kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен учителям начальной школы. В разработке описаны этапы работы с одарёнными детьми, методы и формы работы учителя по данному направлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»

Работа с одарёнными детьми в начальной школе



Учитель начальных классов

Теплых Г. А.



Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и плодотворно решать современные экономические и социальные задачи. В связи с этим запросом общества работа с одарёнными детьми является одним из главных направлений деятельности учителя.

Что такое одарённость? Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они имеют более высокие, по сравнению с остальными, интеллектуальные особенности. У них развиты творческие способности. Такие дети имеют активную познавательную потребность. Они испытывают радость от умственного труда, отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для этих детей характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Выявление одарённых детей, организация с работы ними – одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, мыслительных процессов.

Работа с одаренными детьми логически выстроена и проходит несколько этапов:

  1. Выявление одарённых детей. Создание банка данных.

  2. Планирование работы с одаренными детьми.

  3. Создание условий и организация работы с одарёнными учащимися.

  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.

  5. Организация участия одарённых детей в различных делах и мероприятиях.

  6. Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для пополнения портфолио ученика.

Методы и формы работы учителя должны способствовать развитию одарённых детей. Для таких детей необходимо использовать следующие методы работы:

  • исследовательский;

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • проективный.

Очень важно привлекать одарённых детей к участию в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, различных конкурсах и викторинах, проектах, творческих конкурсах.

Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одарёнными детьми. Развитие креативности учащихся происходит при обеспечении условий, благоприятных для творчества:
 создание ситуаций успеха, появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности, использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, создание атмосферы понимания.

Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез. Немаловажную роль в этом играет умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Он должен составить программу развития одарённых детей, которая должна включать:

– изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

– использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одарённых детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

– учитывать интересы одарённого ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учётом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

– поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

– предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

– способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

– включать элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одарённого ребенка.

Работа  с одарёнными детьми диктует определенные требования к личности педагога: желание работать нестандартно, знание психологии подростка и психологии одарённых детей, готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одарёнными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Автор: Теплых Галина Анатольевна

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 500060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(54) "opyt-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "286942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454418631"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Статья "Опыт работы с одарёнными детьми в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(51) "statiaopytrabotysodarionnymidietmivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "318692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460637495"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выявление и сопровождение обучения одарённых учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(118) "vyiavlieniie-i-soprovozhdieniie-obuchieniia-odarionnykh-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "155977"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421341888"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti_raboty_s_odarionnymi_diet_mi_v_nachal_noi_shkolie_1"
    ["file_id"] => string(6) "426311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503744915"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа работы с одарёнными детьми на 2015-2010 г.г."
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-na-2015-2010-gh-gh"
    ["file_id"] => string(6) "268461"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450628970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства