kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательного интереса и коммуникативных навыков младших школьников через диалоговое обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показаны результаты использования приемов и методов диалогового обучения в начальных классах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса и коммуникативных навыков младших школьников через диалоговое обучение»


Развитие познавательного интереса и коммуникативных навыков

младших школьников через диалоговое обучение.

Из опыта работы учителя начальных классов.


В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, самим находить ответы на вопросы.

Наш век-это век техники, электроники, компьютеризации. И современный ученик уже не бежит на улицу общаться со сверстниками. Он сидит с сотовым телефоном, за компьютером. В итоге, очень часто, даже успешный ученик не всегда может грамотно построить защиту презентации, проекта, стать активным участником дискуссии и дебатов.

В начальную школу все чаще приходят первоклассники с очень низким уровнем речевых навыков, низкая мотивация в учебной деятельности, у отдельных учащихся отсутствует желание работать коллективно, в группах, в парах. Вовлечь учащихся в активный учебный процесс предстоит мне, учителю начальных классов.

Актуальность поднятой проблемы заключается в том, что залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое и главное проявление

деятельности учащихся. В этих условиях важную роль играет диалог.

Диалог, организованный на уроках в начальных классах обеспечивает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка, становления у него важнейших в современном мире умений. Способствует стимулированию познавательного интереса, развитию коммуникативных и речевых навыков.

Любой урок, не важно, по какому предмету и в каком классе, безусловно, строится на диалоговом обучении. А чтобы урок стал успешным, я использую разные методы, приемы и формы работы учащихся на уроке.

Беседа – очень распространенный прием обучения, который я применяю на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении, подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся. Беседа позволяет связать учебный материал с личным жизненным опытом ребенка. Создается обратная связь. В ходе беседы учащиеся участвуют в обсуждении проблемной ситуации, спорного вопроса. Очень часто диалог - обсуждение переходит в дискуссию по спорному вопросу.

Рассказ – метод устного изложения, учебного материала, применяемый для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального

преподнесения знаний. Отрывок из рассказа (подготовленный учащимися) может стать отправной точкой при определении темы и задач урока.

Особое внимание в своей работе уделяю развитию речи учащихся,

и технике чтения. Именно в начальных классах у детей формируется правильная и грамотная речь. Чтобы повысить интерес к чтению, расширить кругозор детей провожу уроки в интересных для детей формах. Это уроки - викторины, турниры, конкурсы. К подготовке стараюсь привлечь детей. Они готовят сообщения, подбирают ребусы и загадки. Активно участвуют в создании проектов.

Различные формы работы учащихся, являются неотъемлемой частью каждого урока.

Очень часто на уроках я организовываю работу в парах. Работу в парах можно проводить на любом этапе урока. При проверке домашнего задания (ученики в течение 2-3 минут пересказывают друг другу правило, повторяют формулы), на этапе закрепления нового материала решают совместно задачи, делают взаимопроверку и взаимооценивание работ.

Работая в паре, ученик не только чему-то учится, но и сам делится своими знаниями, тем самым узнавая что-то новое, усваивая новый материал, повышая свою мотивацию к дальнейшему изучению предмета. При работе в парах происходит мини-диалог с объяснением, рассуждениями, обменом информации.

Научить сотрудничать в парах помогают взаимодиктанты, работа над творческим заданием, составление кластера, заполнение диаграммы Венна.

Следующая форма работы на уроке это работа в группах.

Для групповой работы характерно, что участники группы сотрудничают между собой, учатся не просто обмениваться информацией, а, слушая, слышать друг друга, ставить себя на место другого, соглашаться или не соглашаться с предлагаемой точкой зрения. Групповая работа оказывает положительное воздействие на активность учащихся, развивает индивидуальные особенности детей, вызывает их на диалог. Происходит развитие лидерских качеств учащихся. В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешно идет личностное, социальное, коммуникативное и

познавательное развитие детей.

Ролевые игры – одна из любимых форм работы учеников на уроке.

Учащиеся младших классов очень любят на уроке быть в роли учителя. Поэтому более сильные ученики у меня на уроке иногда участвуют в объяснении нового материала (получают опережающие задания). Менее успешные ученики хорошо справляются с составлением вопросов при работе над текстом. Например: Кто является главным героем? Чему учит нас этот рассказ, сказка? Очень важно, чтобы ученики на уроке не были пассивными слушателями, а были активными участниками, как на уроке, так и в подготовке урока.

Созданная игровая ситуация помогает учащимся раскрыться, развивает познавательный интерес, мотивирует желание узнать больше, развивается речь,

мышление.

Применение диалогового обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, развивает речевые навыки, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции учащихся. У детей не мотивированных на учебу появилось желание работать на уроке.

Использование диалоговых форм обучения имеет положительный результат. Учащиеся стали увлеченными, уверенными и ответственными. Они умеют вести диалогическую беседу, работать в группах, парах, самостоятельно оценивать свои достижения.

Школьная практика доказывает эффективность применения диалоговых форм обучения в начальной школе. Они способствуют стимулированию познавательного учебного процесса младших школьников; развитию у них рефлексивного мышления, умственных способностей, речевых навыков и коммуникативных умений; созданию психологического комфорта учеников на уроке; приобретению навыков, необходимых для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Обучение через диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие.

Сама форма диалогического общения предполагает: уважение к говорящему, как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия, с точки зрения участников диалога.

Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной  атмосфере учащиеся делятся  друг с  другом  новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.

Диалог – это форма, в которой  можно  искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение,

взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Ахметова Елена Николаевна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства