«В семейной жизни у нас какая-то формальная официальность: то только в ней и есть, что показывается, как в театральной декорации, и не брани муж свою жену, и не притесняй родители детей, нельзя было бы и догадаться, что общего имеют эти люди, и зачем они надоедают друг другу, а живут вместе» А. Герцен «Кто виноват»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями в начальной школе»
Статья. «Работа с родителями в начальной школе.»
Разделы: воспитательная работа
Автор:Завора Алла Валериевна, учитель начальных классов
Пушкино 2019
«О, дети, дети! Чем ваш пыл умерить!
Знать, всех нас рок одной обрек судьбе, -
Нам неудержно хочется проверить
Отцовские ошибки на себе!»
А. Майков
Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
Работа с родителями- один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу- проводить с родителями так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Все классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования «Папа, мама и я –спортивная семья», конкурсы «Счастливый случай», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», смотр знаний, где родители являются членами жюри. На праздниках родители и участники, и организаторы праздничного стола.
Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей.
Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. К этому дню тщательно готовлюсь. Уроки строю так, чтобы папы, бабушки, мамы поняли, чему мы научились за месяц, за четверть, за год. К проведению внеклассного мероприятия привлекаю родителей. Чаще всего- это конкурсно – игровая программа с участием взрослых и детей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив.
Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:
-Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
-Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
-Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
-Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Мои принципы общения с родителями:
Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.
Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.
Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.
Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешевание ярлыков.
Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Для чего классному руководителю нужна информация о семье?
Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка
Для привлечения родителей к работе класса
Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».
Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?
Социально-демографический портрет семьи.
Состав семьи.
Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
Материальная обеспеченность семьи.
Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
Круг интересов, хобби членов семьи.
Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
Участие членов семьи в жизни класса.
Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
Психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовываю с помощью следующих форм работы:
торжественные собрания;
индивидуальные консультации;
круглые столы;
беседы;
обучающие тренинги;
родительско – ученические капустники;
конференции;
обмен мнениями;
обучающие семинары;
устные журналы;
семинары – практикумы;
оформление памяток для родителе).
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:
дни творчества детей и родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
совместные праздники;
творческие лаборатории родителей;
походы, экскурсии в природу;
игры-соревнования.
При проведении родительских встреч, собраний я придерживаюсь правил и знаю десять секретов успешного проведения родительского собрания:
Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час и стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса, и на её обсуждении строю разговор с родителями.
Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
Подготавливаю визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
Вместе с родителями придумываем правила для участников собрания. Например:
снимать верхнюю одежду обязательно;
не молчать при обсуждении проблемы;
отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
Берегу время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливаю регламент и строго слежу за его соблюдением.
В ходе собрания использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
Делаю общение на собрании непринужденным и откровенным при помощи чашки чая.
При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:
Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;
Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
Сформировать общие подходы к воспитанию;
Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами. После каждого собрания стараюсь приготовить советы родителям.
Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.
Работа с родителями - это экзамен, который достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители. К каждому родительскому собранию готовлю выставку работ учащихся, отражающую классную и внеклассную работу. Это и творческие работы детей, поделки, рисунки, лучшие тетради. Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей. Родители обычно занимают места своих детей, куда я кладу конверт с записями только для этого родителя, с конкретной информацией об успехах и недостатках детей. Информация для размышления о своем ребенке необходима каждому родителю. Более тактично это делать в письменном виде. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом. Родители не являются пассивными слушателями, а сами активно включаются в обсуждения.
Я стараюсь использовать новые формы работы с родителями. Их подсказывают журналы: «Семья и школа», «Начальная школа».
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей
содержательной, интересной, радостной.
Разработка родительских собраний в начальной школе 1 КЛАСС Первое собрание Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников
Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.
Задачи собрания:
Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.
Вопросы для обсуждения:
Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?
По каким законам должно идти воспитание в семье?
Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?
План проведения собрания
Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
Представление педагога, который будет работать с классом.
Экскурсия по школьному зданию.
Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».
Анкетирование родителей по теме собрания.
Самопредставление – визитная карточка семьи.
Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».
Ход собрания-встречи
Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.
Вступительное слово директора школы (вариант). – Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши! Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи. Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.
Выступление заместителя директора по начальной школе. Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.
Самопредставление учителя. Учитель проводит самопредставление (вариант):
Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.
Самопредставление семей. Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье. План самопредставления семьи
Фамилия, имя, отчество родителей.
Возраст родителей, день рождения семьи.
Интересы, увлечения семьи.
Традиции и обычаи семьи.
Девиз семьи.
Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.
Экскурсия по школьному зданию. После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.
Советы родителям. В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.
Анкетирование родителей. Проводится в конце собрания по обозначенной теме. Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.
Советы
родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении
домашних заданий
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.
Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит - родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?
Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.
1. Выполнение распорядка дня
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.
Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.
2. Распределение заданий по степени сложности
Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучаться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки
Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
4. Сначала проверить то, что выполнено правильно
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.
5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
• Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.
• Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.
• У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.
• Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.
6. Помощь при заучивании информации из учебника
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.
7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания
Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» – все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.
Тест. Хорошие ли вы родители?
На вопросы этого теста можно отвечать «Да», «Нет», «Не знаю»
На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?
Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка?
Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка?
Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы?
вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?
Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение?
Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей?
Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют, (радуют) вас?
Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?
Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка ( даже если есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом?
Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент - физическое наказание (ремень)?
Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?
Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?
Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению?
У вас конфликты с собственным ребенком?
Подсчеты результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы:
2,4,6,8,10,12,14- 10 баллов
За каждый ответ «нет» на вопросы:
1,3,5,7,9,11,13,15 -10 баллов.
« Не знаю»-5 баллов.
Подсчитайте полученные баллы.
100-150 баллов: Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?
50-99 баллов: Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 баллов: Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего
«Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, необразованный ребенок.»