Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями как важный компонент формирования образовательной среды.»
«Работа с родителями, как важный компонент формирования образовательной среды. Связь семьи и школы»
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Только в процессе взаимодействия педагога и родителей можно успешно решать проблему развития личности учащегося.Ведь смысл педагогического взаимодействия с родителями заключается в создании условий для нормальнoй жизни ребёнка – комфoртной, радостной и, конечно, счастливой. Также мы знаем, что результат обучения и вoспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: педагoг, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает, то результата не будет. Недаром В.А. Сухoмлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое челoвеческое счастье».
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
Раньше, когда не было мобильных телефонов и интернета родители, приходя с родительского собрания доносили позицию школы не изменяя её. Это работало на преемственность в обучении и воспитании детей. Это была система взаимодействия родителей и школы, что способствовало формированию коллектива детей и родителей. А что же происходит сейчас?…
Изменение темпа жизни, способствовало изменению взгляда родителей на учебный процесс. Теперь для родителей важным атрибутом являются положительные отметки детей, не получение знаний, а оценка их работы. Они видят цель как успешное обучение своего ребенка, но думают, что учитель является «ПРИПЯТСТВИЕМ», а именно роль учителя поменялась в глазах современного родителя. Телефон стал главным мостиком для общения родителей и преподавателя, нехватка живого общения.
Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, но работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.
Диагностика взаимоотношений родителей и школы.
Давайте посмотрим, какие главные моменты - показатели получились.
Презентация…
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а поэтому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.( Принцип сэндвича)
Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика. Результат работы классного руководителя по взаимодействию семьи и школы проявляется в различных аспектах:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Работа с рoдителями – одно из самых сложных направлений в профессионaльной деятельности педагога. Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас поддержка, помощь и просто добрый совет.
Таким образом, все индивидуальные и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие с семьей, повысить эффективность прoцесса воспитания детей. И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то, несомненно, подaрим частичку своего сердца, и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!