Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами в 3 классе.»
Работа со словарными словами в 3 классе.
1. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.
Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение написания словарных слов достигается путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.
Но, почему-то работу над словами, данными в “Словаре”, многие учителя сводят к тому, чтобы дети выучили эти слова. Заучивают эти слова несколько дней. Каждый день пишут под диктовку эти слова, причем, допуская ошибки. Отсюда главная задача учителя - предупреждение ошибок. Зная, что ученик может сделать в слове ошибку, необходимо сконцентрировать его внимание на этом слове, попросить произнести слово по слогам без правил орфоэпии, показать это слово, разбить его на слоги для переноса, выделить орфограмму, поставить ударение и только после этого разрешить писать, комментируя.
Словарная работа сводится к тому, чтобы ученик понимал значение этого слова и, если возможно, этимологию его; умел им пользоваться, т.е. употреблял это слово в речи, устной и письменной, мог оперировать им безошибочно в разных позициях.
Порядок работы над трудными словами состоит из нескольких этапов.
I этап. Подготовительная работа учителя.
Учитель группирует слова из словаря в блоки. Группировка слов в блоки по усмотрению учителя может проводится в различных вариантах – по тематическому, морфологическому признакам или в алфавитном порядке.
Подбирая дидактический материал: загадки, ребусы, стихотворения, пословицы и поговорки, фразеологизмы, тексты диктантов с изучаемыми словами.
Готовит демонстрационный материал.
II этап. Совместная деятельность учителя и ученика.
Каждый день учитель проводит с учащимися работу по ознакомлению с правописанием изучаемых слов (изучая по одному слову блока). После изучения всех слов в блоке проводится словарный диктант.
Алгоритм работы над словарными словами:
Выделение словарного слова (загадка, ребус, стихотворение, “доскажи словечко”, “слово рассыпалось” и др.).
Определение учащимися “опасных мест” в слове (после чего учитель показывает картинку и слово с пропусками).
Нахождение слова в словаре, орфографическое проговаривание, запись слова цветными ручками (все слово - синим цветом, орфограммы – зеленым), выделение орфограмм и постановка ударения.
Знакомство с лексическим значением и этимологией.
Работа с пословицами и поговорками, фразеологическими оборотами с изучаемым словом и др. виды работ.
Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений. Давать слова в разных позициях, употребляя в устных и письменных рассказах. Давать коллективные творческие диктанты с этими словами, где наилучшее предложение записывается под диктовку с комментированием, предупреждая тем самым ошибки.
Если такая работа проводится в системе, результаты будут прекрасные, но при этом надо обязательно в тексты вставлять другие орфограммы, проводить разбор слов по составу, фонетический разбор.
Задача учителя заключается в том, чтобы ученик расширил свой словарный запас и мог безошибочно писать слово, осмыслив, а не заучив его наизусть. Ведь человеческой памяти дано прекрасное свойство забывать, а когда нужно - вспоминать. И лишь при правильном обучении результат будет хорош.
Таким образом, дети усваивают не только тот перечень слов, который дан в “Словаре” учебника, а в десятки раз больший.
Безусловно, освоение нового - сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приемы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты и прочувствованы учителем проверившим на практике и убежденным, что данная методика даст высокий результат и в плане обучения, и в плане развития, и в плане психологически комфортного состояния ребенка в школе.
2. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии.
Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.
Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, можно выделить четыре этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов.
1. Подготовительный этап.
Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями.
На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи:
- познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение;
- научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова;
- приступить к формированию умения осознано находить орфограмму, определять ее тип;
- познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.
Таким образом, на подготовительном этапе учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания словарных слов.
2. Ориентировочный этап.
На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, т.е. вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект и цель действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью правильность и осознанность его написания.
3. Закрепительный этап.
На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и правильность.
На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова (корова образовано от кор – “рог”, огурец – от огур – “незрелый”). На данном этапе можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей.
4. Этап контроля и самоконтроля.
Необходимость данного этапа обусловлена самой сущностью орфографического навыка: во – первых, навык формируется в речевой деятельности (ее письменной форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ; во – вторых, сформированность навыка проявляется в том случае, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения и игры из занимательной грамматики.
Итак, использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной. При использовании на уроках этимологического анализа необходимо чёткое разграничение его с морфемным анализом во избежание неверного морфемного членения слов. Этимологический анализ в начальной школе должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей и проводиться учителем с учётом возрастных особенностей учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.
К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Поэтому, представленные ниже виды работ помогут учащимся закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе словарной работы с опорой на этимологию.