kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе через развитие речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по теме "Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе через развитие речи".Представлены некоторые задания по данному направлению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе через развитие речи.»

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе через развитие речи.

Подготовила Коновалова Т.Н.


В современном мире, в последнее время, все заметнее становится противоречие между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, по-новому определяются отношения с взрослыми и сверстниками, создаются условия для формирования коммуникативных способностей. Первым условием в формировании коммуникативных сторон личности является средство человеческого общения – речь. Несмотря на благоприятные условия обучения и воспитания, уровень развития речи учащихся начальных классов остается невысоким. У детей младшего школьного возраста проявляются проблемы репродуктивной и продуктивной устной связной речи. Большинство детей использует изобилие указательных местоимений, речь-повторение, речь-называние. Преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь, отсутствуют в речи синонимы. Дети не знают пословиц, поговорок, фразеологизмов. Очевидно, что с такой неразвитой речью выстраивание учебных и социальных коммуникаций будет затруднено.

К коммуникативным УУД (далее КУУД) относятся:

  1. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, предачи и интерпретации информации.


  1. готовновность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета инересов сторон и сотрудничества;


  1. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


КУУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два относятся к сфере коммуникативных действий:



1)общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;



2)работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.




Поэтому цель моей работы с учащимися: формирование коммуникативной компетенции учащихся через систематическую работу по развитию речи.

Цель требует решения следующих задач:

-воспитания любви и уважения к языку; силе и емкости русского слова;

-способствовать овладению учащимися нормами русского литературного языка;

-содействовать обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся на основе разнообразного краеведческого материала;

-развития всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма;

-формирования культуры общения в учебном процессе;

-создания условий для самостоятельного словесного творчества детей.

Реализация этих задач является основой для построения диалога между учеником и учителем. Важно соблюдать некоторые правила, чтобы общение на уроке было комфортным.

  1. Учитель не должен допускать грубых слов или поступков, которые могут негативно отразиться на самооценке учащихся;

  2. Учитель внимательно следит за своей речью, создавая благоприятную обстановку на уроке, что уменьшает психологический дискомфорт и способствует повышению мотивации.

  3. Моделирует условия для создания сотрудничества на разных уровнях общения:

учитель-ученик

учитель-родитель

ученик-ученик



Система работы по развитию речи прослеживается во всех учебниках русского языка с первого по четвертый класс и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в парах, в группах при изучении каждой темы.

Практические задания



Школьный курс уроков русского языка способствует произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На уроках я ставлю перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на поставленные вопросы, рассказывать по определенному плану, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать разный по объему материал. Для того чтобы ученики могли справиться с требованиями, предъявляемыми к их речи, систематически включаю в работу тренировки с мини-текстами по степени нарастания трудности:

  1. В первом классе начинаем работу с восстановления деформированных предложений. Начиная с самых простых заданий учащиеся начинают понимать, как строится предложения, выражается главная мысль, как правильно оформляется предложение на письме.

Например:

-составление предложений из двух слов по вопросам (что?) и (что делает?) на материале наблюдений явлений природы;







К словам первого столбика подбери слова, отвечающие на вопрос

(что делает?)

Что? Что делает?

Солнце …

Снег …

Ветер …

Иней …

Мороз …

Река …

Слова для справок: осыпается, крепчает, светит, блестит, замерзает, дует.

-составление распространённых предложений;

Кукла, на, красивая, полке, стоит

Например:



1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.

_____________________

  1. Земля, голая, промёрзла.

  2. Вечеру, потеплело, к.

  3. Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

  4. Больше, их, становилось, всё.

  5. Хлопьями, снег, повалил.





  1. Дней, шёл, пять, снег;

  2. Красивый, прилетел, снегирь, утром;

  3. Надеть, мама, велела, шубки, детям;

  4. Бабу, лепить, снежную, дети, стали.



  1. Позднее начинаем работу с деформированными текстами, в которых учащиеся учатся отделять одну мысль от другой. Это развивает умение строить и свои собственные высказывания, разделяя их на отдельные, но обязательно связанные между собой предложения.

Например:

Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.





  1. Далее умение расставить по порядку предложения или части текста. Дети наблюдают, анализируют, отрабатывают умение ориентироваться в структуре текста. Регулярно оперируют понятиями: вступление, основная часть, заключение, кульминация.

















Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда.


--В одну тёмную, бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился о скалы и разбился в щепки.

- Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке.

- Много недель и месяцев плыла «Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное.





Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!



4.В других деформированных текстах дети учатся восстанавливать начало или концовку текста, а иногда и основную часть.



В своей работе использую методы как: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (иллюстрации, демонстрации); практические (упражнения).

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Важный показатель хорошей, правильной речи- плавность изложения. Этому учит работа с тестом изложения, сочинения.

Изложение – это речевое упражнение по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

В своей работе учитываю трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные детям.

Использую следующие виды работ:

  • составление плана;

  • выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;

  • сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;

  • создание коллективного (группового) образца, правила;

  • определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;

  • парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;

  • формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила, выбора наиболее удачной формулировки.

Изложения

1 класс

Изложение текста.

Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы. Выполни задания.

Чижик.

У Лиды был чижик. Чижик жил в клетке. Он скучал и молчал.

Лида пожалела чижа. Она выпустила его на волю.

Чиж полетел и весело запел.

________________________________________________________________

Ответь на вопросы.

1.У кого был чижик?

2.Где он жил?

3.Почему чижик молчал?

4.Как поступила Лида?

5.Что сделал чиж?

Словарно – орфографическая подготовка

Чиж..к, ж..л, скуч..л, молч..л, пож..лела, пол…тел

Слова для справок: весело



2 класс


Изложение текста.

Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы. Выполни задания.

Грачи прилетели.

Первыми с юга прилетают грачи. Кругом снег. А грачи важно расхаживают по весенним дорогам. По прилёте выбирают грачи парк или рощу и начинают вить гнёзда. Весь день кричат, длинными клювами сучья для гнёзд ломают. Спешат грачи. Пора птенцов выводить.

Грачата – самые ранние птенцы.

________________________________________________________________________

Вопросы:

1.Какие птицы первыми прилетают с юга?

2.Как грачи расхаживают по весенним дорогам?

3.Что делают грачи по прилёте?

4.Что они делают весь день?

5.Почему спешат грачи?

6.Какие птенцы грачата?

Словарно – орфографическая подготовка:

Вставьте пропущенные буквы: весе___им, дли___ым, ра___ие.

Проверьте безударную гласную в словах: грачи, кричат, ломают, спешат, выводить, птенцы.

Обратите внимание на написание слов: Важно, расхаживают, с юга, выбирают, начинают.

Замените близким по смыслу выражение важно расхаживают.



3 класс

Золотая осень.



Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое . Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.



План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.



Орфография: косяком, жёлтых, в хороводе, началась, красотой

4 класс

Изложение.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83) (По В. Осеевой.)

Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

Чего хотел каждый из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Как повели себя мальчики?

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Как вы теперь ответите на вопрос,который стоит в заглавии текста?



Примерный план

1 Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

Словарно-орфографическая подготовка

Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.

Объясните написание пропущенных гласных в словах:

бр_дячий, б_льная, выск_чили, пов_лили, схв_тил, защ_щать, приб_жал, озв_ревших, пром_лчал.

Объясните написание пропущенных согласных в словах: несчас_ный, ярос_ный, мес_ный, мгнове_о, дли_ую, вле_, мали_ик.

Обратите внимание на написание слов: хозяин, овчарки, поинтересовался.

Сочинения

Работа ведётся с 1 класса.

Например:

1.Составить рассказ на тему «На рыбалке»

  • Утро

  • Дождь

  • Плащ

  • Удочки

  • Речка

  • Луч солнца

  • Речная тишь

  • Камыш

  • Лечу

  • Ерш

  • Мелочь

  • Улов

2.Составление начала или концовки текста.

3.Составление текста по опорным словам

4.Составить текст о другой птице

Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах. Летает высоко, видит далеко. Нос у орла серпом, когти крючком.



5.Редактирование текста: подбор синонимов.

Совенок.

В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Совенок не умел летать. Мы взяли совенка из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели.

Совенок громко пищал. Мы пожалели совенка. Витя посадил совенка на дерево.

(малыш, птенец, крошка, он)



Самая умная из моих собак это Жалька. Жалька все учение прошла, как будто ее родители всему Жальку научили.

Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось, и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает вжидком и твердом состоянии.

Большое внимание уделяю разделу пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Задания в работе над фразеологизмами.



1.Фразеологический зверинец

Вставь вместо точек названия животных.





Голоден как …

Спокоен как …

Хитер как …

Нем как …

Труслив как…

Грязный как …

Здоров как …

Упрям как …

Изворотлив как…

Болтлив как …

Надут как …

Колючий как …

2.Как об этом говорят? Подбери подходящий по смыслу фразеологизм.



- О том, кто часто меняет свои решения.

- О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

- О кротком и безобидном человеке.

- Об излишней вежливости.

- О несерьезном человеке.

- О положении, когда опасность грозит с двух сторон.







5.Окончите фразеологизм



  1. Золотые …

  2. Изо дня …

  3. Ломать …

  4. Лакомый …

  5. От нечего …

  6. Лицом …

  7. Спустя …

  8. Не сводить …

  9. Медвежья …

  10. Зарубить …

  11. От всего …

12. Битком …

13. Калачом …

14. Как рукой …

15. Прикусить …

16. Мастер …

17. Не долго …

18. Ни жив …

19. До поры …

20. Несолоно …

21.С горем…

22. Как снег…

23. Выбиться …

24. Повестка …

25. На каждом …

26. Кто в лес …

27. Ни к селу …

28. Утереть …

29.Волчий …

30. Черным …

31. По головке …

32. Взбрести …

33. Вывести …

34. Плестись …

35. Насиженное …

36. С минуты …

37. Тише воды …

38. Само собой …

39. Обивать …

40. Поминай …

41. Кривить …

42. Легок …

43. В час …

44. На одну …

45. Чужими руками …






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коновалова Татьяна Николаевна

Дата: 21.06.2019

Номер свидетельства: 515690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Местоимение" по УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-3-klassie-miestoimieniie-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "277249"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452863781"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(97) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-ramkakh-fgos-noo-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "118050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413019919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства