Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса и коммуникативных навыков младших школьников через диалоговое обучение»
Развитие познавательного интереса и коммуникативных навыков
младших школьников через диалоговое обучение.
Из опыта работы учителя начальных классов.
В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, самим находить ответы на вопросы.
Наш век-это век техники, электроники, компьютеризации. И современный ученик уже не бежит на улицу общаться со сверстниками. Он сидит с сотовым телефоном, за компьютером. В итоге, очень часто, даже успешный ученик не всегда может грамотно построить защиту презентации, проекта, стать активным участником дискуссии и дебатов.
В начальную школу все чаще приходят первоклассники с очень низким уровнем речевых навыков, низкая мотивация в учебной деятельности, у отдельных учащихся отсутствует желание работать коллективно, в группах, в парах. Вовлечь учащихся в активный учебный процесс предстоит мне, учителю начальных классов.
Актуальность поднятой проблемы заключается в том, что залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое и главное проявление
деятельности учащихся. В этих условиях важную роль играет диалог.
Диалог, организованный на уроках в начальных классах обеспечивает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка, становления у него важнейших в современном мире умений. Способствует стимулированию познавательного интереса, развитию коммуникативных и речевых навыков.
Любой урок, не важно, по какому предмету и в каком классе, безусловно, строится на диалоговом обучении. А чтобы урок стал успешным, я использую разные методы, приемы и формы работы учащихся на уроке.
Беседа– очень распространенный прием обучения, который я применяю на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении, подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся. Беседа позволяет связать учебный материал с личным жизненным опытом ребенка. Создается обратная связь. В ходе беседы учащиеся участвуют в обсуждении проблемной ситуации, спорного вопроса. Очень часто диалог - обсуждение переходит в дискуссию по спорному вопросу.
Рассказ – метод устного изложения, учебного материала, применяемый для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального
преподнесения знаний. Отрывок из рассказа (подготовленный учащимися) может стать отправной точкой при определении темы и задач урока.
Особое внимание в своей работе уделяю развитию речи учащихся,
и технике чтения. Именно в начальных классах у детей формируется правильная и грамотная речь. Чтобы повысить интерес к чтению, расширить кругозор детей провожу уроки в интересных для детей формах. Это уроки - викторины, турниры, конкурсы. К подготовке стараюсь привлечь детей. Они готовят сообщения, подбирают ребусы и загадки. Активно участвуют в создании проектов.
Различные формы работы учащихся, являются неотъемлемой частью каждого урока.
Очень часто на уроках я организовываю работу в парах. Работу в парах можно проводить на любом этапе урока. При проверке домашнего задания (ученики в течение 2-3 минут пересказывают друг другу правило, повторяют формулы), на этапе закрепления нового материала решают совместно задачи, делают взаимопроверку и взаимооценивание работ.
Работая в паре, ученик не только чему-то учится, но и сам делится своими знаниями, тем самым узнавая что-то новое, усваивая новый материал, повышая свою мотивацию к дальнейшему изучению предмета. При работе в парах происходит мини-диалог с объяснением, рассуждениями, обменом информации.
Научить сотрудничать в парах помогают взаимодиктанты, работа над творческим заданием, составление кластера, заполнение диаграммы Венна.
Следующая форма работы на уроке это работа в группах.
Для групповой работы характерно, что участники группы сотрудничают между собой, учатся не просто обмениваться информацией, а, слушая, слышать друг друга, ставить себя на место другого, соглашаться или не соглашаться с предлагаемой точкой зрения. Групповая работа оказывает положительное воздействие на активность учащихся, развивает индивидуальные особенности детей, вызывает их на диалог. Происходит развитие лидерских качеств учащихся. В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешно идет личностное, социальное, коммуникативное и
познавательное развитие детей.
Ролевые игры – одна из любимых форм работы учеников на уроке.
Учащиеся младших классов очень любят на уроке быть в роли учителя. Поэтому более сильные ученики у меня на уроке иногда участвуют в объяснении нового материала (получают опережающие задания). Менее успешные ученики хорошо справляются с составлением вопросов при работе над текстом. Например: Кто является главным героем? Чему учит нас этот рассказ, сказка? Очень важно, чтобы ученики на уроке не были пассивными слушателями, а были активными участниками, как на уроке, так и в подготовке урока.
Созданная игровая ситуация помогает учащимся раскрыться, развивает познавательный интерес, мотивирует желание узнать больше, развивается речь,
мышление.
Применение диалогового обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, развивает речевые навыки, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции учащихся. У детей не мотивированных на учебу появилось желание работать на уроке.
Использование диалоговых форм обучения имеет положительный результат. Учащиеся стали увлеченными, уверенными и ответственными. Они умеют вести диалогическую беседу, работать в группах, парах, самостоятельно оценивать свои достижения.
Школьная практика доказывает эффективность применения диалоговых форм обучения в начальной школе. Они способствуют стимулированию познавательного учебного процесса младших школьников; развитию у них рефлексивного мышления, умственных способностей, речевых навыков и коммуникативных умений; созданию психологического комфорта учеников на уроке; приобретению навыков, необходимых для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Обучение через диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие.
Сама форма диалогического общения предполагает: уважение к говорящему, как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия, с точки зрения участников диалога.
Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной атмосфере учащиеся делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.
Диалог – это форма, в которой можно искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение,