Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС.»
Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС.
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации». Сущность понятия «самостоятельность» в научной литературе трактуется по – разному. (Слайд 3)
Главная задача (слайд 4)
Основные этапы самостоятельности(слайд 5)
Сегодняшний младший школьник значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв, цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве до умения читать бегло и объяснять смысл прочитанного, сравнивать и обобщать. Но независим от затраченных усилий, ребёнок всё равно испытывает трудности из-за невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности, так как способность ребёнка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила перспективы самообразования школьника.
Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых, психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во-вторых, ребёнок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих, ребёнок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. В-четвёртых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания. Для школьника важна учебная самостоятельность. Вне школы обычно проявляется «житейская». Эти две позиции тесно взаимосвязаны, но не идентичны.
Чтобы познавательная самостоятельность младших школьников развивалась наиболее успешно, учителю начальной школы необходимо создать педагогические условия, способствующие проявлению и развитию познавательной самостоятельности учащихся, и наметить методические пути, позволяющие организовать процесс обучения таким образом, чтобы способствовать развитию познавательной самостоятельности детей. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи, могли решать предложенные познавательные задачи. В педагогической литературе разработана система заданий, ориентирующая школьников на их самостоятельное выполнение: работа над учебниками, другой литературой, разнообразными источниками знаний; решение задач, примеров; написание изложений, сочинений и т.д. выполнение этих заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям.
Я рассматриваю самостоятельную работу как организацию индивидуальной, групповой и фронтальной познавательной деятельности учащихся. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных и индивидуализированных форм обучения. Индивидуальная форма учебной работы предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Эта форма учебной работы применяется во всех звеньях процесса обучения. Индивидуализированная форма обучения представляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей. Эти задания оформляются на специальных карточках, работая с которыми ученики проявляют полную самостоятельность. Я наблюдаю за их деятельностью, оказываю помощь тем, кто испытывает затруднения, отмечаю для себя какие пробелы в знаниях мешают им успешно справиться с работой. В отдельных случаях задание заменяется на более легкое. Такой оперативный контроль и современная помощь способствуют успешному обучению школьников. Но при этом я должна в каждом конкретном случае определять свою меру помощи затрудняющимся ученикам, чтобы не нанести вред в развитии их самостоятельности.
При закреплении и применении знаний важное место занимают различные виды самостоятельной работы учащихся. Пример вариантно-групповой самостоятельной работы во 2 классе на тему «Правописание безударных гласных и проверка».
Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:
Л . са хв . стом зам . ла сл . ды и уб . жала от с . бак.
4 вариант
Найди слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное.
После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.
Я познакомила класс с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумали и выбрали посильный для себя. Путь, выбранный учеником, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того, что он выполнил работу, по содержанию равнозначную работе своих товарищей. Такая организация работы на уроке значительно повышает интерес учащихся к учёбе и качество их знаний.
Чтобы ученик был активным в процессе обучения, необходимо дать ему возможность проявить самостоятельность в работе. Применяя дифференцированные задания, я учитываю пробелы в знаниях учащихся.
Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.
Пример такой работы.
Текст диктанта
1.Туристы побывали в древних городах … .
2.Солнце всходит на …, а заходит на … .
3.Мы расположились на отдых на … леса.
4.По обеим сторонам … росли пахучие ели.
5. На … собралось много народу.
Слова для справок: аллея, пристань, Москва, Казань, Ярославль, опушка, восток.
При закреплении материала о глаголе детям можно предложить такого рода задания.
Дописать глаголы по смыслу и объяснить правописание безударных гласных в следующих предложениях:
Медведь в берлоге лапу … . Журавли караваном … . Ручьи по … .
Выписать из словаря глаголы, обозначающие движение.
Продолжить рассказ. Глаголы употребить в прошедшем времени. Безударные гласные подчеркнуть.
За ягодами.
Маша жила в деревне. Летом она ходила в лес за ягодами и грибами. Однажды…
Написать предложения в порядке усиления движения. Вставить пропущенные буквы.
Путник ш . гает. Лошадь б . жит. Черепаха п . лзёт. Ракета н . сётся.
Полезным видом самостоятельной работы является составление учащимися орфографических таблиц, аналогичных приведенным в учебнике. Сначала таблица составляется коллективно под руководством учителя, затем учащимся предлагается составить таблицу самостоятельно. Так, закрепляя правописание падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3-го склонения, учащиеся составляют сводную таблицу, выделяя в ней окончания родительного, дательного и предложного падежей.
По данным таблицы учащиеся путём сопоставления падежных окончаний имён существительных делают вывод о том, в каких падежах они имеют одинаковые окончания. Сопоставление подобных таблиц помогает учащимся наглядно представить себе формы склонения имен существительных, обобщить и закрепить материал о правописании падежных окончаний.
Широко применяется работа с опорными словами, сочинения на заданную тему, сочинение по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге ли другу, сочинение по началу и др.
Чтобы сэкономить время на уроке, заострить внимание учащихся на изучаемой орфограмме и тем самым лучше закрепить изучаемый материал, можно предложить выборочное списывание, когда текст упражнения выполняется не целиком, а частично, по указанию учителя. Задания на выборочное списывание можно предлагать при изучении любой темы по орфографии.
Для развития у детей внимания и сосредоточенности можно использовать свободное списывание. Сначала текст упражнения анализируется, разбираются трудные орфограммы, затем учащиеся читают отдельные абзацы и весь текст целиком и самостоятельно записывают своими словами или близко к тексту. После выполнения работы дети сверяют свои записи с текстом и исправляют орфографические ошибки. Материал для свободного списывания должен быть интересным по содержанию, понятным детям, в тексте должно быть, как можно меньше неизученных орфограмм.
Описанные выше упражнения выполняются учащимися на уроке под руководством учителя. При этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают «техникой» выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. При этом не обязательно «изобретать» свои задания, можно творчески использовать дидактический материал учебника.
Весьма эффективной формой закрепления орфографических навыков, как известно, являются задания на составление предложений. В классе такие задания практикуются часто. Что касается домашних заданий, то я довольствуюсь, как правило, тем материалом, который предлагает учебник.
Очень важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха «я могу», «у меня получается».
Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития познавательных способностей.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами.»