Материал будет полезен учителям начальной школы. В разработке описаны этапы работы с одарёнными детьми, методы и формы работы учителя по данному направлению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Учитель начальных классов
Теплых Г. А.
Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и плодотворно решать современные экономические и социальные задачи. В связи с этим запросом общества работа с одарёнными детьми является одним из главных направлений деятельности учителя.
Что такое одарённость? Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они имеют более высокие, по сравнению с остальными, интеллектуальные особенности. У них развиты творческие способности. Такие дети имеют активную познавательную потребность. Они испытывают радость от умственного труда, отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для этих детей характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Выявление одарённых детей, организация с работы ними – одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, мыслительных процессов.
Работа с одаренными детьми логически выстроена и проходит несколько этапов:
Выявление одарённых детей. Создание банка данных.
Планирование работы с одаренными детьми.
Создание условий и организация работы с одарёнными учащимися.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
Организация участия одарённых детей в различных делах и мероприятиях.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для пополнения портфолио ученика.
Методы и формы работы учителя должны способствовать развитию одарённых детей. Для таких детей необходимо использовать следующие методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный.
Очень важно привлекать одарённых детей к участию в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, различных конкурсах и викторинах, проектах, творческих конкурсах.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одарёнными детьми. Развитие креативности учащихся происходит при обеспечении условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности, использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, создание атмосферы понимания.
Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез. Немаловажную роль в этом играет умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Он должен составить программу развития одарённых детей, которая должна включать:
– изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
– использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одарённых детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
– учитывать интересы одарённого ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учётом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
– поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
– предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;
– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
– способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
– включать элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одарённого ребенка.
Работа с одарёнными детьми диктует определенные требования к личности педагога: желание работать нестандартно, знание психологии подростка и психологии одарённых детей, готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одарёнными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.