Развитие речи
Главной целью начального образования является формирование функционально-грамотной личности: человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей.
Работа по активизации учебного процесса через развитие речи начинается буквально с первых дней пребывания ребёнка в школе и относится к развитию непосредственно речевого аппарата. Ребёнку с нарушениями речи трудно адаптироваться в классе, активно общаться, чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в школе работает логопед, но многого можно добиться и на обычных уроках обучения грамоте, включая в план урока речевые разминки. Подходить к процессу нужно очень осторожно, не заостряя внимания на отдельном ученике, т.к. желание помочь, может привести к тому, что ребёнок замкнётся, откажется отвечать совсем. Вообще, процесс развития речи длится всю жизнь. Очень жаль, что для многих первоклассников он начинается только в школе. Невероятно трудно маленькому ученику строить ответ, учиться рассуждать, обосновывать, делать выводы, приводить примеры, т.к. все эти виды работы являются для него совершенно новыми. Процесс обучения идет успешнее, если новому ребенок учится с опорой на те виды деятельности, которые ему хорошо знакомы и интересны, ведь только в этом случае ученик чувствует желание работать и уверенность в своих силах. У каждого учителя накапливается свой материал по развитию речи, складывается своя система работы. Перечислю некоторые виды работы по развитию речи, которые в своей практике использую постоянно. Они помогают ребенку освоиться в новых для себя условиях в начале учебной деятельности, успешно работать в процессе всего периода обучения в начальной школе и формировать качества творческой личности.
Из опыта работы знаю, что ребёнок, речь которого развита, словарный запас достаточный, имеет больше шансов быть успешным по любому предмету. Дети приходят в первый класс с довольно скромным запасом слов, и дело учителя – обогатить, пополнить словарь, уточнить многие речевые понятия. С первых шагов учу детей выражать мысли точно, ясно, при произнесении слова правильно ставить ударение, в меру громким голосом интонировать повествовательную, вопросительную, восклицательную форму предложения. В начальной школе есть возможность развивать речь детей на любом уроке.
Бытует образное представление о существовании у человека пяти языков.
1. Обыкновенный, артикуляционный орган – язык.
Язык участвует в акте говорения, его надо развивать как орган движения. Поэтому в работе использую различные упражнения на правильное произношение звуков. На отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносим быстро,умеренно, медленно), например:
Ло – Ло – Ло – на улице тепло.
Лу – Лу – Лу – стол стоит в углу.
Ул – Ул – Ул – у нас сломался стул.
Оль – Оль – Оль - мы купили соль.
Использую игры на звукоподражание, например:
Учитель Ученики
Наши уточки с утра… Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда… Га – га – га!
А нам Петя – петушок
Ранним утром по утру
Нам споёт… Ку – ка – ре – ку!
Положительный эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, загадками.
У Сани сани едут сами - повторяются 3 – 4 раза;
У Сани сом с усами вырабатываем силу голоса, тембр и
высоту его, правильную артикуля- У Клавы лук на полке цию, правильное дыхание.
Сидит галка на палке
Юля маленькой была
И вертелась как юла
2. Деятельность наших рук (жестовая речь).
От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь, Поэтому на каждом уроке тренирую мелкую моторику (дети обводят трафареты, шаблоны, рисуют, наклеивают).
На уроках математики, русского языка и других предметов дети обязательно выполняют упражнения для пальчиков рук, например:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
3. Развитие крупной моторики.
Чтобы познать предметы, нужно движение. Часто использую физкультминутки, физкультпаузы с речевым проговариванием.
4. Глаз.
Не видя предметов, трудно судить о них. Видя предметы, анализируя их, мы способствуем развитию речи. Нужно разглядывать предметы, описывать их.
5. Ухо.
Развитие фонематического слуха. На уроках дети слушают пение птиц, сказки, песни (в записи).
Речь учителя является образцом для учеников.
Способствует расширению словаря и словарно – логические упражнения.
Вот некоторые из них:
1. Группировка предметов или предметных рисунков (отбери изображения птиц, рыб и т.д.)
2. Перечисление предметов одного рода с последующим обобщением. (Кукла, пирамидка, мячик. А одним словом – это что?)
3. Устранение лишнего предмета в одной родовой группе.
4. Деление родового понятия. (Какую знаешь посуду, птиц, рыб? Назови)
5. Продолжение перечисленных видовых понятий (Какие ещё знаешь грибы, цветы?)
6. Обозначение путём противопоставления или исключения (Шуба - одежда, а ботинки?)
7. Непосредственное отнесение к тому или иному роду.(Диван – это что? Кошка – это кто?)
8. Распределение предметов в 2 – 3 группы.
9. Определение предметов по указанным признакам. (Белый, сладкий – это что?) Использование загадок.
10. Прочитай словосочетание без гласных букв.
11. Прочитать слово. Составить слово, прочитав звуки в обратном порядке.
12. Найди четвёртое слово.
13. Подбери два слова (наиболее существенные к данному).
14. Найти самое узкое понятие, самое широкое понятие.
15. Работа над пословицами. Объяснение смысла. Подбор пословиц к тексту.
Не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку. Нужны были такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» - и одновременно служили бы этой цели. Малышам ближе всего игра, и я начала искать, придумывать «речевые игры». Их я провожу в начале урока чтения или в минуты отдыха на уроке. Вот некоторые из них:
1. «Сундучок сказок»
В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну – ка сказка выходи!» Они по очереди достают кружки и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали зелёный – это весна. Распустились первые листочки на деревьях. Достали жёлтый – солнышко стало ярче светить и сильнее согревать землю. Достали чёрный – это грачи вернулись в родные края и стали поправлять свои старые гнёзда. Достали голубой – это первый весенний дождик, который умыл землю, красный – появились первые цветы. Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошинка.
2. «Узнай предмет»
Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест и т. д. не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.
3. «Да – Нет»
Дети придумывают разные предложения: «Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево.» Класс хором утверждает: бывает это или не бывает.
4. «Хорошо – плохо»
Класс делится на две команды. Показываю детям предмет или называю его. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая недостатки.
Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей.
5. «Рассуждай – ка»
Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки и т. д.
6. «Скажи по - другому»
Любую фразу в русском языке можно сказать по – другому. Попробуйте и вы сказать по – другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «За окном дует ветер», «Посадил старик яблоню», «Медведь любит мёд»так фразу «Медведь любит мёд» дети переиначили в следующую «Косолапое животное с удовольствием ест сладкое полезное лакомство из ульев»