Задачей современной школы является не только освоение учеником определенного объема знаний, но и приобретение умения поиска требуемой информации, ее систематизация и применение в своей как учебной, так и внеурочной деятельности. А залогом успеха в любой деятельности является терпение и упорство, т.е. способность работать над решением задачи в течение длительного периода времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над проектом в начальной школе»
Работа над проектом в начальной школе
Задачей современной школы является не только освоение учеником определенного объема знаний, но и приобретение умения поиска требуемой информации, ее систематизация и применение в своей как учебной, так и внеурочной деятельности. А залогом успеха в любой деятельности является терпение и упорство, т.е. способность работать над решением задачи в течение длительного периода времени. А для этого нужно воспитывать в детях стремление доводить начатое дело до логического конца. Дети могут не реализовывать свои способности, если в них не подкрепляется настойчивость и упорство. Развитое в ребенке стремление доводить дело до конца в будущем может стать его внутренней потребностью. Но помешать в реализации их потенциальных возможностей может низкая самооценка ребенка. Предоставление детям возможностей самореализации во внеклассной деятельности может стать дополнительным источником повышения самооценки. Такая деятельность должна проходить в условиях похвалы и поощрения, внимательного и доброжелательного отношения педагога, индивидуального подхода к каждому ученику.
Учитывая интересы и способности детей, мной предлагаются индивидуальные проекты, подбираются задания для каждого ученика в соответствии с его возможностями. А систематическая работа способствует творческой активности и познавательной самостоятельности детей.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Для этого необходимо создавать на занятиях исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе сотрудничества, где дети учатся полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями; выражать собственную точку зрения; слушать и договариваться; адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; предлагать и отстаивать конструктивные предложения и замечания; ставить цель и добиваться ее выполнения; использовать различные источники информации; обобщать, сравнивать, аргументировать суждения по рассматриваемой теме проекта; представлять результаты своей работы, а так же учатся работать с Интернетом.
Работая над проектом мы применяем такую последовательность:
Выбор темы - определяется как интересами детей, так и возможностями учителя. Тема должна быть достаточно содержательно богатой, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий его аспект.
После определения темы составляем совместно с детьми матрицу темы, в которую он записывает предполагаемые проекты в выбранной теме и намечает предполагаемые источники информации. Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребенка, создает для него ситуацию свободы выбора. После того, как аспекты рассмотрены, выделяем наиболее заинтересовавшие детей.
Далее идет этап сбора информации. Дети, обращаясь к различным источникам, собирают интересующие их сведения, фиксируют их в виде записей, рисунков, макетов, эскизов и готовят их к использованию в проектах.
Основная задача учителя - направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
-отдельные объекты (фильмы, альбомы, книги, картины и т.д.).
Затем наступает завершающий этап - этап реализации проектов. При этом нужно познакомить детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Кроме того, желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:
-индивидуальная деятельность (результат работы одного ребенка);
-работа в паре (реферат, поделки);
-работа в малых группах (макеты, поделки, коллажи, газета и т.д.);
-коллективная деятельность класса (спектакль, концерт, поделка общая и т.д.).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. По завершении работы детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать добрые слова в свой адрес. Хорошо, если на презентации результатов проектов присутствуют не только дети, но и родители. Презентация может происходить и для детей других классов, главное, чтобы готовящие проект смогли его представить таким образом, чтобы остальным захотелось быть его участником.
детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать добрые слова в свой адрес.
Хорошо, если на презентации результатов проектов присутствуют не только дети, но и родители. Презентация может происходить и для детей
других классов, главное, чтобы готовящие проект смогли его представить таким образом, чтобы остальным захотелось быть его участником. Связь темы с учебными дисциплинами проявляется в возможности включать внешнюю обстановку, среду темы в обычные уроки для повышения мотивации учебной деятельности детей. Кроме того, связь проекта с учебными дисциплинами проявляется в возможности применения полученных ранее умений и навыков в процессе создания творческого продукта.
VI. Ожидаемые результаты реализации программы:
1.Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о проектной деятельности, о правилах ведения социальной коммуникации, умение работать в парах и микрогруппе , способах взаимодействия с детьми и педагогом, способах самостоятельного поиска, нахождения и первичной обработки информации.
2.Результаты второго уровня(формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом) :развитие ценностных отношений школьника к другому человеку, уважение его принципов и умение отстаивать свою позицию, стремление к свободному, открытому общению в работе микрогрупп и парах по выполнению работы над проектом. 3.Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде и оказания реальной помощи другим школьникам, работающим над проектом. Умение презентовать свой продукт в различных формах и представлениях. Примерные темы, выбранные детьми: