Просмотр содержимого документа
«Работа над изложением как средство формирования языковой компетенции младших школьников»
Работа над изложением как средство формирования языковой компетенции младших школьников
Работа над изложением текста в начальной школе является одним из средств развития связной письменной речи и, соответственно, формирования языковой компетенции обучающихся.
Анализ методической литературы позволяет выделить несколько определений понятия «изложение».
Т.А. Ладыженская рассматривает изложение как «речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании. Посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь младшего школьника, он как бы берет уроки у писателя; а так же обучающийся сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи» [31, с. 46;48].
С точки зрения М.Р. Львова, изложение представляет собой «письменный пересказ образцовых текстов»; вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах [32, с. 324].
А.В. Текучев рассматривает изложение в качестве обобщенного названия одного из видов связной речи (в письменной или устной форме), используемого как в общей речевой практике людей, так и в качестве школьных упражнений. В школьных условиях изложение – это передача в письменной форме содержания прочитанного текста или услышанного рассказа, увиденного кинофильма или спектакля» [46, с. 325].
В.И. Тихомиров рассматривал изложение как средство, позволяющее сделать «формы литературного языка достоянием школьников», как упражнение, способное развить и воспитать в ученике «умения и навыки излагать толково свои собственные мысли» [46].
Многие исследователи-методисты отмечали значение изложения для формирования и развития языковой и речевой компетенций обучающихся: изложение дает «много работы для памяти» (Л.Д. Алферов), «вырабатывает стилистическую грамотность» (В.В. Голубков), «является последним, высшим средством для усвоения школьниками ловкости владения языком» (И.И. Срезневский) и в целом формируют язык учащихся на впечатлениях образной речи литературного произведения (К.Б. Бархин, Е.С. Истрина).
Изложение является традиционной формой учебной деятельности обучающихся, связанной с воспроизведением готового «чужого» текста.
Работа над изложением текста даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности младших школьников, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста обучающиеся должны максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру. Следовательно, у них возникает необходимость обращения к тем или иным законам правописания, более сознательно (чем при написании диктанта) использовать имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки.
Изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не просто механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста).
Работая над изложением, младшие школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же, выстроенный обучающимися текст позволяет в известной степени судить об уровне их речевой подготовки. Кроме того, данный вид работы способствует развитию активного внимания и логической памяти, вырабатывает точность восприятия младших школьников.
Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Поэтому, именно изложение теста и решает проблему формирования у детей младшего школьного возраста умения членить смысл на предложения и слова.
Текст – это произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати. Высказывание же является более узким понятием по отношению к тексту, его составная часть. Это единица речи, самостоятельная и относительно законченная, являющаяся продуктом речевого действия.
Основными признаками текста являются:
– завершенность, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и возможности автономного восприятия и понимания текста;
– связанность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связанность); во-вторых, в определенной структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
– стилевое единство, которое заключается в том. Что текст всегда оформляется стилистически; как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль;
– цельность, которая проявляется во вместе взятых связанности, завершенности и стилевом единстве.
В процессе работы над изложением текст, воспринимаемый младшими школьниками на слух или зрительно, представляет собой монолог, построенный как свёрнутый диалог, как цепочка вопросов и ответов реального говорящего (пишущего) и мысленно слушающего (читающего), то есть монолог определённого типа, вида и стиля речи.
Работая над формированием у обучающихся умения воспринимать текст, учитель одновременно учит детей запоминать текст, сохранять его в памяти. Как показывает практика обучения изложениям, младший школьник запоминает текст, используя два вида памяти: отдельные места – дословно, активизируя оперативную память, основная часть текста запоминается не в словах, а в переработанном виде – в образах-схемах или «смысловых сгустках». Запомнить чужое высказывание легче, если оно подаётся в память блоками (образами-схемами). Именно поэтому необходимо учить детей воспринимать текст, схематически фиксируя его структуру. Например, при восприятии текста-описания необходимо научить детей запоминать слова, обозначающие предмет и его признаки, располагая их в определённой последовательности. Развитию умения воспринимать текст и запоминать его служит смысловой и структурный анализ.
В работе над текстом младшие школьники анализируют и синтезируют, учатся выделять главное, сосредотачиваться на первостепенных явлениях и отсеивать второстепенное. Художественные тексты создают положительную эмоциональную сферу, учат чувствовать образ, развивают творческое воображение. Отрывки из произведений Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского и других писателей, и поэтов развивают эстетические вкусы обучающихся.
Лучшие тексты для изложений отличаются единством и замкнутостью содержания. Текст для пересказа нередко представляет из себя такой отрывок из произведения, в котором есть компоненты известий из текста, прежде всего по признаку единства содержания, и рассматривается он уже не как часть литературного произведения, а как самостоятельное повествование, описание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста. Структуру текста для изложения должна быть подчинена следующим требованиям:
– предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений;
– отчётливая связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а так же связи смежных предложений;
– структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.
На уроках русского языка в начальных классах проводятся изложения подробные (близкие к тексту), сжатые, выборочные, с творческими заданиями, инсценированные.
От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.
Изложение является упражнением, приобщающим детей к лучшим образцам языка. Текст, созданный мастером слова, при письменном пересказе детьми будет способствовать повышению их общей культуры, формированию правильной, чистой речи, развитию языкового чутья и формированию языковой компетенции.
При выборе текстов для изложения учителю рекомендуется руководствоваться следующими требованиями [36]:
– темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт младших школьников, формировать их мировоззрение;
– текст должен быть доступен и интересен детям, не должен содержать сложных слов и оборотов речи, которые требуют длительного объяснения;
композиция текста изложения не должны быть сложной для обучающихся, если текст сюжетный, то с небольшим количеством действующих лиц;
– необходимо учитывать грамматические умения обучающихся: в тексте не должно быть малознакомых морфологических форм, усложненных типов предложений;
– пересказ должен выполняться осознанно, по следам проведенного анализа.
Роль учителя заключается в том, чтобы управлять степенью влияния образца. Он поясняет значение тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, наблюдает за переносом фразеологии, следит за тем, чтобы сохранялся стиль образца (например, сказочный стиль или художественное описание природы). Все это тактично делается при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа и является базой для создания детьми собственных текстов, позволяя им накопить опыт при воспроизведении чужих текстов.