kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством интерактивных методов обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие УУД младших школьников посредством интерактивных методов обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством интерактивных методов обучения»

УДК 373.3


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


Просяная Анна Алексеевна

Научный руководитель: Горун А.Ю., ст. преподаватель

ФГБОУВО «ДГУ»,

г. Донецк, РФ


Аннотация: Статья посвящена обобщению теоретического материала касательно возможности применения интерактивных методов обучения с целью развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Ключевые слова – универсальные учебные действия, интерактивные методы обучения, младший школьник


Постановка проблемы. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, формирование умений и основных видов компетенций младшего школьника.

В ходе теоретического анализа проблемы было выяснено, что термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.

Одним из блоков УУД являются познавательные. Они включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.

Большое влияние на развитие познавательных универсальных учебных действий оказывают интерактивные средства обучения. Поскольку в этом случае ребенку необходимо переработать материал, сформулировать проблемы, выполнить поиск недостающих сведений (по необходимости), выбрать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и действий [4].

Исходя из изложенного выше, целью исследования является обобщение материала касательно возможности применения интерактивных методов обучения с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Анализ предыдущих исследований и публикаций. Ряд ученых считают, что стратегия обучения за счёт использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа является наиболее эффективной. Изучению данной проблематики посвящены работы таких педагогов как Т.А. Воробьёва, Т.А. Дергунова, Ж.Г. Зорина, В.В. Казакова, Е.В. Коротаева, Т.И. Митичева, А.П. Мишина, М.И. Субботкина, Е.А. Трофимчук и др.

Ими отмечено, что, работая таким образом с учениками начальной школы, необходимо учитывать их возрастные особенности. Такие как: преобладание наглядно-действенного мышление, неустойчивое внимание, повышенная двигательная активность, преобладание игровой деятельности и т.п. Применение на уроках интерактивных методов обучения, позволяет преобразовывать учебную ситуацию в личностно-значимую, а учебную информацию из обобщенной (обезличенной) в событие для самого ученика, который является участником этого процесса. Поэтому применение интерактивных методов обучения является предпочтительным, делая обучение более активным, интересным.

Основные результаты исследования. Изучению интерактивного обучения посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить И.Я. Алексееву, Л.П. Кибардину, Н.И. Скрипник и др. [1].

Особенностью такого обучения является главный принцип его методики - каждый ученик должен стать активным субъектом обучения. Интерактивное обучение – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен информацией между его участниками.

В современной дидактике это не просто новый термин, выделение интерактивного обучения в отдельную группу методов обусловлено определенными особенностями их применения [2].

Применение на любом уроке интерактивных методов обучения поможет учителю внести в учебный процесс элементы исследования, поиска, сравнения различных фактов, явлений, позиций, выводов что создает условия для развития познавательных УУД.

Представляя интерактивные методы обучения, такие как групповые (парные) упражнения, дискуссия, метод проектов, игровой метод (деловые и творческие игры), творческие задания и др., следует отметить, что и мультимедийные средства обучения также могут стимулировать интерактивную деятельность обучающихся. К ним можно отнести электронные учебники, мультимедиа (компьютер, проектор) и интерактивную доску. Такие средства обучения обладают большой информативностью, делают обучение более наглядным. Поэтому применение интерактивных средств обучения на уроках в сочетании с интерактивными методами будет способствовать более эффективному формированию познавательных УУД у младших школьников [3].

Например, при презентации творческих заданий на уроках по ознакомлению с окружающим миром, учащиеся могут совершать виртуальные «экскурсии» как по различным городам нашей страны, так и по природным зонам, знакомя своих товарищей с миром животных и растений, демонстрируя необычные природные явления (северное сияние, полярная ночь и т.п.)

На уроках литературного чтения возможна работа в больших и малых группах при знакомстве с произведениями поэтов и писателей; организация видео-викторин, интерактивных игр или художественных мультфильмов, основанных на изучаемых произведениях.

На уроках математики можно предложить разработку проекта, например, при изучении тем «Время. Меры времени» или «Объемные фигуры».

При изучении темы «Спряжения глаголов» в рамках развития познавательных УУД будет эффективно предложить детям придумать посредством «мозгового штурма» схему, для более легкого запоминания глаголов-исключений, а потом ее совместно изобразить.

Также по необходимости на уроках могут быть применены «дерево решений», «ковёр идей» и т.д., которые также будут интенсифицировать учебную деятельность, стимулировать активность детей и позволят увеличить темп урока. Кроме того, можно использовать анимационные презентации на этапе «открытия» нового знания или с целью интерактивных тренажеров.

Выводы. Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволит интенсифицировать процесс развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.


Список литературных источников

1. Алексеева, И. Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету / И. Я. Алексеева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 42-44. — URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10786/ (дата обращения: 14.01.2024).

2. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: методическое пособие / Е. А. Аникушина и др.; Обл. гос. образовательное учреждение "Томский базовый мед. колледж". - Томск: В-Спектр, 2010. - 211 с. – Текст непосредственный.

3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – Москва: «Академия», 2005. – С. 148-149. – Текст непосредственный.

4. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. / Т. С. Панина, Л. М. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - Москва: Академия, 2006. - 176 с. – Текст непосредственный.

5. Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных
действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552. — URL https://moluch.ru/archive/57/7920/ (дата обращения: 03.01.2024).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Просяная Анна Алексеевна

Дата: 28.03.2024

Номер свидетельства: 648204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства