Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе.»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Явная одарённость обнаруживается достаточно отчётливо по незаурядным и исключительным достижениям учащихся. Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика учащегося, который имеет лишь определённые психологические возможности(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности(недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды, трудная семейная обстановка и т.д.)Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Потребностью общества в неординарной творческой личности очень актуальна. Скрытая одарённость – это замаскированные формы одарённости из-за психологических барьеров проявления природного потенциала учащегося в деятельности.Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Именно высокоодарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Очевидным является факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемы развития одаренных детей.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.
Одарённость выявляется в разных видах деятельности. В определённой деятельности каждый тип одарённости имеет своё качественное своеобразие. К основным видам деятельности относятся:
практическая (одарённость в ремёслах);
познавательная (интеллектуальная);
художественная эстетическая;
коммуникативная (лидерская, организаторская и т.д.)
Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.
Первая
- создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка.
Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития.
Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.
Вторая
- воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития.
Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.
Условия успешной работы с одаренными детьми.
К категории способных (имеющих признаки одарённости) и одарённые на старшей ступени общего образования относятся учащиеся, достигшие высокопродуктивных результатов в предпочтительной деятельности. Все виды одарённости тесно связаны. Под влиянием друг друга проявление одарённости выходит на качественно более высокий уровень в конкретной деятельности, усиливается индивидуальное своеобразие и самобытность учащихся.
Это не маловажный фактор для обеспечения взаимообусловленности максимальной сочетаемости общеобразовательных, профильных и элективных курсов в профильных школах и классах.
Элективные и профильные курсы должны быть максимально предпочтительными, удовлетворять познавательные, профессиональные и социально-культурные потребности учащихся так, чтобы они строили свою собственную образовательную траекторию, а сам факт выбора выступает как условие развития.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Одаренность - сложное явление, имеющее свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д.
К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Одарённые дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Другая проблема - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. Другая неприятная особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении. Возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения.
Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Вывод
Одарённые дети и амбиции взрослых.
Во время своей работы с детьми я слышала много разговоров, читала массу публикаций и принимала участие во многих семинарах, посвящённых развитию одарённости, индивидуальному подходу к одарённым детям, выявлению одарённости.
Но почему-то очень редко и в невнятной форме поднимается вопрос о защите одарённых детей от неумелой, бездарной и эгоистичной эксплуатации их одарённости взрослыми.
Дети, обладающие специальными талантами – редким голосом, артистизмом, способностями к рисованию или сочинению стихов и имеющие рядом с собой честолюбивых родителей и наставников. Это несчастные дети, которые к зрелому возрасту оказываются в ужасном положении.
Я так же хочу очертить проблему достаточно широкую – проблемой скрытой, практически незаметной вследствие привычности эксплуатации общей одарённости детей в «элитных» школах России.
Из одной и той же группы ребят учителя разных предметов так или иначе «выколачивают» необходимую сумму знаний, причём именно натасканность на стандартные решения и на запоминания фактов и формул играют решающую роль.