kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах/

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья учителя начальных классов " Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах/»

«Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах».

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.

Все, кто работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития.

Без увлечения детей книгами, без повышения их активности нельзя! Ведь рассмотрением этой проблемы были заняты многие психологи. Они искали причину снижения интереса школьников к чтению. В результате их работы появилось понятие «познавательная активность». Психолог Лисин определяет её следующим образом: «Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется в психологии для обозначения трёх неодинаковых явлений:

  • определённой, конкретной деятельности индивида;

  • состояния, противоположного пассивности;

  • для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности.»

Активность – деятельность, активность – готовность к деятельности и активность – инициативность. Общим совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность.

Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения или на внеклассном мероприятии, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив. Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время необходимое для обучения.

Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств:

  • любознательности;

  • находчивости и фантазии;

  • альтернативного мышления;

  • изобретательности;

  • оригинальности;

  • гибкости;

  • самостоятельности;

  • широты и глубины мышления.

Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность.

Например, нарисовать птицу счастья и радости, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. В 1 классе такие виды работы можно применять с самого начала учебного года, когда дети ещё не умеют читать, но умеют говорить, рисовать, фантазировать.

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти 4 важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать еще и ёще, что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.

При чтении народных сказок можно предложить учащимся 1 класса творческие задания:

  • нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

  • вылепить героя из пластилина;

  • разыграть сценку;

  • устно сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

  • подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

  • подобрать пословицы и поговорки по различным темам (хорошо читающие дети легко справляются с этим заданием)

На уроках чтения литературных сказок можно выполнить следующие задания:

1) составить рисуночный диафильм (несколько рисунков, раскрывающих последовательность действий в сказке);

2) придумать счастливую концовку к сказке.

В 1 классе учащиеся получают большой объём информации: жанры произведений, темы произведений, заголовок, автор произведения, положительный герой, отрицательный герой. Всё это им необходимо запомнить! Поэтому на уроках можно использовать дидактические игры: «Игры со словами», «Найди пару», «Продолжи слог» и другие. Развивающие задания приносят свои плоды.

В дальнейшем, работая над темой «Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах», нужно включать словарную работу со словарями Ожегова, Даля, чтобы учащиеся умели находить значения слов, использовать и такие виды заданий: найти дополнительный материал, сочини сказку, стихотворение. Эти задания приближают учащихся к самораскрытию, самовыражению.

Работу по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники, сотрудничество с городской и школьной библиотеками.



Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/424012-razvitie-poznavatelnyh-sposobnostej-na-urokah


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савинчева Ольга Васильевна

Дата: 13.03.2024

Номер свидетельства: 647084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "112889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408973149"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "poiasnitiel-naia-zapiska-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402940050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418042943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства