kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

“развитие познавательного интереса на уроках русского языка при использовании активных форм и методов обучения, как средство повышения качества образования”

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Познавательный интерес – один из важнейших для нас мотивов учения школьников. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять этот интерес у учащихся и как важный мотив учения, и как мощное средство воспитательного обучения, повышения его качества. 

  Если на уроке русского языка  систематически применять  занимательный материал, создавать проблемно-поисковые ситуации и активные методы обучения, то познавательный интерес к предмету(русский язык) будет значительно высок, а значит будет повышенно качество обучения младшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«“развитие познавательного интереса на уроках русского языка при использовании активных форм и методов обучения, как средство повышения качества образования”»


Методическая разработка по теме:


“РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ”
























Выполнила:

Дригина

Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов,

высшей категории

МБОУ СОШ г. Южно-Сахалинск





СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………………….2


I ГЛАВА 1. “Психолого-педагогические и методические аспекты развития познавательного интереса учащихся начальных классов в процессе обучения на уроках русского языка”…………………………………………………………5

    1. Психологические особенности развития младших школьников…………5

    2. Формирование познавательного интереса младших школьников…………8

    3. Развитие познавательных процессов младших школьников……………...10

1.4. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………..12

I I Глава 2. “Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при использовании активных форм и методов обучения, как средство повышения качества образования” (Из опыта работы)……………………………………… .15

I I I Заключение ……………………………………………………………………30

IV Список литературы …………………………………………………………….31

Приложение…………………………………………………………………………32




















«…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения …убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».

К. Д. Ушинский




ВВЕДЕНИЕ


Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес – один из важнейших для нас мотивов учения школьников. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять этот интерес у учащихся и как важный мотив учения, и как мощное средство воспитательного обучения, повышения его качества. Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес. В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся. Способствует предупреждению отставания в учении. Каждый учитель должен разработать для себя систему приемов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Когда у ребенка глаза горят от познания нового – готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.

Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Начальное обучение, направленное на становление личности ребенка, раскрытие его способностей, может быть эффективным при внедрении в практику активных средств и методов обучения.

Цель: показать систему приемов и методов, повышающий познавательный интерес к русскому языку, через активные формы и методы обучения.

Объект исследования – познавательная интерес.

Предмет – методы повышения познавательной интереса на уроке русского языка.

Гипотеза: если на уроке русского языка систематически применять занимательный материал, создавать проблемно-поисковые ситуации и активные методы обучения, то познавательный интерес к предмету(русский язык) будет значительно высок, а значит будет повышенно качество обучения младшего школьника.

Задачи:

  • Дать психолого-педагогическое обоснование развития познавательного интереса у младшего школьника.

  • Доказать эффективность применения активных форм и методов обучения для повышения познавательной активности и повышения качества обучения.

  • Показать систему методов и приемов повышающих познавательную активность на уроках русского языка в начальной школе.

В своей работе я исхожу из гипотезы, предполагаю, что при использовании активных форм и методов обучения повысится уровень познавательной активности учащихся и качество образования по предмету.


























I ГЛАВА 1. Психолого-педагогические и методические аспекты развития познавательного интереса учащихся начальных классов в процессе обучения на уроках русского языка.


    1. Психологические особенности развития младших школьников.


В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, потому что возбудимость младших школьников очень высокая.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой о общением.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте только начинается, и какой она будет трудно сказать в самом начале развития. Однако нужно запомнить, что если с первых дней учения сам процесс учения организуется системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладевает основами учения. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными действиями, контролем и саморегуляцией.

С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми.

Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать и сложный материал, но для того, чтобы это произошло, необходимо соблюдение следующих условий:

  • Учебный материал должен быть ребенку интересен и понятен;

  • Ребенок должен быть мотивирован на его изучение;

  • Ребенок должен овладеть умениями по его изучению.


Психологические процессы младших школьников получают свое развитие по мере взросления. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при воспитании компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Педагоги приучают учащихся слушать и смотреть целенаправленно, уделяют большое внимание развитию наблюдательности с элементами сравнения.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограниченно по объему. В процессе обучения и воспитания педагог должен формировать культуру учащихся. В ходе развития внимания развивается такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и ее результативность.

Мышление учащихся начальной школы претерпевает большие изменения – от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. По мнению Выготского Л.С., интеллект ученика развивается в школе как ни в какое другое время. Развитие мышления должно идти не только в урочной деятельности, но и во время внеурочной. Чем разнообразнее методические приемы педагога по развитию мышления, тем совершеннее могут быть мыслительные достижения класса.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Память младших школьников имеет преимущественно наглядно-образный характер. На личностные развития ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение.

В младшем школьном возрасте формируется самооценка.

В достижении успехов младшим школьникам могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач.

Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности.


















    1. Формирование познавательного интереса младших школьников.


Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту важность, а с другой – путем определенной организации познавательного интереса для школьников – это знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, ученик как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь от части нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в новом материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира, множество удивительных сторон, о которых он может узнать на уроках. Все значительные явления жизни, ставшие обычным для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданное. И это обязательно является стимулом интереса ученика к познанию. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один. Не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развить потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через активные формы обучения, организованные в соответствии с особенностью интереса. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.























    1. Развитие познавательных процессов младших школьников.


Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьника. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его. Преодолением трудностей с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Спросите у любого первоклассника, хочет ли он учиться и как он, будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив недолго сохраняется свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о побуждении таких мотивов в обучении, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.























1.4. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.


Развитие познавательного интереса младшего школьника – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. П.П.Блонский подчеркивал: «Мышление – та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущений, ни мнемических способностях нет такой огромной разницы между ребенком 6-7 лет и юношей 17-18 лет, какая существует в их мышлении».

В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действия (действий «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).

Развитие познавательного интереса младшего школьника- важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявит свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал- одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Русский язык даёт реальные предпосылки для развития мышления, задачи учителя- активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, лингвистические задачи, игры и т.д.

Первоначальные орфографические навыки усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию, системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одна из другого. При сознательном усвоении орфографические навыки учащиеся пользуются основными операциями мышления в достигнутом для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индивидуальные выводы, проводят дедуктивные рассуждения.

Интерес у учащихся, как правило, появляется тогда, когда учитель обращается к опыту детей. Полезным является проведение небольших лингивистических работ, которые помогают закрепить усвоенный материал и вскрыть имеющиеся ошибки. В 4 классе, например, учащиеся пишут не большое сочинение-рассуждение – ответ на вопрос: какую букву нужно писать в глаголах: раста.л, раста.т. Очень интересные тексты получаются у детей:

“Один и тот же глагол. Что же надо писать?”Буду рассуждать так: растаял – глагол, употребляется в прошедшем времени, имеет суффикс -л-. Неопределенная форма – растаять, суффикс -я-. Значит, надо писать гласную я, растаял.

П рактика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Иногда слово учителя, объяснение может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры- соревнования, например, “Аукцион”. Подобрать как можно больше слов по схеме:

за а л а или по к а. Работа проходит в малых группах. Активность детей удивительна: в отведенное учителем время(1-2 мин) они подбирают в группе до 15 слов.

“Самоэкзамен” – дидактическая игра. Учащиеся вытаскивают билеты, в которые теоретические и практические вопросы на изученный материал, готовиться, затем отвечают. Тот, кому он достанется, без ответа получает пятерку. Детям эта игра очень нравиться. Учителю она дает возможность проверить знания учащихся, их умение доказывать, обосновывать ответ перед классом в новой ситуации.

Развитию познавательной активности учащихся на уроках русского языка способствует и занимательная форма их поведения: уроки- сказки, конкурсы, аукционы, уроки- путешествия в страну Грамматику, по станциям: Фонетийск, Словотворск, Частиречинск, Глаголию, Прилагандию.

В уроки- сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение урока, помогают выполнить разнообразные задания. Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радовать, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Класс делится на микро группы по 5 человек в каждой.

Уроки семинары помогают учителю обощить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовяться заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремиться найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов.

Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать интерес к урокам русского языка, воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. А работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности родного языка, его выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки мыслей, чувств.


I I Глава 2. Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при использовании активных форм и методов обучения, как средство повышения качества образования (из опыта работы)


«Корень учения горек»,- говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой.

Как заставить детей учиться? Увы! Нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня.

Уровень подготовки у большинства учащихся невысок , внимание и запоминание слабые, особенно если учение не захватывает. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.

Многие возразят, что занимательное обучение не способствует развитию воли, что учебный процесс должен строиться на чувстве долга, ответственности, дисциплине. Допустим. Но как этого добиться? Розгами? Плетками? Призывами? «Сколько ни кричи «Халва! Халва!» - во рту слаще не станет»,- так гласит восточная пословица. Даже если все вокруг – и учителя, и родители, и сам ребенок – будут твердить: «Надо учиться! Ты должен!», то все равно у него очень скоро наступит охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у них очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы просто опрометчиво. А если все-таки они и будут выучивать все-все со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут мертвым грузом. Это доказано учеными. Да к тому же скука утомляет.

Что же делать? Дарить детям интересные уроки!

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его ума, развитие воли – вот к чему стремится каждый наш педагог. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.

Раскрепостить ребенка – задача важная и нелегкая. Без этого ребенок не способен свободно мыслить, чувствовать, а значит, познавать, радуясь. Готовясь к каждому уроку, надо думать о том, как заинтересовать учеников своим предметом, как активизировать их познавательную деятельность.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов.

Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни. Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам.

Приведу примеры.

Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность. Правил для них не существует, проверить их родственными словами тоже нельзя. Зато память детей очень яркая и образная. Вот на этой ассоциативной памяти и строится работа со словарными словами. Учащиеся легко усваивают алгоритм создания ассоциаций и активно его используют его при работе с новыми словами.

АВТОБУС – авто

Аптека – апчхи!

БЕРЁЗА – белая

ВДРУГ – пришёл друг

ВОРОНА – жена ворона

ГОРОХ – как о круглый

КОМПОТ – вкусный сок

Часто использую на уроках стихотворную форму словарного материала: веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение.

***

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

***

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

***

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

***

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

***

Типы предложений по цели высказывания

вопросительные

Сейчас, когда приду домой,

Произнесет их мама:

«Ты дрался, да?..

Ты что – немой?...

Ну что молчишь упрямо?...»


повествовательные

Повествовать придется мне,

«Не дрался, не…

Свалился с дерева, и вот…»


восклицательные

Тут папа в комнату войдет.

Войдет и скажет: «Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!»

Вдобавок это еще и развивает интерес к поэзии, русской речи, языку. Ведь дети так чутки к слову, им все интересно.

Очень важны для ребят и игры словом и со словом. Они помогают воспитывать у детей их природное языковое чутье, подготавливают к восприятию сложных поэтических форм. Например, нужно составить цепочку слов, где каждое новое слово начинается с буквы, на которую оканчивается предыдущее, а заканчивается парной звонкой или глухой согласной, которую нужно проверить: ХОЛОД – ДЕД – ДОГ – ГАЗ – ЗУБ – БРОД - …

Большое внимание уделяю и развитию связной речи учащихся. Этому (не говоря уже о развитии орфографической зоркости) могут способствовать и загадки, которые активизируют мышление ребенка, помогают успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития. Ведь загадка – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдения за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Вот, например, загадки к уроку о числительном:


У него два колеса

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед).

***

В школе есть такая птица:

Если сядет на страницу,


То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой. (Двойка).

***

А вот ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ:


Во мне два К, не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом… (аккуратный)

***

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…(хоккей).


Создавая свои учебники для детей, К.Ушинский и Л.Н.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки. Я использую загадки не с той целью, чтобы ребенок отгадал их сам (ведь они бывают и очень простыми), но для того, чтобы дать уму ребенка полезное упражнение, повод к интересной классной беседе. Эта живописная загадка прочно заляжет в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные.

Очень важны и скороговорки, развивающие фонетический слух ребенка, правильное произношение звуков, дикцию, речевой аппарат, темп речи.

А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал поможет детям в усвоении орфографии.

ШАРАДЫ

Числительное плюс гласный –

Ансамбль в музыке прекрасный (три – о)


Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца. (р –один – а)


МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

Корень тот же, что в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД. (рас – сказ – чик)



РЕБУСЫ

Рас100яние (расстояние), с3жи (стрижи), 7я (семья), па3от (патриот), во100к (восток), ли100к (листок), 100рож (сторож) и т.д.

Очень любят дети сами придумывать ребусы, порой у них получаются целые предложения:

Когда вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.


Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогают повысеть грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание, разнообразить урок.

Безударные гласные, не проверяемые ударением.

  • I.Вписать в клетки название птиц, которые начинаются с буквы с.

с


с


с

с


  • I

    ь

    I.Вписать в клеточки названия животных (или названия рыб), оканчивающиеся на ь.

ь


ь





Часто я рассказываю детям сказки на лингвистическую тему.

- Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

Кто придумает для моих слов- существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул… ). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…).

А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали: солнце, небо…)”

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

Но она знала секрет различия существительных.

-На какие три группы делятся имена существительные? (Женский, мужской, средней род.)

А вот секрет (плакат):

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род: «Оно – мое!»

Это правило - твое!


Очень любят дети задания в виде историй, стихов, в которых обыгрываются курьезные ситуации, происшедшие из-за неправильного написания или произношения слова, предложения. Они запоминают правило, как бы исходя «от противного».

Пришло письмишко мне.


Гляжу – из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный ЛУК, и я ЛИЖУ»,-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше: «Здесь ЛИСА,

Нашел красивый длинный ПРУТ.

На днях в лесу нашел я ГРУСТЬ

И очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить…


ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ

Перенос слова Незнайка:

за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

у-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

А еще он перенес:

ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

А-ня ,О-ля и Сер-гей.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?


В процессе работы при проверке знаний учащихся, экономия время на уроке, использую различные перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей. Эти перфокарты можно применить на уроке как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ. Перфокарты предлагают в виде изображения какого- либо предмета (ягодка, цыпленка, рыбка и т.д).












При обучение орфографии развиваю у ребят умение решить орфографические задачи. Но трудность орфографических задач по сравнению с арифметическими состоит в том, что школьник должен сам перед собой ставить эту задачу: в процессе письма должен найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую нужно решить.

Задание: Попробуй открыть еще один способ подбора проверочных слов.

Прочитайте слова. Что и как они называют?

травушка - … коробочка - …

птенчик - … садик - …

зернышко - … шуточка - …

скворушка - … крышечка - …

Подбери и запиши слова, для которых названные нами будут проверочными. Объясни выбор букв.

Какие орфограммы (гласных, согласных) удалось узнать с помощью записанных слов?

Какой способ проверки помог?


Ребята моего класса любят работать в творческих группах, в ходе которой активизируется познавательный интерес и внимание детей.

Учащимся предлагается составить памятку «Запомни глаголы- исключения». Они работают в группах, выполняют, творческую работу. Каждой группе выдаются карточки с текстом и полоски с набором глаголов (смотреть, думать, обидеть, дружить, слышать, говорить, видеть, любить, ненавидеть, гнать, встречать, держать, дышать, вертеть, ехать, зависеть, терпеть).


Ко второму же спряжению

Отнесем мы ,без сомнения,

Все глаголы, что на- ить.

И еще: ________, ________

И еще: _______, _________

_______, _______, _______ ,

_______,________,_______,_______

И ______, и ______.

Все запомните, друзья,

В них Е писать нельзя!

В течение 5-7 мин члены группы выбирают из предложенного набора глаголы- исключения и вклеивают их в «окошки», восстанавливая стихотворение. Результатом творческой работы становиться памятка, оформленная в форме стихотворения.

Ко второму же спряжению

Отнесем мы, без сомнения,

Все глаголы, что на- ить.

И еще: смотреть, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависит, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

В них Е писать нельзя!

Далее представители групп показывают памятку и объясняют, почему в данную памятку не были включены такие слова, как думать, дружить, говорить, любить, встречать, ехать.

Практический метод включил в себя творческую работу в группах, в ходе которой учащиеся составили памятку, которую смогут использовать в дальнейшем изучении темы.

Используются на уроках русского языка различные игры и игровые моменты игры.

Сценка «Слова- спорщики»

На улице было прохладно. Клоуны были одеты по-разному.

Филя. Ну и жарко

Кузя. Да ты что? Холодно!

Филя. Я весь покраснел!

Кузя. А я побелел!

Филя. Ты что такой кислый?

Кузя. А ты что – сладкий?

Филя. Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко- холодно, покраснел- побелел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

Кузя. Конечно, это слова- спорщики, как и мы с тобой.

Слова, противоположные по смыслу, называется антонимами.

Игра «Помогите Дюймовочке избежать свадьбы с кротом»

Для этого вы должны правильно выполнять все задания. Если Будете ошибаться, то Дюймовочка заблудится в подземелье. При наличии большого количества ошибок она никогда не выйдет на волю и станет жертвой слепого крота.

Задание 1

- Вставьте пропущенные орфограммы.

1)на берез.. 7)на мест..

2)о доблест.. 8)о болез..

3)на земляник.. 9)в театр..

4)в книг.. 10)об август..

5)о метел.. 11)в бан..

6)о долг.. 12)о талант..

При правильном выполнении задания Дюймовочка встречается с ласточкой и на экране появляется надпись: «Молодец! Дюймовочка, кажется, уже знает, как сбежать от крота».

Если же ученик допустил много ошибок, то появляется только надпись: «Плохо! Дюймовочка не может найти выход из подземелья».

Перед учителем стоит ответственная задача – добиться усвоения каждым ребенком учебного материала в полном объеме. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. При этом активно работает большая часть учащихся. Но что делать со школьниками с более высоким, либо низким уровнем мыслительной деятельности. Одним из способов успешного обучения этих учащихся может быть применение ИКТ.

  • Применение на уроках компьютерных тестов, проверочных работ позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

  • Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки же с использованием ИКТ разряжают высокую эмоциональную напряженность и оживляют учебный процесс.

В начальной школе объяснение нового материала невозможно представить без наглядных материалов. Нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это вешать на доске и менять во время урока неудобно. Поэтому такие уроки я стараюсь проводить с использованием ИКТ. В чем преимущество использования ИКТ? Чем отличаются эти уроки от обычных?

Проведение урока с демонстрацией презентации.

- Дает возможность более доступно учить чему-то новому;

- Качественно объяснить новый материал;

- Сэкономить время на повторение пройденного;

- Позволяет воспринимать лучше, т.к. зрительное восприятие дает объемное и полное запоминание новой темы. Поэтому даже самая сложная тема быстрее воспринимается обучающимися, причем не только успевающими, но и отстающими.

- Дает возможность представить уникальные материалы (картины, рукописи, видеофрагменты, звукозаписи и т.д.);

- Повышает интерес к учебному процессу.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

  • В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;

  • При повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;

  • На этапе объяснения нового материала можно использовать изображение, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а так же рисунки детей;

  • На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, при чем на экране показывается не только задание, но и ответ.

В нашей школе ребята, в том числе и начальной школы, благодаря реализации Национального проекта «Образования» имеют возможность пользоваться современными информационными технологиями.

Применение компьютера на уроках развивают учащегося, повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребенком познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с различными источниками информации.

Уроки с информационной поддержкой не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Психологами доказано, что знание, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными отношениями, эмоциями, не становится полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но это работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Надо найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут – не упрощать, облегчая учения, дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы. И давно пора уже сменить кнут если не на пряник(он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.


III Заключение.


Подводя итог, напомню, что поддерживать и формировать интерес к учению мне помогают такие активные формы обучении, как игра, игровые и занимательные ситуации, загадки, орфографические задачи, кроссворды, ребусы, уроки – путешествия, использование ИКТ – это не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Дети играют, а игра, непроизвольно закрепляет, совершенствует орфографические навыки письма. В рассмотренных выше заданиях, во – первых вложена смена деятельности, во – вторых, дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствует общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию нового. Помимо намерения добиться успешного результата, появляется познавательный интерес. Устойчивость этого интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний. Хорошо продуманная, проводимая в системе работа по развитию познавательного интереса младших школьников, с моей точки зрения, не может не приносить своих плодов.

Итак, в реализации развития познавательной активности учащихся начальных классов на уроках русского языка является организация урока таким образом, чтобы сознание, деятельность и общение взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность была сознательна. Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении развития познавательной активности ребят:

1. Создание положительной мотивации на уроке.

2. Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу информации.

3. Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта ученика и обогащение словарного запаса.

4. Способствование оптимальной организации внимания.

5. Вооружение рациональными способами запоминания.

6. Выработка необходимого темпа восприятия информации.

7. Увеличение темпа работы.

8. Развитие и освоение информационного пространства содержание урока.

Результатом многолетней работы над этой темой являются определенные успехи: дети научились мыслить, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Но самое главное то, что учащиеся по мере перехода из начальной школы в среднюю, не только не растеряли изначального интереса к обучению, познанию, а наоборот, сохраняют его и развивают.

Таким образом, подтверждается моя гипотеза, что при использовании активных форм и методов учения повышается качество обучения на уроках русского языка.






IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Блонский П.П.Избранные педагогические и психологические сочинения – М., 1979

    2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. «Начальная школа», 1990 № 7

    3. Волина В.В., «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь» - М., АСТ-ПРЕСС, 1996

    4. Гадустова Е.В. «Начальная школа», 2009 № 9

    5. Давыдов В.А. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте «Возрастная и педагогическая психология», - М.,1973

    6. Дубровина И. Л. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М., издательский центр «Академия», 1999

    7. Шавалиева В.М. «Начальная школа», 2010 № 3

    8. Полякова А.В. «Превращения слов» - М.,1991

    9. Евсюкова Г.А «Начальная школа», 2010 № 2

    10. Панов М.В. «Занимательная орфография» - М.,1972

    11. Люстрова З.Н., Дерягин В.Я «Друзьям русского языка» - М.,1982














Приложение.






























Мониторинг допущенных ошибок в контрольных работах по русскому языку учащихся 4 Г класса




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


2 0

1 9

1 8

1 7

1 6

1 5

14

1 3

1 2

1 1

1 0

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Безуд.гл. непровер парные окон. окон. «ь» приставки и

пров. удар. гл. согл. сущ прилаг.. показ предл.

мягкости



График позволяет увидеть, что результативность по сравнению с 1 четвертью и концом учебного года стала выше.



Мониторинг допущенных ошибок в контрольных работ по русскому языку учащихся 3 Г класса




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


2 0

1 9

1 8

1 7

1 6

1 5

14

1 3

1 2

1 1

1 0

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Безуд.гл. непровер парные окон. окон. «ь» приставки и

пров. удар. гл. согл. сущ прилаг.. показ предл.

мягкости


Графики позволяют увидеть снижение допущенных ошибок учащихся к концу учебного года. В 1 четверти на написание окончаний существительных было допущено ошибок у 10 учащихся, то к концу года у 7 учащихся, результативность стала выше.


Мониторинг допущенных ошибок в контрольных работ по русскому языку учащихся 2 Г класса




3 четверть

4 четверть


год


2 0

1 9

1 8

1 7

1 6

1 5

14

1 3

1 2

1 1

1 0

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Безуд.гл. непровер парные окон. окон. «ь» приставки и

пров. удар. гл. согл. сущ прилаг.. показ предл.

мягкости


Графики позволяют увидеть снижение допущенных ошибок по русскому языку по четвертям. Если в 3 четверти на безудурарные гласные проверяемые ударением было допущено 11 учащимися, то в конце года всего 7 учащихся, результативность стала выше.




Сравнительная таблица показателей интереса к предметам

2018-2019 г.


2019-2020 г.

2020-2021 г.



Сравнительная таблица показателей интереса к предметам



Графики показывают, как повысился уровень познавательного интереса к русскому языку. Положительная тенденция роста познавательного интереса произошла в результате активных форм и методов обучения.





















Анкета (4 класс.)

  1. Что привлекает на уроках русского языка:

а) работа с учебником (15%)

б) занимательный материал по изучаемой теме (79%)

в) работа в группе (52%)

г) отвечать у доски (15%)

2. Я более активно работаю на уроке если:

а) ожидать похвалы (37%)

б) мне интересна выполняемая работа (52%)

в) хочу узнать больше (26%)

г) изучаемый материал мне понадобиться в дальнейшем (10%)

3. Я буду активным на уроке если:

а) хорошо знаю тему и понимаю изучаемый материал (40%)

б) смогу справиться с предлагаемыми заданиями (40%)

в) меня не будет ругать за ошибку (10%)

г) я уверен, что отвечу хорошо (37%)

4. На урок русского языка я иду:

а) с удовольствием (68%)

б) с неохотой (15%)

в) мне все равно (15%)



Результаты анкеты говорят о том, что учащихся привлекает работа с различными играми по изученному материалу – 79% и работа в группах – 52%.

Активно работают на уроке, если на интересна выполняемая работа – 52%, если хорошо знает тему и понимает учебный материал – 40%, смогу справиться с предлагаемым заданием – 40%.

На уроках русского языка ребята стали ходить с удовольствием – 68%.

Достичь таких результатов позволила целенаправленная и систематическая работа по применению активных форм и методов обучения.





Работа над формированием познавательного интереса продолжалась и во внеурочное время.

Учащиеся являлись активными участниками различных интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиад.








Изучение психологического климата в классе классным руководителем.


Ф.И.ученика

Учебная деятельность

Школьные нормы поведения

Социально контактируем

Социаль-ное благополучие

Кол-во баллов

активность

успеваемость

На уроке

На перемене

С однокласс-никами

С учителями



Воробьев М.

3

3

4

4

5

5

5

29

Гаврилов К.

4

4

4

5

5

5

5

32

Гордиенко Ю.

4

4

4

4

5

5

5

25

Капранов С.

3

3

4

4

4

5

4

27

Кузьмин А.

4

4

2

2

4

4

4

24

Левина В.

3

3

4

4

4

4

4

24

Мадалинская Н.

5

5

5

5

5

5

5

35

Марченко Е.

4

4

5

5

5

5

5

33

Мельникова О.

4

4

5

5

5

5

4

32

Мазуров В.

3

3

4

4

5

5

5

29

Пастухов И.

3

3

4

4

4

5

4

27

Печерина А.

4

4

5

5

5

5

5

33

Плюта А.

4

4

5

5

5

5

5

33

Тарасов И.

4

4

4

5

5

5

5

32

Тупоногов Р.

3

3

4

4

4

5

5

26

Фомин С.

5

4

5

5

5

5

5

34

Куксенко.

4

5

5

5

5

5

5

34

Чиркин Д.

4

4

5

5

5

5

5

33

Чиркин В.

4

3

5

5

5

5

5

32










КЗ и УО учащихся по предметам за 3 года





2018-2019

2019-2020

2020-2021

КЗ

УО

КЗ

УО

КЗ

УО

Русский язык

48%

100%

50%

100%

51%

100%

Литературное чтение

68%

100%

70%

100%

72%

100%

Математика

52%

100%

54%

100%

55%

100%

Природоведение

66%

100%

67%

100%

69%

100%


Таблица К.З. и У.О. учащихся за 3 года позволяет увидеть повышение К.З.. по всем предметам при использовании на уроках активных форм и методов обучения.




























Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Южно-Сахалинск












Разработка урока по русскому языку, 3 класс.

Сложные слова



















Выполнила:

учитель начальных классов

Дригина Наталья Алексеевна





Цели урока:

  • создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основы;

  • развивать речь, мышление, умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы;

  • воспитать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, любовь к русскому языку, внимание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, детки, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

- Запишите число, классная работа. Напоминая вам правила письма – наш девиз.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

сяду рядом, не согнусь,

За работу я возьмусь!

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Грамматика вмести со сказочными героями вот на этом самолете.(Показ рисунка.)

Мы в путь за наукой

Сегодня пойдем.

Смекалку, фантазию нашу возьмем

Дорогой с пути никуда не свернем!

- Итак, в путь!

II. Словарная работа.

Первая остановка “Словаринка”.

- Поиграем в игру “Перекресток”. Заменим предложения одним словом и запишем по горизонтали в красворд. Один ученик работает у доски ,а остальные записывают в тетради эти слова в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

з

2

а

о


3

м

в


4

о


5

р

л


6

а

ё


7п

т



  1. Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)

  2. Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)

  3. Большой чайник на ножках. (Самовар)

  4. Русская народная игра – пляска. (Хоровод)

  5. Лес, поваленный бурей. (Бурелом)

  6. Стихийны ход дела, работа без плана, без руководства.(Самотек)

  7. Огнестрельное оружие.(Пулемет)

- Прочитайте слова, буквы которых расположены по диагонали квадрата. Какие слова получились? (Сложные)

- Почему эти слова сложные? Докажите.


III. Актуализация опорных знаний.

Вторая остановка “Повторяйка”.

- Что такое сложные слова?

- Как соединяются два корня в сложных словах?

- После каких звуков пишется соединительная гласная о?

- После каких звуков пишется соединительная гласная е?

- Образуйте сложное слово от “птица” и “фабрика”.

- Есть ли в нашем городе птицефабрика? Для чего городу нужна птицефабрика?

- Какую соединительную гласную запишем в этом слове? Покажите карточкой. Запишите слово и его схему. Какая схема подошла к этому слову?

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Сообщение целей урока.

IV. Постановка проблемного вопроса.

Третья остановка “Думающая”.

- Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная?

V. Решение проблемного вопроса.

- Прочитайте слово “физкультура”. Задумывались ли вы, как образовалось слово “физкультура”? (на доске вывешивается запись на листе бумаги: “физическая культура”. В слове физическая убирается “ическая”, а культура придвигается к части физ”. )


Работа в проблемных группах и подготовка ответов.


- А знаете ли вы как произошли некоторые сложные слова, такие как парикмахер, чародей и т.д.? Послушайте историю образования этих слов. (Группа учащихся рассказывают о происхождении слов медведь, чародей, ротозей)


- Прочитайте слова: диван-кровать, ковер-самолет, стенгазета, мышка-норушка.

- Какие это слова? Как они образованы? Есть ли в них соединительные гласные?

- Так как еще могут соединяться основы в сложных словах?


Вывод: В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных букв и без них.


VI. Закрепление изученного.


Четвертая остановка “Тренировочная”.


а) Комментированное письмо.

- Запишите слова-отгадки, которые являются сложными.

У него – два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.( Велосипед)


Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)


Есть специалист такой

Для работа под водой.

Раз надел костюм – ко дну,

Кто он? В толк я не возьму? (Водолаз)


Кто варит сталь? (Сталевар)


Кто разводит пчел? (Пчеловод)


Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней. (Доктор)


- Выделите корень, подчеркните соединительные гласные.

- Какие слова лишнее почему?


б)самостоятельная работа.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.


1-й вариант:

Дров_сек, лед_ руб, вод_росли, мух_мо, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка.


2-й вариант:

Стал_вар, вод_пад, звезд_чет, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бочка.


- Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.

Самопроверка по таблице на доске.


в) Упражнение 88, с.39



VII. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Итак, что же такое сложные слова? Незнайка ответил на этот вопрос так: “Все непонятные слова называются сложными”. Буратино сказал: “Все длинные слова – это сложные”. Домовой Афанасий ответил: “Слова, в которых сложены две основы, называются сложными”. Кто из них прав?

- Как соединяются основы в сложных словах?


VIII. Домашнее задание.

- Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова, обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название транспорта или техники.





















Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Южно-Сахалинск












Разработка урока по русскому языку, 4 класс.

Правописание наречий. (Урок- путешествие.)

















Выполнила:

учитель начальных классов

Дригина Наталья Алексеевна.






Цель: отрабатывать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения -обстоятельстве; видеть изученные орфограммы и объяснять их правописание; совер-ть умения разбирать наречия по составу; развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

Ход урока


I. Организационный момент

- Давайте вспомним 5 «золотые правила грамматики»

1.Пишу красиво, чисто, аккуратно.

2.Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку.

3.Помню о красной строке; при записи заданий и частей текста.

4.Использую перенос слов с одной строки на другую.

5.При письме проговариваю слова по слогам.

- На уроке надо быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

I I. Чистописание

-Рр ор ря радость

-Какую букву будем прописывать?

-Дайте характеристику букве Р?

I I I. Актуализация опорных знаний.

-От чего мы испытываем радость?(от хорошего настроения, от результатов своей работы.)

  1. -Радость-это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе.

-Подберите однокоренные слова, определите какой частью речи они являются.

Доска: радостный радостно радовать

-Какие слова называются однокоренными?

-Составьте предложение, используя эти слова.

Доска: Радость облегчает труд в школе.

-Разберите по членам предложение.

-Вернёмся к однокоренным слова, назовите наречие.

-Расскажите, что вы знаете о наречии.

IV. Работа по теме урока

-Продолжаем наше путешествие по планете Русский язык и отправимся сегодня в город Наречие.

Слайд № 1

1 – По дороге друзья заспорили. Один утверждает, что слова тепло, лихо, зло, подряд- наречия, другой – сущест-е. Кто прав? Докажите.

/У наречий есть приставка, отвечают на разные вопросы./

Нет окончания, не изменяется./

2 – Итак, мы на месте. Нас радушно встречает сам сама хозяйка города – госпожа Наречие, у которой мы возьмем интервью и попросим подробнее рассказать о себе.

+ сообщение ученика

(Я происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на корень Речь. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда это был глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый», «наречие» (говор) и др. В латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его.

Главная особенность наречий – неизменяемость. Я всегда уверена в том, что говорю, не перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет.

В предложении я чаще всего бываю обстоятельством.

Сейчас я спешу на работу в предложение, а вас, дорогие гости, в конце урока прошу составить краткую характеристику наречий.)

3- Впереди чудная полянка. Ласково светит солнце.

-От каких частей речи могут образовываться наречия?

-Определите, от какой части речи образованы эти наречия.

/картинка солнца, карточки со словами: сбоку, засветло, поэтому, второе, обдуманно, еле-еле./

-Запишем несколько наречий и разберем по составу: сбоку, засветло, обдуманно

-Какую часть слова не имеет наречие? Почему? /неизменяемая часть слова/

4- Рассмотрите цветок, который растёт на полянке, и скажите, какие значения имеют наречия?

/время действия, признак действия, место или направления действия/

Слайд № 2

-Итак, что называется наречием?

5- А вот галерея наречий.

-Запишете наречия и определите их значение: медленно, очень, сейчас, вперед, поздно.

-Составьте предложения.

/Сейчас мышонок съест кусок сыра. Лягушонок пришел поздно.

-Разберете по членам предложение?

-Каким членом предложения является наречие?

6- На полянке растут грибы. Их можно собрать, но будьте осторожны: здесь растут съедобные и ядовитые грибы

Слайд № 3 (самостоятельно)

-Проверяем… Слайд №

-Какое правило использовали?

7- А вот лагерь отдыха «Наречие».

-Наречие не только умеют хорошо работать, но и любят отдыхать.

Физминутка

8- А чтобы и мы могли остаться в лагере,нужно соблюсти некоторые формальности и ответить на ряд вопросов, необходимых для заполнения анкеты.

-Что называется наречием?

-От каких частей речи образуются наречия?

-Каким членом предложения являются наречие?

9- Лагерь отдыха небольшой, но очень уютный. Здесь решили отдохнуть наречия- горожане.

Помогите им расселиться по домикам. Ребята I варианта с а , II вариант с о.

Слайд №4

-Каким правилом воспользовались?

/волшебное слова: навзао, досиза или взять существительное с таким предлогам, как наречие, и сразу определить, о или а, надо писать на конце: например: налево – на окно, издавна – из окна, засветло – за окно/

-Проверяем - Iв. Слайд №4 IIв. Слайд №4

-Вспомним грамматическую сказку, которая поможет вам никогда не ошибиться при написании этих гласных на конце наречий.

+ ученики (сценка).

( - Навзао и досиза! Навзао, досиза! Замечательная штука! Сегодня же применю её в работе!

- Что ты там ещё придумал?

- Это не я придумал. Вчера случайно прочитал статейку «Советы мудреца Бакабона», и тот советует заучить два волшебных слова – навзао и довсиза, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками на-, в-, за- - на конце пишется «О» (навзао), а в наречиях с приставками до-, -, из- на конце пишется «А» (досиза). Ведь ловко придумано?

- Да, придумано не плохо, да только ты опоздал со своим мудрецом. Нам вчера на уроке сообщили более простой способ проверки гласных на конце наречий. Достаточно взять существительное с таким предлогом, как и наречие, и сразу определить, «О» или «А», надо писать на конце, например: налево – на окно, засветло – за окно, издавна – из окна. Видишь, как просто получается.)

10- В лагере есть ещё и баскетбольная площадка, чтобы хорошо сыграть в орфографический баскетбол, вспомните правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий.

Слайд № 5

-Распределяем в 2 столбика Ь нет Ь

-Проверяем Слайд № 5

-Сделайте вывод, когда пишется Ь знак после шипящих.

/на конце наречий после шипящих Ш и Ч пишется Ь знак. После Ж – Ь не пишется, кроме наречия настежь/

11- А вот и бассейн. Это самое любимое и самое опасное место, потому что он не простой, а орфографический. Вы сможете поплавать сами, если самостоятельно справитесь со следующим заданием.

Слайд № 6

-Проанализирует 1 предложение… Слайд

2 предложение… Слайд

V. Итог урока

-Прогулка по городу Наречие завершена.

Подведем итоги.

-Какие часть речи называются наречием?

-Каким членом предложения являются наречие?

-Какие «ошибкоопасные» места могут быть а наречиях? /приставках, суффиксах, безударные в корне/

-Как их избежать?

Слайд № 7 Спасибо за работу!















Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Южно-Сахалинск












Разработка урока по русскому языку, 2 класс.

Правописание парных согласных на конце слова.

















Выполнила:

учитель начальных классов

Дригина Наталья Алексеевна.








Цели:

  • закрепить знания учащихся о правописании парных согласных на конце слова;

  • закрепить умение разбирать предложения по членам;

  • формировать умение работать самостоятельно и коллективно;

  • развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.


Ход урока

I. Организационная часть.

- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, и Мальвина пришла. А в последний момент прибежал запыхавшийся Буратино. Он снова оказался в затруднительном положении, и , похоже, ему нужна наша помощь.

- Вот, посмотрите, что он вам написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть не знал, что писать. (показать послание детям)

Дорогой дру. !
Помоги мне отыскать ду.
около которого зарыт кла. .
В случае удачи тебя ждёт сюрпри. .

- Ребята, вы согласны помочь Буратино?
- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока и место, где зарыт клад.
- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова и почему? ( учащиеся называют букву, которую вставят и объясняют, почему)
- Что за буквы вы вставили? Как они называются?

II. Чистописание.

- Назовите парные согласные.
- Напишите их парами красивым каллиграфическим почерком.

бп вф гк дт жш зс


III. Постановка темы и цели урока.

- Теперь скажите, над какой темой мы будем сегодня работать?(парные согласные)
- А какая задача стоит перед нами? (найти клад для Буратино)
- Посмотрите на карту страны Грамматики. Нет ли там того места, где могли бы жить парные согласные? ( есть- лес парных согласных)

Слайд

- Но, чтобы отправиться в этот лес, нужно быть очень внимательным, активным, помогать друг другу и, конечно же взять с собой запас знаний, которые нам будут очень нужны.

IV. Актуализация знаний учащихся.

- А что мы знаем о парных согласных?
- Что происходит с парными согласными на конце слова?
- Какое стихотворение знаете про парные согласные?

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй”

- Как же проверить парную согласную на конце слова?
- А сейчас, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие. (учитель говорит детям загадку:

Что за чудо – синий дом?

Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.” (автобус)

Что слышится на конце слова “автобус”? А что пишется? Почему?

- Скажите “золотое” правило грамматики:

Пишем то, что пишется.
А не то, что слышится”

- Ребята, а на чем еще можно отправляться в путешествие.
- Посмотрите на рисунки и назовите виды транспорта (теплоход, самолет, поезд, троллейбус)
- Что общего в этих словах? (на конце парная согласная)
- Какую согласную будем писать в каждом из этих слов и почему?

V. Словарная работа.(комментированное письмо по цепочке)

- Вот мы и приехали. Дальше пойдем пешком.
- А во и первое препятствие: надо перейти через ручей по жердочкам.
- Сейчас самый смелый пойдет вперед, а все остальные за ним.

На доске слова в два столбика:

ду.

моро.

ле.

медве..

сне.

заво.

но.

тетра..

са.


фла.


- Посмотрите на эти слова и скажите, почему их разделили на два столбика? (ответы детей различные)
- Какие слова записаны во втором столбике? (словарные)
- Почему их называют словарными? Какие гласные надо запомнить в этих словах?
- Найдите в словаре ещё слова с парной согласной на конце.
- Запишите их во второй столбик .(город, арбуз)

VI. Запись предложений под диктовку.

- Через ручей мы перешли все, молодцы.
- Ребята, Мальвина говорит, что видит очень красивый пруд, и Буратино тоже видит прут, такой тоненький берёзовый. Но Мальвина уверяет, что видит совсем другой пруд.
- Как вы думаете, они видят одно и то же или разное?
- Давайте разберёмся.. Какой пруд видит Мальвина? Почему вы так думаете?
- А какой прут видит Буратино?
- Слова звучат одинаково? А писать мы их будем тоже одинаково?
- Что будем писать на конце каждого из этих слов и почему?
- От чего зависит парная согласная на конце в данных словах? (от значения слов)
- Напишем под диктовку предложения:

Мы отправились на пруд.
На тропе валялся прут.

- Какие буквы напишем на конце? Как проверить?
- В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, поэтому и согласные на конце пишутся разные.

(вывешивается таблица слов:

плот – плод

лук – луг

грипп – гриб

порок – порог

- Объясните значение каждого слова и проверьте парную согласную на конце слов.
- Составьте с одной из этих пар слов предложения (устно)

VII. Физкультминутка.

- Итак, нам пора отправляться дальше.
- Давайте немного разомнёмся вместе с Буратино.

Буратино шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок,
Положил их в кузовок”

VIII. Выборочное письмо.

- Ребята, а вы любите собирать грибы?
- А какие грибы вы собираете в лесу? Как их можно назвать одним словом? (съедобные)
- А несъедобные грибы Буратино говорит , надо сшибать и топтать, ведь это поганки.
- Вы с ним согласны? Почему нет?
- А вы хотите набрать грибов?
- А пока мы будем собирать грибы, один из вас отправится к пруду и тихонечко понаблюдает за тем, что там происходит, а потом нам расскажет, что он увидел.

Индивидуальная работа на доске. (исправить ошибки в тексте)-для сильного ученика

На пруду плавал белый лебеть. У вады рос камыж. На берек выполс уш. На высокий буп сел ястреп. Влису раздался криг птицы.”

Проверка -по сигнальным карточкам.

Индивидуальная работа по карточкам (для среднего ученика)

Хорош наш ле. (с,з). Там много сочных тра. (ф, в). Вот ду. (п, б).Под дубом рос белый гри. (б, п). Рядом частый ельни. (г, к). В кустах пел дроз. (т, д).

- Ну, а мы вперёд, за грибами. Только нашими грибами будут слова с парными согласными.
- Я буду зачитывать вам отрывки из знакомых произведений. А вы будете называть и записывать только те слова , у которых на конце стоит парная согласная, требующая проверки. “Кто первый найдет грибок, тот и положит его в кузовок”

(Ученик, который первый нашёл (услышал) слово с парной согласной, кладет гриб в корзину. Все учащиеся записывают слова в тетрадь)

Учитель зачитывает отрывки:

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад”
“Лучше б
снег да вьюгу встретить грудью рад”
“У лукоморья
дуб зелёный, златая цепь на дубе том”
“Где бодрый
серп гулял и падал колос
Теперь
уж пусто все – простор везде”
“Однажды
Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей
воз взялись”

Проверка индивидуальной работы, выполненной на доске (сигнальные карточки)

IX. Самостоятельная работа с использованием интерактивной доски.

(классификация слов)

- Ребята, вдали виднеется домик. Давайте в него зайдем и подкрепимся.

Слайд

шка., дру., кру., моро., тру., коло., шар., автобу., пру. .

- Что-то шумно в этом домике, слова о чёт-то спорят.
- Мальвина, выясни, пожалуйста, в чем там дело?
- Оказывается, слова не могут разобраться, кому за какой стол садиться.
- Вы сможете помочь им? Вам нужно распределить слова в два столбика: в первый - слова , на конце которых пишется звонкая согласная, во второй – слова, на конце которых пишется глухая согласная.
- Выполните эту работу самостоятельно.

Проверка- учащиеся называют слова, учитель записывает их в два столбика.

Слайд

X. Работа с деформированным предложением.

- Продолжим наше путешествие по лесу. Ой, ребята, смотрите, дуб на поляне стоит. Уж не об этом ли дубе ты, Буратино, говорил в своем послании? Давайте проверим!

(на доске прикреплен нарисованный дуб. Около дуба разбросаны листья, на которых написаны слова: дуб, осенний, наряд, могучий, сбросил)

Слайд

- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (надо собрать листочки и составить из слов предложение)

(Один ученик записывает составленное предложение)

Могучий дуб сбросил осенний наряд

- В каких словах имеется парная согласная на конце? Как её проверить?
- Подберите к слову “могучий” слово, близкое по значению.
- Как понимаете выражение “сбросил наряд”?
- Разберите предложение по членам.

XI. Итог урока.

- Если это тот дуб, который мы ищем, то где- то здесь должен находиться клад.
- А вот, кажется, и он (Учитель достает спрятанную шкатулку )
- Только здесь написано что-то непонятное- “далк”. Наверное это шифр. Только как его отгадать? ( Дети читают слово наоборот- клад)
- Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз скажем правило проверки парных согласных на конце слова.(чтобы проверить парную согласную на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной шла гласная)
- Вот и открылась наша шкатулка. Здесь лежит какой-то листок.

Учитель читает:

Дорогой друг!

Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания.
Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания- это самое ценное богатство.

Царица Грамматика”

- Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке и многому научили нашего Буратино. А сейчас возвращаемся из леса домой .
































































































































































































































































































































































74



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дригина Наталья Алексеевна

Дата: 03.08.2025

Номер свидетельства: 673002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства