kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков устного счёта в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет полезна учителям начальных классов, родителям. В ней описаны некоторые способы развития навыка устного счёта на уроках математики в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков устного счёта в начальной школе»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №385 Красносельского района Санкт - Петербурга









Развитие навыков устного счёта в начальной школе











Автор:

Крестьянинова

Марина Витальевна,

учитель начальных классов





















Санкт - Петербург

2021

Математика играет особую роль в системе учебных предметов. Она даёт учащимся определённый круг знаний, умений и навыков, которые необходимы при изучении других школьных дисциплин. Задача учителя заинтересовать данной учебной дисциплиной учащихся.

Современный уровень жизни предполагает высокую компьютеризацию. Большая часть нашей жизни и жизни наших детей протекает с использованием интернета, мобильных телефонов и различных гаджетов. Современные дети пытаются всячески облегчить себе учебную жизнь, используя при вычислениях различные устройства (мобильные телефоны, калькуляторы), желание прилагать какие-либо мысленные усилия при решении тех или иных математических задач практически отсутствуют. Исходя из данной ситуации, развитие навыков устного счёта в начальной школе становится важным.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из основных задач начального обучения математике. В первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений. Данные вычисления активизируют мыслительную деятельность, развивают у детей память, речь и способность воспринимать на слух сказанное, скорость мышления.

Практика работы в школе показывает, что формирование навыка устного счёта не всегда идёт легко. Очень часто учитель сталкивается с трудностями формирования данного навыка у обучающихся.

Существующие программы обучения по математике для начальной школы уделяют немалое внимание развитию и укреплению навыков устного счёта, но учителю также необходимо серьёзно и ответственно подходить к организации устного счёта на уроках математики. Для правильного формирования навыков устного счёта рекомендуется проводить упражнения по устным вычислениям на каждом уроке (5-7 минут).

Устные вычисления могут быть разбиты на группы:

    1. Устные вычисления на слух (не предполагает предварительной записи)

    2. Устные вычисления с использованием предварительной записи примеров на доске (“зрительный счёт”)

    3. Устные вычисления с последующей записью результатов (комбинированный способ)

    4. Устное решение задач

Материал для устного счёта следует подбирать на числовом материале в соответствии с программой и подготовкой учащихся. Сначала при выполнении учащимися заданий по устному счёту необходимо опираться на “зрительный счёт”, т.к. ученику легче найти ответ, когда он видит задание. Постепенно задания переходят в “слуховой” и “комбинированный” счёт. Числовой материал должен чередоваться с задачами, тем самым внося разнообразие в проведение устного счёта.

Требования к проведению устного счёта:

    • целенаправленный выбор упражнений для устного счёта;

    • задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть лёгкими, но и не должны быть “громоздкими”;

    • тексты упражнений, записей и чертежей должны быть подготовлены заранее;

    • выполнять задания должны все ученики;

    • при проведении устного счёта должна быть продумана система критериев оценивания (поощрения).

При подготовке заданий устного счёта необходимо уделить внимание усвоению и закреплению общих приёмов устного счёта, вытекающих из основных законов и свойств суммы и произведения. К более общим приёмам устного счёта относятся:

    1. Случаи перестановки компонентов действий.

С данными случаями учащиеся встречаются уже в 1 классе (сравнение математических операций, например, 9 + 6 и 6 + 9, (5 + 7) + 2 и (5 + 2) + 7, приводит учащихся к необходимости прибавлять к большему числу меньшее, переставляя их местами, сознательно выполнять задания). Данные задания необходимо выполнять с записью на доске или на слайде.

2) Работа над округлением чисел

Такую работу следует проводить с учениками уже с 1 класса, предлагая ответить им на такие вопросы: “Сколько не хватает до 10, 20 и т.д.? Во 2-ом классе при работе с числами до 100 удобно пользоваться круглыми числами для сравнения с числами 28, 59, 76. (Сколько не хватает до 30, 60, 80?) Необходимо обратить внимание учащихся на то, что округлять можно не только способом сложения, но и способом вычитания (40 = 43 – 3; 70 = 78 – 8).

После проведения тщательной работы по усвоению приёма округления чисел можно приступить к приёму округления компонентов действий. Данный приём можно проводить не только с действиями сложения и вычитания, но и при выполнении действия умножения и деления.

Первый вид - округление одного из слагаемых

77 + 18 = (80 + 18) - 3 = 88 – 3 = 85

95 + 27 = (100 + 27) - 5 = 127 – 5 = 122

Второй вид - округление нескольких слагаемых

29 + 16 + 59 = (30 + 16 + 60) -1 – 1 = 90 + 16 - 2 = 106 – 2 = 104

Третий вид - округление вычитаемого

86 – 39 = (86 – 40) + 1 = 46 + 1 = 47

548 – 106 = (548 – 100) - 6 = 448 – 6 = 442

Четвертый вид - округление множителя

7 * 9 = 7 * 10 – 7 = 70 – 7 = 63

14 * 17 = 14 * 20 – 14 * 3 = 280 – 42 = 238

297 * 8 = 300 * 8 – 3 * 8 = 2400 – 24 = 2376

Пятый вид - округление делимого

198 : 18 = (180 : 18) + (18 : 18) = 10 + 1 = 11

При повторении таблицы умножения и внетабличных действиях учащимся можно показать приём умножения на 5 и на 50. Данный приём сводиться к умножению числа на единицу с нулями с последующим делением на 2.

45 * 5 = 45 * 10 : 2 = 450 : 2 = 225

45 * 50 = 45 * 100 : 2 = 4500 : 2 = 2250

Умножение на 25: умножаем число на 100 и делим на 4

44 * 25 = 44 * 100 : 4 = 4400 : 4 = 1100

Умножение на 11: умножаем число на 10 и прибавляем исходное число.

67 * 11 = 67 * 10 + 67 = 670 + 67 = 737

При рассмотрении данных приёмов учащиеся удивляются лёгкости выполнения вычислений, что ведёт к повышению скорости и правильности вычислений. Быстрота вычислений при устном счёте формируется при систематических занятиях. Чтобы учащиеся не потеряли интерес к данному виду работы, необходимо использовать различные упражнения в занимательной форме. При работе над задачами необходимо подбирать занимательный материал (в стихах, познавательный, юмористический).

Таким образом, устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся, формированию творческих способностей детей, которые проявляются при выборе более рациональных способов решения заданий, в математической и логической смекалке. Систематическое проведение устных вычислений повышает интерес к математике, позволяет понять роль математики в жизни. Если ученик научиться считать “в уме” быстро и правильно, не прибегая к расчётам на бумаге или электронным средствам, то это повысит качество его знаний, но и будет способствовать развитию личности и успешной жизни.



Используемая литература:


    1. Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”

    2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. М.: Издательство “Рост”, 1998.

    3. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка// Начальная школа, 2001 №21

    4. Самсонова Л.Ю. Устный счёт. М.: Издательство “Экзамен”, 2016

    5. Чекин А.Л. Математика. Методическое пособие. М.: Издательство “Академкнига/Учебник”, 2012












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие навыков устного счёта в начальной школе

Автор: Крестьянинова Марина Витальевна

Дата: 07.06.2021

Номер свидетельства: 582767

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. "
    ["seo_title"] => string(63) "zadachi-na-uvielichieniie-umien-shieniie-na-nieskol-ko-iedinits"
    ["file_id"] => string(6) "138883"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417618792"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "281840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453611898"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока на тему "Письменное умножение на двузначное число. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pis-miennoie-umnozhieniie-na-dvuznachnoie-chislo-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "107965"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403517207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Открытый урок по математике "Деление многозначных чисел на двузначные числа. Закрепление"."
    ["seo_title"] => string(92) "otkrytyiurokpomatiematikiedielieniiemnoghoznachnykhchisielnadvuznachnyiechislazakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "294820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455724180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства