Мы живем в ХХI веке, веке великих стремлений, открытий неизведанных миров, бурного развития науки и техники, культуры и искусства. Наши нынешние ученики – это люди нового века, им будут принадлежать свершения нового времени. Когда я смотрю на своих маленьких учеников, я вижу будущих врачей и строителей, учителей и юристов, водителей и бухгалтеров, да и просто хороших, умных и нужных стране людей. Как помочь им вырасти целеустремленными, добрыми и знающими людьми? Как научить толерантному отношению к другим людям? А это значит, научить их родному русскому языку. Ведь язык – основное средство общения людей.
Перед школой, особенно начальной, стоит задача, не отказываясь от материнского, семейного, дошкольного способа обучения языку, делать все возможное для того, чтобы сообщая детям доступные для их возраста сведения о языке, всемерно развивать их речь, т.е. сделать так, чтобы усваиваемые детьми знания, стали наряду с навыками, приобретаемыми другим путем (обучение с окружающими людьми, с учителем, с книгой и т.п.), который в методике и школьном обиходе называется развитием речи, а я бы назвала повышением и совершенствованием культуры речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Размышления о языке»
Размышления о языке
«Я учитель конца ХХ столетия, глубоко сознаю ответственность
перед будущим нашим обществом… перед Человечеством. Моя
высочайшая обязанность в том, чтобы ковать счастье моего
ученика, всего общества, способствовать процветанию жизни
на Земле».
Ш. А. Амонашвили
Мы живем в ХХI веке, веке великих стремлений, открытий неизведанных миров, бурного развития науки и техники, культуры и искусства. Наши нынешние ученики – это люди нового века, им будут принадлежать свершения нового времени. Когда я смотрю на своих маленьких учеников, я вижу будущих врачей и строителей, учителей и юристов, водителей и бухгалтеров, да и просто хороших, умных и нужных стране людей. Как помочь им вырасти целеустремленными, добрыми и знающими людьми? Как научить толерантному отношению к другим людям? А это значит, научить их родному русскому языку.Ведь язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. К. Д. Ушинский считал родной язык «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом». Изучая родной язык, «не условным знакам только учится ребенок… - писал он, - но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу… знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями; … оно вводит его в народную поэзию, … оно, наконец, дает логические понятия и философские воззрения.» (1)
Язык, возникший в процессе общественного развития, постоянно изменяется, совершенствуется. Существенные изменения происходят и в русском языке. Меняется, обогащается словарный состав языка, изменяются морфологические нормы, появляются синтаксические конструкции. Закрепляются новые формы произношения слов. А. М. Горький в одной из статей писал: «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм». (2) Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.
Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
(Н. Гоголь)
«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В. Белинский)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский)
И ребенок с первых шагов своей жизни, в целях общения с окружающими его людьми, и в условиях дошкольного воспитания, и на разных ступенях школьного обучения учится владеть средствами родного языка, по крайней мере, в такой степени, чтобы быть понятым окружающими его людьми и понимать их.
В ребенке, рассуждает выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, заложены задатки «человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений», которые имеют непреодолимое стремление к собственному развитию. Это - вечные и неизменные законы природы, которыми предопределяются стремления и весь естественный ход нашего развития. «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы». (Песталоцци И. Г.)
Если не побуждать детей к развитию способностей и не давать им средства для этого, то способности становятся все более бесполезными для них, а порой даже опасными и губительными.
Среди наиболее важных средств умственного развития детей раннего возраста выдающимся педагогом назывались: постоянное расширение круга их наблюдений, прочное и систематическое закрепление наблюдаемого, предоставление обширных познаний в области языка.
Перед школой, особенно начальной, стоит задача, не отказываясь от материнского, семейного, дошкольного способа обучения языку, делать все возможное для того, чтобы сообщая детям доступные для их возраста сведения о языке, всемерно развивать их речь, т.е. сделать так, чтобы усваиваемые детьми знания, стали наряду с навыками, приобретаемыми другим путем (обучение с окружающими людьми, с учителем, с книгой и т.п.), который в методике и школьном обиходе называется развитием речи, а я бы назвала повышением и совершенствованием культуры речи.
Особенно такой путь важен для формирования письменной речи, в частности, для выработки навыков правописания (орфографии, пунктуации, стиля), для приобретения навыка грамотного письма нужна практика, но «практика, руководимая грамматикой». (Ушинский К. Д.). В установлении правильного соотношения между теорией и практикой заключается, на мой взгляд, основной секрет обучения языку, развитию речи.
Обучение родному языку имеет большое развивающее значение, если оно активизирует деятельность обучающихся и если в процессе формирования УУД учащиеся используют такие приемы логического мышления, как анализ в сочетании с синтезом, сопоставление с противопоставлением по сходству и различию, группировка и систематизация. Познавательная активность возможна в том случае, если перед учащимися ставится проблема, самостоятельно выделяется и формулируется познавательная цель. Чем активнее и самостоятельнее добывают учащиеся знания, тем осмысленнее и прочнее будут эти знания, а главное, тем больше будут развиваться мыслительные способности детей, что, конечно, очень важно и в процессе обучения, и в последующей их деятельности.
В этой связи уместно говорить об орфографическом навыке. Это – совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся. Этот навык относится к числу интеллектуальных. По мере обучения и тренировки автоматизированные звенья орфографических действий занимают все большее место; цель обучения – максимальная автоматизация письма. Однако полной автоматизации процесс письма не достигает никогда.
Одним из видов ошибок по русскому языку являются орфографические ошибки. К их числу относится нарушение правил написания морфем – безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные в корне слова; безударные падежные окончания склоняемых частей речи, безударные личные окончания глаголов; неправильные переносы слов; ошибки в употреблении заглавных букв; ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными в корне слова; ошибки, свидетельствующие о непонимании значения слов, сочетаний; «графические» ошибки – замена, пропуск, искажение букв.
При обучении младших школьников я стремлюсь развивать у них орфографическую зоркость, т.е. способность, умение видеть орфограмму в слове и уметь ее объяснить. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при письме. Отсутствие у учащихся орфографической зоркости или ее недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. В системе словарно - орфографических упражнений значительное место должны занимать упражнения лексического характера. Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи с соответствующим ему значением.
Организация словарно-орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.
Знакомя с лексическим значением слова, рассказываю детям о том, что в словарный состав современного русского языка входят разные по происхождению группы слов: исконно русские и заимствованные слова. Когда дети узнают, как появилось в языке то или иное слово, то непременно возникает интерес к этому слову. На занятиях кружка «Учись учиться» проводим исследования о том, как и откуда пришло слово в наш язык, дети узнают, что одни слова устаревают, выходят из активного словарного запаса, другие появляются. Такое ознакомление в дальнейшем способствует формированию у детей материалистического взгляда на язык. Этимологическая справка, данная в доступной форме, поможет младшим школьникам объяснить и правописание изучаемого слова.
Эти и ряд других упражнений позволяют учителю заинтересовать детей, внимательнее относиться к словам родного языка, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Такая работа развивает память, наблюдательность, орфографическую зоркость, учит детей логически мыслить, анализировать. Руссий язык для многих становится любимым предметом.
Гармоничное сочетание практико-теоретического изучения грамматики с непрерывной работой учителя над устной и письменной речью учащихся на основе использования разнообразных методических приемов – это надежный путь решения задач, стоящих перед современным обучением русскому языку в начальных классах, где закладывается фундамент для дальнейшего изучения русского языка в V-IX классах. Достижение учащимися планируемых результатов свидетельствует о наличии начальных представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; об осознанных ориентировках выпускников начальной школы в целях, задачах, средствах и условиях общения как основе выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных высказываний и письменных текстов. Достижение планируемых результатов свидетельствует об осознании безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, о способности применять изученные орфографические правила и правили постановки знаков препинания при записи предложенных текстов.
В результате изучения русского языка в начальной школе учащиеся научаться осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию. Русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.