Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Методическое пособие для педагогов
Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Это дети с таким диагнозом, как детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами.
Причины двигательных нарушений:
- патология тонуса мышц,
- ограничение или невозможность произвольных движений,
- наличие насильственных движений,
- заболевание матери,
- несовместимость матери и плода по резус-фактору,
- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.
У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова). Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.
У детей с ДЦП отмечается:
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.
3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.
8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.
9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .
10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью. Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.
Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.
Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.
На ладони и стопе находится около 1000 важнейших, биологических активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя мизинцы – можно активизировать работу сердца, безымянный – печень, указательный – желудок, большой – голова, средний – кишечник.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, такая кропотливая работа - дело не одного дня.
Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее. Для лёгкости запоминания упражнения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.
Методические рекомендации
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми
Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
Методика проведения работы по развитию мелкой моторики
Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
Организация работы
Длительность.
Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
Многократное повторение.
Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .
Ребёнку всегда предлагается инструкция.
Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .
Обязательно поощряйте детей.
Игрушки для развития мелкой моторики
Различные пирамидки, матрёшки. Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.
Кубики. При помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки. Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики.
Рамки и вкладыши.
Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
Кубы – сортёры. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Доски Сегена. Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
Средства развития мелкой моторики
Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
Тренажёры для развития мелкой моторики.
Упражнения с мячиками, шариками.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры.
Игры с пластилином, тестом, глиной.
Рисование, раскрашивание.
Аппликация
Игры с бумагой.
Игры с конструктором, мозаикой.
Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
Игры с крупами.
Шнуровки.
Игры со счётными палочками, спичками.
Игры с песком и водой.
Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
Игры с резинками, лентами.
Штриховка.
Куклотерапия.
Пальчиковый театр.
Игры с прищепками.
Ниткография (ниткопись)
Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
Можно выделить три комплекса упражнений самомассажа:
Самомассаж тыльной стороны.
Самомассаж ладони.
Самомассаж пальцев рук.
Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Можно сказать ребёнку: «Мы немножко погреем руки». Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).
Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.
Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.
При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка).
Можно выполнять массаж со следующими материалами:
- зубной щёткой,
- массажной расчёской,
-с карандашом, фломастером,
- пособие «мякиш»,
- различные мячики, шарики,
- с грецким орехом.
Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
Утюг Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила. Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!
3.Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто. Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. - Угостить вас пирогами?
4.Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама По головке мама гладит Сына-малолетку. Так нежна её ладонь, Словно вербы веточка. - Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
Терка Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Дрель Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
Клещи Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).
Барашки На лугах пасутся барашки, Шубы в кудрях, погляди, Все кудрявы, до одной, Раскудрявые барашки. Бяшки спали в бигуди, Бегут кудрявою толпой. Целый день всё: Бе, да, бе, Утром сняли бигуди, Уж такая у них мода, Носят шубы на себе. Попробуй гладкую найди. У бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук
Морозко Заморозил нас Морозко, У него свои заботы - Влез под теплый воротник, Знай морозь, да посильней! Как воришка, осторожно. Не балуй, Мороз, ну что ты В наши валенки проник. Так не жалуешь людей?
10.Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда, Не боялись бы труда!
Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол. Поиграем мы в футбол Средний - точно уж герой, И забьем в ворота гол! Забивает головой! Палец большой Безымянный вдруг споткнулся За ворота - горой! И с досады промахнулся! Указательный - смельчак, Малыш-мизинец - молодец, Забивает гол - вот так! Гол забил - игре конец!
Тренажёры для развития мелкой моторики.
Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками (сшитые из ткани или из картона, а также на доске).
Упражнения с мячами, шариками
- учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- катать по часовой стрелке;
- держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;
- сжимать и разжимать;
- подбрасывать и ловить.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук
Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.
«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).
«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.
«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».
«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.
«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.
«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.
«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.
Ветер
Дует ветер нам в лицо
обмахиваем лицо руками
Закачалось деревцо
поднятыми вверх руками качаем из стороны в сторону
Ветер тише, тише, тише
медленно опускаем руки
Деревцо все выше-выше
изо всех сил тянемся руками наверх
Олень и зайчик
У оленя дом большой,
Руки с растопыренными пальцами скрещиваем над головой – это рога оленя. Дом - изображаем большую крышу.
Он глядит в свое оконце.
Глядит – рука «козырьком», глядим в разные стороны, оконце – ладони перед лицом, изображают окошко сначала 2 параллельные ладошки вертикально, потом горизонтально.
Зайчик по лесу бежит,
Зайчик – показываем ушки, бежит – прижимаем руки как лапки, и немного попрыгаем.
В дверь к нему стучится:
Стучим по столу.
Стук-стук, дверь открой!
Открой – раскрываем руки, как будто распахиваем две створки.
Там в лесу охотник злой.
Там в лесу - Делаем кулак, большим пальцем показываем за спину.
«Ну, скорее забегай,
Маним к себе одной или двумя руками.
Лапку мне давай!»
Протягиваем руку и пожимаем ручку ребенка.
Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.
«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок – кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.
«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.
«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.
«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыл! ной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.
«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах «Веселый оркестр».
«Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавны движения кистей рук в горизонтальном положении.
«Курочка пьет воду» — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключение» кистевого замаха.
«Веселые маляры» - движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз
«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.
3. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме) слуховому восприятию, после показа.
«Ладонь - кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.
«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.
«Оса - кольцо»* «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.
«Отстукивание»* - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.
«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек (•) где // - «медленные» (с паузой), •• - быстрые постукивания.
Упражнения с предметами.
«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.
«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.
При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие 1усинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.
Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».
Графические работы:
обводка контуров, лекал;
воспроизведение изображения с помощью опорных точек;
штриховка в разных направлениях;
дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;
раскрашивание картинок;
соединение точек, нанесенных на листе бумаги.
Игры для развития тонкой моторики и координации движений.
«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.
«Съедобное и несъедобное» (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).
«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.
«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.
Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать: работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение.
Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой
Пальчиковая гимнастика
Требования:
Необходимо задействовать все пальцы руки.
Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались - сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.
Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Наличие познавательной направленности текстов и упражнений.
Для развития и улучшения движений рук рекомендовано выполнять упражнения под счёт, при этом ускоряя, и строго исполняя словесную инструкцию.
Планируемые результаты:
Овладение навыками мелкой моторики.
Развитие речи.
Повышение работоспособности головного мозга.
Развитие тактильной чувствительности.
Снятие тревожности.
Упражнения для пальцев и кисти
Лягушки
Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать
Потом они в тетрадке будут буквы писать,
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Разжимание и сжимание кулачков.
дети вытягивают руки вперёд, сжимают, разжимают кулачки
сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз
резко распрямляют пальцы и кладут ладони на стол
затем тут же резко сжимают кулачки и опять их кладут на стол
Куст крапивы
В нас на клумбе всем на диво
Вырос жгучий куст крапивы.
Чтобы розу посадить,
Его надо победить.
Самый маленький из пальцев
Хочет подрасти чуть-чуть.
Надо, братцы, постараться.
И мизинчик потянуть.
потягивание пальцев одной руки другой рукой
дети тянут указательным палец левой руки большим иуказательным пальцами правой
затем меняют руки и то же самое проделывают с указательным пальцем правой руки
дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцем
правой, затем меняют руки и то же самое проделывают с мизинцем правой руки
Пальчики
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять. Будем пальчики считать, Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
Будут пальчики вставать, Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора.
упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе
пересчитать пальчики и сжать их в кулак
поменять руки
Вот за столами ребята
Расшалились как котята
Столики пальчиками трут
Словно пальчиками скребут.
дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на стол
затем начинают тереть пальцами стол
подтягивают их к ладони
Упражнения для подушек пальцев
Посмотрите, луноход,
По Луне легко идёт
Он шагает очень важно,
В нём сидит герой отважный.
дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук
переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают
по очереди правой и левой рукой.
Упражнения для ладоней
Балет
Мы пришли смотреть балет
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший!
Мы похлопаем в ладоши.
Руки вытянем вперёд,
А потом свои ладошки
Развернём наоборот
И похлопаем немножко.
дети хлопают в ладоши
дети хлопают тыльными сторонами ладоней, повторяют 3)
Огонь
Чтобы нам огонь добыть
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Разные движения пальцами
дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие
Ножницы
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
дети сжимают оба кулака, вытягивают указательные пальцы
средние пальцы, как бы две пары ножниц
затем начинают «резать» ими воображаемую бумагу
Повторить четверостишие несколько раз.
Игра "Червячки "
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, Каркает: "Вот и обед!" Глядь - а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
ладони лежат на коленях или на столе)
пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь -движение ползущей гусеницы
идем по столу указательным и средним пальцами остальные пальцы поджаты к ладони складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Ладушки-ладошки
Моем мылом ручки,
Моем мылом ножки.
Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки!
Наварили кашки,
Помешали ложкой.
Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки!
Замесили тесто,
Испекли лепешки.
Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки!
Строили ладошки Домик для матрешки.
Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки!
Спать ложатся ладушки, Отдохнуть немножко.
Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки!
трем рука об руку
трем ладошками ножки хлопаем в ладоши
одна ладонь лодочкой пальчиком другой руки мешаем хлопаем в ладоши
ладошки друг на друге, круговые движения дуем на ладошки
хлопаем в ладоши
ручки домиком над головой
хлопаем в ладоши ладошки под щёчку
хлопаем в ладоши
Замок
На дверях висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постуча-а-али!
Покрути-и-ли!
Потяну-у-ули!
И открыли!
Руки в замок, раскачиваем замком вверх-вниз в такт.
Пальцы в замке, стучим запястными суставами.
Пальцы в замке, крутим ладони.
Пальцы в замке, тянем в стороны.
Открываем замок, руки сами улетают в стороны!
Можно выполнить следующие упражнения: стол, стул, кошечка, пчелиный рой, кормление птенца, ёлочка, гнездо, крыша, мостик, полёт птицы, гнездо, цветок.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игры также можно оформить разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и так далее.
Улей
Вот маленький улей, где пчёлы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять! Ззззззз!
Пчёлы улетели.
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному
На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву .
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Дружба
Дружат в нашей группе,
Девочки мальчики.
Мы с тобой подружим в ритме.
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять
Пять, четыре, три, два, один
Соединить две ладони лодочкой и выполнять волнообразные движения руками
Имитация паруса, волн и рыбок.
Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения Обхватить левую ладонь правой и покачивать
Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого пальца