-priedmietu-poznaniie-mira"
    ["file_id"] => string(6) "135911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417004853"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Среднесрочное планирование уроков по литературе и познанию мира "
    ["seo_title"] => string(71) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-po-litieraturie-i-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "215850"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432809065"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Использование технологии критического мышления  в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "107559"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403296864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Доклад на тему: Влияние приемов критического мышления на учебную мотивацию младших школьников."
    ["seo_title"] => string(98) "dokladnatiemuvliianiiepriiemovkritichieskoghomyshlieniianauchiebnuiumotivatsiiumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "300810"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456805775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства