Данная статья будет полезна учителям начальных классов, родителям. В ней описаны некоторые способы развития навыка устного счёта на уроках математики в начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Средняя общеобразовательная школа №385 Красносельского района Санкт - Петербурга
Развитие навыков устного счёта в начальной школе
Автор:
Крестьянинова
Марина Витальевна,
учитель начальных классов
Санкт - Петербург
2021
Математика играет особую роль в системе учебных предметов. Она даёт учащимся определённый круг знаний, умений и навыков, которые необходимы при изучении других школьных дисциплин. Задача учителя заинтересовать данной учебной дисциплиной учащихся.
Современный уровень жизни предполагает высокую компьютеризацию. Большая часть нашей жизни и жизни наших детей протекает с использованием интернета, мобильных телефонов и различных гаджетов. Современные дети пытаются всячески облегчить себе учебную жизнь, используя при вычислениях различные устройства (мобильные телефоны, калькуляторы), желание прилагать какие-либо мысленные усилия при решении тех или иных математических задач практически отсутствуют. Исходя из данной ситуации, развитие навыков устного счёта в начальной школе становится важным.
Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из основных задач начального обучения математике. В первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений. Данные вычисления активизируют мыслительную деятельность, развивают у детей память, речь и способность воспринимать на слух сказанное, скорость мышления.
Практика работы в школе показывает, что формирование навыка устного счёта не всегда идёт легко. Очень часто учитель сталкивается с трудностями формирования данного навыка у обучающихся.
Существующие программы обучения по математике для начальной школы уделяют немалое внимание развитию и укреплению навыков устного счёта, но учителю также необходимо серьёзно и ответственно подходить к организации устного счёта на уроках математики. Для правильного формирования навыков устного счёта рекомендуется проводить упражнения по устным вычислениям на каждом уроке (5-7 минут).
Устные вычисления могут быть разбиты на группы:
Устные вычисления на слух (не предполагает предварительной записи)
Устные вычисления с использованием предварительной записи примеров на доске (“зрительный счёт”)
Устные вычисления с последующей записью результатов (комбинированный способ)
Устное решение задач
Материал для устного счёта следует подбирать на числовом материале в соответствии с программой и подготовкой учащихся. Сначала при выполнении учащимися заданий по устному счёту необходимо опираться на “зрительный счёт”, т.к. ученику легче найти ответ, когда он видит задание. Постепенно задания переходят в “слуховой” и “комбинированный” счёт. Числовой материал должен чередоваться с задачами, тем самым внося разнообразие в проведение устного счёта.
Требования к проведению устного счёта:
целенаправленный выбор упражнений для устного счёта;
задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть лёгкими, но и не должны быть “громоздкими”;
тексты упражнений, записей и чертежей должны быть подготовлены заранее;
выполнять задания должны все ученики;
при проведении устного счёта должна быть продумана система критериев оценивания (поощрения).
При подготовке заданий устного счёта необходимо уделить внимание усвоению и закреплению общих приёмов устного счёта, вытекающих из основных законов и свойств суммы и произведения. К более общим приёмам устного счёта относятся:
Случаи перестановки компонентов действий.
С данными случаями учащиеся встречаются уже в 1 классе (сравнение математических операций, например, 9 + 6 и 6 + 9, (5 + 7) + 2 и (5 + 2) + 7, приводит учащихся к необходимости прибавлять к большему числу меньшее, переставляя их местами, сознательно выполнять задания). Данные задания необходимо выполнять с записью на доске или на слайде.
2) Работа над округлением чисел
Такую работу следует проводить с учениками уже с 1 класса, предлагая ответить им на такие вопросы: “Сколько не хватает до 10, 20 и т.д.? Во 2-ом классе при работе с числами до 100 удобно пользоваться круглыми числами для сравнения с числами 28, 59, 76. (Сколько не хватает до 30, 60, 80?) Необходимо обратить внимание учащихся на то, что округлять можно не только способом сложения, но и способом вычитания (40 = 43 – 3; 70 = 78 – 8).
После проведения тщательной работы по усвоению приёма округления чисел можно приступить к приёму округления компонентов действий. Данный приём можно проводить не только с действиями сложения и вычитания, но и при выполнении действия умножения и деления.
При повторении таблицы умножения и внетабличных действиях учащимся можно показать приём умножения на 5 и на 50. Данный приём сводиться к умножению числа на единицу с нулями с последующим делением на 2.
45 * 5 = 45 * 10 : 2 = 450 : 2 = 225
45 * 50 = 45 * 100 : 2 = 4500 : 2 = 2250
Умножение на 25: умножаем число на 100 и делим на 4
44 * 25 = 44 * 100 : 4 = 4400 : 4 = 1100
Умножение на 11: умножаем число на 10 и прибавляем исходное число.
67 * 11 = 67 * 10 + 67 = 670 + 67 = 737
При рассмотрении данных приёмов учащиеся удивляются лёгкости выполнения вычислений, что ведёт к повышению скорости и правильности вычислений. Быстрота вычислений при устном счёте формируется при систематических занятиях. Чтобы учащиеся не потеряли интерес к данному виду работы, необходимо использовать различные упражнения в занимательной форме. При работе над задачами необходимо подбирать занимательный материал (в стихах, познавательный, юмористический).
Таким образом, устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся, формированию творческих способностей детей, которые проявляются при выборе более рациональных способов решения заданий, в математической и логической смекалке. Систематическое проведение устных вычислений повышает интерес к математике, позволяет понять роль математики в жизни. Если ученик научиться считать “в уме” быстро и правильно, не прибегая к расчётам на бумаге или электронным средствам, то это повысит качество его знаний, но и будет способствовать развитию личности и успешной жизни.
Используемая литература:
Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”
Винокурова Н.К. Подумаем вместе. М.: Издательство “Рост”, 1998.
Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка// Начальная школа, 2001 №21
Самсонова Л.Ю. Устный счёт. М.: Издательство “Экзамен”, 2016
Чекин А.Л. Математика. Методическое пособие. М.: Издательство “Академкнига/Учебник”, 2012