Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом в начальной школе»
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
За последние десятилетия статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе сильно изменилось
Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
В современной действительности и, как следствие, — в современной школе изменился характер работы с информацией. Чтобы образование было эффективным, необходимо переходить от механического заучивания (хотя для кого-то из обучающихся такой путь кажется более приемлемым и предпочтительным) к пониманию и анализу. Только так получится запомнить информацию надолго, чтобы, не задумываясь, применять ее в жизни. Понимание, умение находить, структурировать, анализировать и систематизировать информацию — необходимые навыки для работы с текстом, который невозможно получить зубрежкой. Неслучайно для успешного освоения любых предметных областей человеку необходимо быть грамотным читателем: уметь работать с разными объемами, схватывать главную мысль, формулировать собственную, верно понимать суть вопросов.
Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности, которая представляет собой особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, побуждающее его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится привлекательным и плодотворным. Он захватывает человека целиком и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Как процесс чтения сделать интересным и увлекательным? Что необходимо сделать, чтобы наши ученики читали произведения? Я думаю, каждый учитель задавал себе эти вопросы и искал на них ответы. Безусловно, у школьников будет формироваться интерес к чтению, если, во-первых, этот процесс будет целенаправленным; во-вторых, если в учебно - воспитательном процессе систематически будут применяться разнообразные формы работы с учениками, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и активности детей.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Моделирование и рисунок помогают учащимся представить себе место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.
Переводя текста в другую символическую систему, ребенок совершает субъективное интеллектуальное действие, которое требует от ребенка активизации прошлого опыта, нахождения в нем адекватных тексту образов, обобщения этих образов до внятной иллюстрации.
Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.
У чтения есть несколько этапов: этап предчтения, непосредственно самого чтения и послечтения. На последнем этапе ученики осмысливают прочитанное. Этот этап - продолжение общения с книгой. Сделать его творческим и интересным помогут некоторые формы организации учебной деятельности. Эти интересные формы работы с книгой я нашла в «Педагогической мастерской Людмилы Крыловой» и использую их на уроках русского языка и литературы. Ребятам они тоже очень нравятся. Дети с огромным удовольствием выполняют эти задания.
Открытка - это почтовая карточка для открытого письма (без конверта). Принцип открытки всем понятен: на лицевой стороне помещается картинка, на обратной или внутренней - поле для текста. Темы для изображений бывают совершенно разные: цветы, животные, сказочные персонажи, виды достопримечательностей и многие другие. Так почему бы не сделать книгу темой для открытки? Это может быть одна открытка или целая серия. После прочтения книги дети продумывают сюжет картинки, повод, которому будет посвящена открытка, и воплощают задуманное любым подходящим им способом: рисуют или делают аппликацию вручную или используют Интернет-ресурсы.
Шокобоск - шоколадная коробка. Это замечательный подарок на любой праздник. Он представляет собой красивую дизайнерскую коробку (зачастую ручной работы) с шоколадными конфетами. Такую дизайнерскую коробочку можно предложить сделать детям, а темой для оформления может стать книга. Коробка может быть украшена иллюстрациями к сюжету произведения, текстовыми выдержками из него, вкладышами с изображением героев или предметов, которые встречаются в книге. Разумеется, в коробке должны быть конфеты, причем их обертки также могут быть связаны с произведением. Такой подарок будет двойным: и сладкое угощение, и привлечение внимания к интересной книге.
Новостная рассылка - это массовая рассылка последних новостей. Чаще всего она используется в сфере продаж и услуг. Ее цель - оповещение клиентов о последних изменениях: поступлении новых товаров, скидках, акциях. В новостных рассылках размещаются новости компании, рассказы о новых продуктах, отзывы клиентов, важные даты, анонсы событий, образовательные материалы и др. Эту форму можно использовать и для работы с книгой. Дети могут сделать рассылку новостей, посвященную или самой книге (анонс или реклама), или содержанию книги (отразить в рассылке события произведения). У новостных рассылок есть свои правила, с которыми необходимо познакомить учеников, прежде чем они приступят к работе.
Фоторамка - это декоративное обрамление картины, фотографии или даже текста. Так почему бы не сделать фоторамку для книги? В центр можно поместить обложку книги (сделанную самостоятельно или уже готовую), или полюбившиеся фрагмент из произведения, или отдельные цитаты, подобрать дизайн для самой рамки, сделать ее атмосферной. Такая работа будет не только украшать стенку в комнате, но и напоминать о полюбившейся книге, а также вызывать интерес у гостей, которые, может быть, захотят ее прочитать.
Арт-бук- это графический альбом, сделанный и проиллюстрированный самим автором или читателем. Чтобы сделать арт-бук, можно использовать самые разные техники: коллаж, аппликацию, рисунок, декупаж и мн.др. Прочитав книгу (рассказ, повесть, роман, стихотворение), ученик может создать свой арт-бук, в который поместит эскизы, наброски, цитаты, вырезанные или распечатанные картинки, передающие его личное ощущение от текста. Это очень увлекательная творческая работа, которую дети делают с огромным удовольствием.
Закладка – это полоска бумаги или картона, заложенная между страницами книги, чтобы отметить место, на котором чтение было прервано. Современная разновидность закладки – булл-марк. Это закладка-реклама. Обычно их выпускают издательства, но можно предложить это сделать ученикам. На такой закладке можно разместить краткую информацию о писателе, или выписать пару наиболее интересных цитат, или изобразить героев произведения, или написать отзывы о книге, или что-то еще.
Фанфикшн-это текст, созданный по мотивам книги. Прочитав произведение, ученики могут написать продолжение сюжета или изменить ход событий, придумать отдельную историю про одного из героев или сочинить предысторию событий. Можно поместить героев в другое время, изменить жанр, соединить персонажей одной книги с персонажами из другой. В общем, возможности неограниченные, позволяющие развивать фантазию и сочинительские способности детей.
Такие формы работы способствуют усилению интереса детей к чтению и развитию творчества.
Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать.
Список литературы
Владимирова Г.А. « Смысловое чтение»: учебно-методический комплекс к учебному курсу. Пермь,2013 10 стр.