kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одарёнными детьми в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначено для учителей начальных классов для организации работы с одарённым детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе.»

 Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Явная одарённость обнаруживается достаточно отчётливо по незаурядным и исключительным достижениям учащихся. Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика учащегося, который имеет лишь определённые психологические возможности(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности(недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды, трудная семейная обстановка и т.д.)Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Потребностью общества в неординарной творческой личности очень актуальна. Скрытая одарённость – это замаскированные формы одарённости из-за психологических барьеров проявления природного потенциала учащегося в деятельности.Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Именно высокоодарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Очевидным является факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

 Проблемы развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.

Одарённость выявляется в разных видах деятельности. В определённой деятельности каждый тип одарённости имеет своё качественное своеобразие. К основным видам деятельности относятся:

  • практическая (одарённость в ремёслах);

  • познавательная (интеллектуальная);

  • художественная эстетическая;

  • коммуникативная (лидерская, организаторская и т.д.)

Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая

- создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка.

Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития.

Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

 Вторая

- воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития.

Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.

Условия успешной работы с одаренными детьми.

К категории способных (имеющих признаки одарённости) и одарённые на старшей ступени общего образования относятся учащиеся, достигшие высокопродуктивных результатов в предпочтительной деятельности. Все виды одарённости тесно связаны. Под влиянием друг друга проявление одарённости выходит на качественно более высокий уровень в конкретной деятельности, усиливается индивидуальное своеобразие и самобытность учащихся.

Это не маловажный фактор для обеспечения взаимообусловленности максимальной сочетаемости общеобразовательных, профильных и элективных курсов в профильных школах и классах.

Элективные и профильные курсы должны быть максимально предпочтительными, удовлетворять познавательные, профессиональные и социально-культурные потребности учащихся так, чтобы они строили свою собственную образовательную траекторию, а сам факт выбора выступает как условие развития.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

  • взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Одаренность - сложное явление, имеющее свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д.

К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Одарённые дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Другая проблема - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.

Одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. Другая неприятная особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении. Возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения.

Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Вывод

Одарённые дети и амбиции взрослых.

Во время своей работы с детьми я слышала много разговоров, читала массу публикаций и принимала участие во многих семинарах, посвящённых развитию одарённости, индивидуальному подходу к одарённым детям, выявлению одарённости.

Но почему-то очень редко и в невнятной форме поднимается вопрос о защите одарённых детей от неумелой, бездарной и эгоистичной эксплуатации их одарённости взрослыми.

Дети, обладающие специальными талантами – редким голосом, артистизмом, способностями к рисованию или сочинению стихов и имеющие рядом с собой честолюбивых родителей и наставников. Это несчастные дети, которые к зрелому возрасту оказываются в ужасном положении.

Я так же хочу очертить проблему достаточно широкую – проблемой скрытой, практически незаметной вследствие привычности эксплуатации общей одарённости детей в «элитных» школах России.

Из одной и той же группы ребят учителя разных предметов так или иначе «выколачивают» необходимую сумму знаний, причём именно натасканность на стандартные решения и на запоминания фактов и формул играют решающую роль.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Работа с одарёнными детьми в начальной школе.

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 14.04.2024

Номер свидетельства: 648967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(54) "opyt-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "286942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454418631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Статья "Опыт работы с одарёнными детьми в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(51) "statiaopytrabotysodarionnymidietmivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "318692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460637495"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выявление и сопровождение обучения одарённых учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(118) "vyiavlieniie-i-soprovozhdieniie-obuchieniia-odarionnykh-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "155977"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421341888"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti_raboty_s_odarionnymi_diet_mi_v_nachal_noi_shkolie_1"
    ["file_id"] => string(6) "426311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503744915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г."
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-na-2015-2010-gh-gh"
    ["file_id"] => string(6) "268461"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450628970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства