kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка доклада на МО учителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка доклада для МО учителей на тему "Формирование навыков выразительного чтения".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка доклада на МО учителей»

Добрый день, уважаемы коллеги, вашему внимаю представляем доклад по теме: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников».

Эпиграфом к своему выступлению мы приведем слова В.А. Сухомлинского

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда

В.А. Сухомлинский.

Эпиграф выбран нами неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

В современном образовании большое внимание уделяется читательской деятельности. Перед образованием стоит вопрос не только о том, как научить ребенка читать, но и вопрос, как построить урок чтения, чтобы ученики освоили технику выразительного чтения, старались проявить активную читательскую позицию, пытаясь понять авторский замысел.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и определяет следующие требования по навыку чтения при работе с текстом:

  • учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; 

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;  

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;

  • характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; 

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.



Выразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаётся эмоциональное и смысловое содержание произведения, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Формирование навыка выразительного чтения, начинается с периода обучения грамоте. Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность). Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма.

Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно: автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному. Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл. С этого и необходимо начинать разговор о выразительности.

При формировании у младших школьников навыка выразительного чтения необходимо систематически использовать на уроке специальные приемы и упражнения на управление дыханием, постановку логического ударения; изменение силы голоса; на умение читать с верной интонацией; расстановкой пауз и темпа чтения. Рассмотрим некоторые из них:

Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса:

  1. Прочитай слово и назови в нем ударный звук.

  2. Прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко, чтобы слышал весь класс.

  3. Прочитай предложение медленно. Теперь быстро.

  4. Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду.

Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.

  1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.

МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА

  1. Игра «Твердый-мягкий»:

б-б, п-п, с-с…

  1. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.

А О И Ы У Э

  1. Подстановка одного гласного ко всем остальным.

АА АО АИ АУ АЭ

  1. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных.

ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ

ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

  1. Работа над скороговорками.

Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.

Методика работы над упражнением:

  • тщательно вдуматься в смысл скороговорки;

  • постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;

  • хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.

  1. Артикулирование без звука.

Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

  1. Отработка правильного дыхания.

А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:

На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка.

Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.

В) «Задувание свечи».

Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже).

  1. Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например:



Тихо, словно бы во сне, /вполголоса/

Закружился в тишине

Первый снег и зашептал: /тихо/

- Как давно я не летал! /шепотом/

(В. Ланцетти)

Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.

Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные учителем скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения.

Упражнения на развитие логической выразительности.

  1. Постановка логического ударения.

Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.

А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)

Б) Кому купили бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)

В) Бусы Марусе сделали?

Г) Бабуся подарила колечко?

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.



А) Произнесите фразу: Пришла! в различной речевой ситуации:



Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.

Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.

Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.



Произнося фразу «Миша умеет танцевать»

  • удивите;

  • огорчите;

  • иронизируйте;

  • восхитите;

  • разгневайте;

  • констатируйте факт.

Работа над паузами.

Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.

Стихи // – не ноги футболиста, /

Не первоклассника тетрадь.//

Стихов читать не надо быстро: /

Их надо медленно читать.//

Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения, используя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и др., а также использовать готовые партитуры. Главное – не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения.

Упражнения для работы над жестами и мимикой.

Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль. Как правило, на уроках чтения этому уделяется мало внимания, ученик предоставлен самому себе и чаще всего эта «свобода» проявляется в невоспитанности говорящего во время речи. Это и отсутствующий взгляд, и скованность позы и движений или, наоборот, их разболтанность.

Упражнение «Верность действия». Им предлагается взять из рук учителя карандаш, как горячую кастрюлю, как дорогую вазу, как контрольную работу, как живого червя, как просто карандаш. Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда.

Игра «Корова». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы показать какой-либо предмет, поговорку, литературного героя. Задача других команд – угадать, кто или что это.

Изучив педагогическую и методическую литературу, делаем вывод, формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить успешнее на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий: если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения; если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка доклада на МО учителей

Автор: Семенова Любовь Андреевна

Дата: 29.03.2021

Номер свидетельства: 577000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "разработка доклада "
    ["seo_title"] => string(18) "razrabotka-doklada"
    ["file_id"] => string(6) "240559"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445057994"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Доклад по теме "Русский язык - современные технологии""
    ["seo_title"] => string(52) "doklad_po_teme_russkii_iazyk_sovremennye_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "572693"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612889567"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад по теме "Работа с неблагополучными семьями""
    ["seo_title"] => string(49) "doklad_po_teme_rabota_s_neblagopoluchnymi_semiami"
    ["file_id"] => string(6) "572694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612889672"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация для доклада "Искусство орнамента" (для начальной школы)"
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiiadliadokladaiskusstvoornamientadlianachalnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "332966"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1465220913"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Доклад на тему "Алгоритм работы с текстом на уроках иностранного языка""
    ["seo_title"] => string(75) "doklad_na_tiemu_alghoritm_raboty_s_tiekstom_na_urokakh_inostrannogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "452007"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516725551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства