Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в содружестве с семьей
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в содружестве с семьей
Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей условий семейного воспитания ребенка. В своей работе использую индивидуальные беседы по вопросам воспитания, консультации, конечно, посещение семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в содружестве с семьей»
«Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»
Вахрушева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа № 26»
акимата города Усть - Каменогорска
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны.
Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка ,в том числе и индивидуальности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал. С такими детьми я работаю пятый год. Индивидуальные особенности детей затрудняют их самостоятельность, а это порождает неуверенность в своих силах. Моя задача -помочь преодолеть трудности. В 3 классе « К»12 учащихся .11 мальчиков и 1 девочка.1 ребенок инвалид. У всех учащихся диагноз ЗПР. Каждый требует индивидуального похода. Как и обычные дети они способны и талантливы. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку как педагоги, так и семья. Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся во внеурочное время является внеурочная деятельность. Это посещение кружков, спортивных секций.
Если сравнить время, когда пришли ребята в 1 класс и нынешние -3 класс можно сделать вывод :в 1 классе длительное время шла адаптация детей. Сейчас практически все учащиеся выбрали по душе занятие, которое им нравится, они имеют определенные успехи.
Особая роль в формировании личности в режиме повседневной жизни отводится семье. Современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
Какую сторону развития ребенка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основу взаимодействия классного руководителя и семьи я вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. По мнению исследователей именно от семьи на 70% зависит , каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. Во взаимодействии с родителями основные функции классного руководителя следующие:
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей условий семейного воспитания ребенка. В своей работе использую индивидуальные беседы по вопросам воспитания, консультации, конечно, посещение семьи.
Диалог-это ведущая форма общения.
Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес к жизни класса, активно участвуют в мероприятиях. Так, к примеру ,во 2 классе 2018-2019 уч. году наши ребята приняли участие в Республиканском конкурсе поделок для детей КРО.
Совместно с родителями были сделаны поделки из разного материала. Ребята получили сертификаты. Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития , и задача взрослых- помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности
Для ребенка школа и все ,что с ней связано ,является единственным источником его радостей и разочарований ,его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка,
ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе, то есть у него есть шанс на успех в жизни.
Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений –это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Работая с детьми с диагнозом ЗПР, уже видно, кто в будущем смогут добиться хорошего результата, конечно если мы взрослые :учителя, родители поможем им сейчас.
Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создавать ребенку такие условия в классе ,в школе, чтобы он смог попробовать себя в деле и добиться успеха
Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития, физических , умственных способностей.
Индивидуализация- это деятельность взрослого /педагога/ и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного своеобразного того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрел в индивидуальном опыте.
Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, круг обязанностей очень широк, бывают огорчения и неудачи. Классное руководство – это реализация педагогика сотрудничества.
Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы каждый ребенок мог раскрывать свою индивидуальность?
Вся воспитательная работа ведется согласно плану. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения ,интересы и способности, реальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:
Организация воспитательных дел ,направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.
Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов.
Развитие творческих способностей.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку» , от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает ,раскрывает его природные задатки» Благодаря комплексу мероприятий, а также включённости семьи в педагогический процесс на данный момент достигнуты цели и задачи , стоящие перед нами. Важным моментом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья является- творчество. Педагог учит детей смотреть и видеть ,так как любознательность и наблюдательность –основа развития интереса и творческой деятельности.
Теперь хочу предоставить вашему вниманию слайды, на которых изображены учащиеся моего класса, занимающиеся во внеурочное время. « Внеурочная деятельность»-это интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, в свободное от учебы время. Это понятие, объединяющее все виды деятельности , в которых возможно решение задач их воспитания и социализации.
Берікбол Сұлтан занимается боксом .Имеет спортивные успехи 1,2 место
Учащиеся Гановичев Марк и Вертячих Максим и Ляпунов Даниил посещают кружок робототехники в ДПК « Оркен»
Дворянчиков Кирилл по совету преподавателя физкультуры Байкенова Е.К занимается легкой атлетикой в спортивном комплексе « Ольга Рыпакова» Наша единственная девочка Усинова Аделина второй год посещает студию танца «ММDance» СЛАЙД -выступление на конкурсе « Осенний драйф»
Важным моментом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья является- творчество. Педагог учит детей смотреть и видеть ,так как любознательность и наблюдательность –основа развития интереса и творческой деятельности.
Одним из важных условий творческого процесса является взаимодействие взрослого и ребенка. Общение должно быть позитивным и эмоционально-положительным.
Вот именно такое позитивное общение мы получаем с ребятами , посещая наш городской Дворец Творчества Школьников. С 1класса с удовольствием дети и их родители проводим праздники, «Новогоднее представление». Нас часто приглашают на концерты, где выступают такие же ребята. Моим ребятам нравится. В ноябре прошлого года посетили мероприятие, посвященное столице нашей Родине-Астане, на котором присутствовали 5 школ –ученики классов КРО.В результате интеллектуального соревнования заняли ІІ место по городу.
Необходимо постоянно поощрять и хвалить ребенка.Тогда будет он чувствовать себя уверенно.Творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности,но и затрагивать жизнедеятельность в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллектике процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.
Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию , дать реализовать себя.