Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
М.М. Амирова ,
А.Н. Хафизова ,
учителя начальных классов
МАОУ «СОШ №50» г. Наб. Челны
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Для развития интеллектуально-творческой одарённости школьников обращаются к исследовательским методам обучения,
разновидностью учебной работы, связанной с решением учащимися творческих, исследовательских задач, сопровождающихся овладением необходимыми для их разрешения знаниями универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Как известно возраст 6-12 лет – очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается база, фундамент, основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения нужно развивать умение видеть проблему. Проблема - это затруднение, неопределённость. Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».
Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Не следует требовать, чтобы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом, уже начиная действовать. Акт творчества будет существенно обеднён, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Поэтому с ребёнка далеко не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования. Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо чётко всё осознать, определить цель, составить план - алгоритм, и действовать. Но следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику. А уже на этапе составления алгоритма мы теряем всё, что имеет отношение к творчеству. Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Для того, чтобынаучиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Ребёнок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности. В результате наблюдения в выявлении проблемы, дети становятся внимательнее, учатся излагать свои мысли, сталкиваются с другими взглядами, результатами наблюдений становятся обобщающие уроки по темам.
Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Исследовательская деятельность – это один из способов развития одарённости школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.
Список использованной литературы:
1. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1992. — № 3–4. — С. 14–19.
2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей ред. канд.психол.наук. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.
4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204