Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми становится наиболее актуальной. Общество формирует запрос на молодых людей с высокими творческими способностями. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учёт индивидуальных особенностей учащихся, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна обычная работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных источниках знаний. Очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В настоящее время одарёнными принято считать детей с интеллектом выше среднего, с высоким уровнем творческих способностей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе.
Одарённые дети — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одарёнными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.
Чем одарённые дети отличаются от других детей? Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность, прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной работы позволяет выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель, конкурсов.
Портфолио достижений учащихся ведётся каждым учеником и является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает оказывать постоянную поддержку высокой учебной мотивации школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения, способствует развитию способностей ребёнка.
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
Важнейшей формой работы с одарёнными учащимися являются различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одарённых детей.
Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребёнка трудиться.
Литература:
1.Одаренные дети. /Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000. 2. Одаренный ребенок. /Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. 3. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000. 4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.