В статье раскрываются некоторые формы работы над дикцией в начальной школе, которые можно применить как на уроках, так и во внеурочное время (кружки, классные часы, тематические часы).Показаны упражнения для артикуляционной гимнастики и отработки звуков, а также последовательность работы со скороговорками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над дикцией обучающихся в начальной школе»
Работа над дикцией обучающихся в начальной школе
Дикция ( от лат. – произношение) – степень отчётливости произношения слов, слогов и звуков в разговоре, пении, художественном чтении и т. п. Однокоренными к слову дикция являются слова диктор, диктовать. Степень отчётливости произношения может быть различной: высокой или низкой. В первом случае мы говорим о хорошей дикции, а во втором – о плохой. Работой над дикцией следует считать ту работу, которая направлена на воспитание у младших школьников чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз, на овладение чётко артикулируемой речью, т. е. формирование хорошей дикции.
Необходимость работы над дикцией в начальной школе определяется тремя факторами:
Это роль дикции в жизни каждого человека и всего общества. Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, отчётливости, внятности, является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми. Хорошая дикция обеспечивает незатруднённое восприятие устной речи. Так называемые дефекты дикции (картавость, шепелявость и т. п.) искажают привычный слуховой образ слова. Неправильно, непривычно прозвучавшая форма слова невольно обращает на себя внимание, отвлекая от содержания, тем самым коммуникация нарушается, взаимопонимание осложняется. Невнятное, вялое или наоборот, торопливое произношение также «есть главная помеха удобослышимости и удобовоспринимаемости слова» (А. В. Прянишников). Кроме социальной, дикция имеет и большую эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней, материальной культуры устной речи каждого человека. Нечёткая, плохая дикция «режет слух», снижает выразительность звучащей речи и чтения, ослабляет эмоциональность выступления и зачастую может свидетельствовать о невысокой культуре человека.
Дикция влияет на усвоение младшими школьниками грамотного письма. Роль полноценных артикуляций для формирования грамотного письма отмечается рядом исследователей: А. Р. Лурия, М. Е. Хватцев, Р. М. Боскис и другие.
Специфика речевого развития детей младшего школьного возраста. К моменту поступления в школу вся артикуляционная база всех звуков у детей, как правило, сформулировано. Вместе с тем нормально устроенный речевой аппарат функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично, вяло или, наоборот, излишне напряжённо. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по артикуляционным и акустическим признакам, невысок. Эти психофизиологические особенности детей заставляют признать работу над дикцией на начальном этапе обучения обязательной.
В устной речи младших школьников широко распространены различные отклонения от внятности и отчётливости произношения. Все отступления от правильной речи можно разделить на два типа по характеру их проявления: первые связаны с нарушением чистоты произношения отдельных звуков речи; вторые – с нарушением ясности произношений звукосочетаний, слогов, слов, предложений в речевом потоке. Недостатки первого типа носят индивидуальный, частный характер проявления в речи учащихся. Большинство детей поступают в школу с правильной артикуляцией гласных и согласных звуков русского языка, однако, у некоторых наблюдается «засорённость» произношения в виде картавости, шепелявости, присвистывания и т. п. Обычно искажается произношение сонорных /р/, /л/; свистящих и шипящих /з/, /с/, /ц/. /ш/, /ж/, /ч/, \ш/, /ж/. Наблюдаются «смешанные» дефекты, когда учащиеся не владеют правильной артикуляцией нескольких
групп согласных одновременно. В среднем у каждого четвёртого ученика начальных
классов обнаруживаются ярко и слабо выраженные дефекты речи.
Дефекты речи связаны с недостатками в работе речевого аппарата. Эти недостатки могут быть как органического (например, врождённая патология устройства органов речи), так и неорганического происхождения. Устранением дефектов дикции, вызываемых патологическими изменениями в организме детей, занимаются специалисты-логопеды. Задача ликвидации дефектов речи, причины которых коренятся в неправильном пользовании нормально устроенным речевым аппаратом, решается учителем начальных классов.
«Приобретённые» вследствие невнимания окружающих (прежде всего родителей) к речи ребёнка дефекты можно устранить педагогическими средствами в ходе произносительных тренировок. Ученики, имеющие какой-либо дефект дикции, пользуются особым вниманием учителя. Для них готовится комплекс упражнений, направленных на постановку «больного» звука. Комплекс включает в себя две части: а) артикуляционную гимнастику; б) тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком.
Для проведения артикуляционной гимнастики используются достаточно известные приёмы. Так, для детей, неверно произносящих переднеязычный дрожащий согласный /р/, предлагаются следующие упражнения: 1 «Чищу зубы»: приоткрыть рот и кончиком языка почистить с внутренней стороны верхние зубы, двигая язык из стороны в сторону. 2. «Слизываю варенье»: кончиком языка двигать по верхней губе сверху вниз. 3. «Индюк»: водить языком по верхней губе из стороны в сторону сначала медленно, затем быстро, добавлять голос.
Вторая часть комплекса – тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком (например, «Трактор работает», «Тигр рычит») и звуком в составе слов и предложений. Для тренировки в произношении нужного звука в словах и предложениях целесообразно использовать тот языковой материал, который, помимо выработки хорошей дикции, будет обеспечивать овладение орфоэпическими и акцентологическими нормами русского литературного языка. Картавящим детям могут быть предложены отдельные слова: директор, рельс, тире, торты, портфель, квартал и т. п.; пословицы: У работающего в руках дело огнём горит; Две сестрицы-мастерицы друг дружке - помощницы; скороговорки: Фрол с Марком красят арку в парке; По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил; Громко так грачи кричат, завтракать зовут грачат; стихотворные строки, отрывки, загадки:
Трамваи обычным рейсом
Плывут по подводным рельсам.
(В. Яковлев)
Семь артистов петь желают,
Семь артистов дружно лают.
(С. Михалков)
Академия открыта
От зари и до зари.
Насекомые лесные
Изучают буквари.
(С. Михалков)
Очень трудно почтальонам,
Ходим, ходим по районам.
(А. Барто)
Рученька - ручище,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)
Стелют на кровать меня,
Называюсь … (простыня).
С данным дидактическим материалом дети работают в школе и дома. Занятия в классе носят групповой и индивидуальный характер и проводятся в основном во внеурочное время. Только последовательное и систематические упражнения помогают школьникам избавиться от привычных неправильных движений артикуляционного аппарата и заменить их другими, пока ещё непривычными, но правильными. В большинстве случаев подобная работа требует продолжительного времени, а также большого терпения и настойчивости и со стороны учителя, и со стороны ученика.
Остановимся на недочётах второго типа (к ним относятся нарушения ясности произношения звукосочетаний слогов, слов, предложений в речевом потоке). В отличие от недочётов первого типа. Эти недочёты носят массовый характер проявления в говорении и чтении младших школьников. Какова типичная картина звучащей речи детей? С одной стороны, неуверенная, неэнергичная, вялая артикуляция звуков речи, с другой – торопливое, ведущее к скрадыванию отдельных звуков и особенно конечных слогов, даже «скороговорчатое», «захлёбывающееся» произношение (по пословице За твоим языком не поспеешь босиком).
В работу по предупреждению и устранению недочётов дикции включается весь класс, поскольку недочёты типичны для многих детей младшего школьного возраста. Работа над дикцией осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, выполняются специальные произносительные упражнения, с другой – организуется грамотное с точки зрения дикции чтение текстов из «Книг для чтения», «Живого слова».
Чрезвычайно благодатным материалом для произносительных упражнений являются, как известно, скороговорки, богатые звуковыми повторами, с хорошо выраженным ритмом. Они доступны для понимания младших школьников, легко ими запоминаются. При подборе скороговорок важно руководствоваться их содержанием, тем воспитательным воздействием, которое они способны оказать на учеников, значимостью для формирования речевой культуры и, наконец, наличием в них звуков, особо трудных для младших школьников. Начинать следует с освоения содержания. Так, лишь уяснив мысль, заложенную в предложении В школу пошёл – учись хорошо!, дети смогут действенно выразить её в звучащем слове; при этом тренировка в отчётливом произнесении звука /ш/ совмещается с отработкой литературного произношения глагола в форме повелительного наклонения (учись). Скороговорка Тополь – тополёк надел тёплый платок даёт возможность почувствовать образность речи, а также останавливает внимание детей на литературном употреблении глагола надеть.
В практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками:
1-й этап: замедленное, преувеличенно чёткое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка?
2-й этап: произнесение скороговорки в нормальном, обычном темпе.
3-й этап: произнесение скороговорки в быстром темпе.
Главная задача заключается в том, чтобы научить школьников произносить записанный текст не быстро и бегло, а внятно, ясно и грамотно. Проговаривание чистоговорки в разных темпах речи связывается с произнесением, различным по силе голоса (шёпотом, вполголоса, громко); соблюдается общее правило чтения текста при вдохе. Произносительные упражнения не должны превращаться в чисто технический тренаж. Чтобы избежать этого, перед учениками ставится задача «действовать текстом», причём подбираются наиболее простые, понятные детям «действенные задачи»: «рассчитаться по шеренге», «пожаловаться», «похвалить» или «отчитать кого-либо» и т. п. Примеры. Чистоговорка В школу пошёл – учись хорошо! произносится по частям. Начинают девочки: В школу пошёл…, заканчивают мальчики: …учись хорошо! (как бы «дают наказ» девочкам), и наоборот. Аналогично проводится работа над чистоговоркой Щипцы да клещи – вот наши вещи. Текст сначала читают мальчики, выделяя логическим ударением слово наши, затем – девочки, заменяя местоимение наши словом ваши. Текст От удара бомбардира задрожала вся квартира (В. Берестов) читается с осуждением поступка бомбардира, пословица Хочешь есть калачи – не сиди на печи может быть произнесена с действенной задачей «поучать кого-либо».
С перемещением логического ударения проводится чтение чистоговорки У ёлки иголкиколки. Упражнение организуется в форме вопросов учителя и хоровых ответов учеников:
Учитель. У ёлки иголки колки?
Ученик. У ёлки иголки колки.
Учитель. У ёлки иголки колки?
Ученик. У ёлки иголки колки.
Учитель. У ёлки иголки колки?
Ученик. У ёлки иголки колки.
Проводимые таким образом произносительные упражнения позволяют осуществлять своеобразную « игру речью», которая, как писал А. М. Пешковский, «с такой лёгкостью превращается серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело».
Речевую гимнастику удобно проводить по следующей таблице:
А
Э
О
У
Ы
Я
Е
Ё
Ю
И
Таблица читается по горизонтали, по вертикали, с добавлением одного или нескольких согласных. Игровая форма упражнений («Жалоба», «Стон», «Расчёт» и т. п.) усиливает интерес к их выполнению.. Речевую гимнастику можно проводить и в начале, и в середине урока. Она вполне уместна на уроках русского языка, математики, окружающего мира.
Второе направление в работе над дикцией – совершенствование произношения в процессе чтения текстов из учебника. Воспитание у школьников ясной, чёткой дикции связано с формированием такой стороны навыка чтения, как правильность. Умение читать грамотно, внятно, отчётливо включается в минимальный объём так называемых технических условий, без соблюдения которых «выразительность речи может потерпеть значительный ущерб». (Г. П. Фирсов). Лишь общее повышение произносительной культуры речи детей способно оказаться действенным средством в плане формирования правильности чтения. В качестве одного из путей совершенствования культуры звучащей речи младших школьников выступает работа над дикцией и орфоэпией. При проведении этой работы на материале текстов учебника важно не отвлечь детей от содержания художественного произведения, не помешать естественному процессу создания эмоционального настроя на уроке вторжением замечанием технического характера.
Предупреждение произносительных ошибок проводится на этапе подготовки к восприятию художественного произведения согласно общим требованиям, предъявляемым к словарной работе на уроках литературы. Для отчётливого проговаривания из текста выбираются лишь те слова и словосочетания, которые можно тематически объединить и связать по смыслу с рассказом учителя, беседой, рассматриванием картины и другими методами подготовки детей к правильному восприятию текста. Слова и сочетания предварительно записываются на доске, затем прочитываются индивидуально и хором. Иногда отчётливого и правильного произнесения требует имя автора художественного произведения: Даниил Хармс, Джанни Родари. При подготовке к рассматриванию репродукций с картин И. Левитана, И. Грабаря и других художников первоклассникам рекомендуется тщательно прочесть сочетание репродукция с картины (с предварительным разъяснением слова).
Внимание к правильности произносимого сохраняется и при чтении текстов произведений учебника. Работа над дикцией ведётся в этом случае одновременно с чтением. Указание на недочёты читающего делается учителем. В случае таких, например, ошибок, как недоговаривание слова, искажение его окончания и т. п. учитель останавливает читающего, заставляя его внимательно всмотреться в звуковой состав произнесённого слова и вновь прочитать его правильно. Многосложные, труднопроизносимые слова (разбушевавшуюся, недоразумения, попавшихся и др.) прочитываются всем классом сначала по слогам, затем в нормальном темпе речи. Исправление ошибок на уроке требует чувства меры и большого такта.
Необходима систематическая тренировка речевого аппарата детей для выработки хорошей дикции и грамотного литературного произношения не только в 1-4 классах, но и в средних и старших классах школы. «Нам необходимо максимально развивать активные формы обучения культуре речи, в частности, произносительной, сознательное её культивирование… Обучение сегодня школьников от 7 до 14 лет, когда произносительные навыки особенно легко усваиваются, обозначает, что завтра – через 10-15 лет – у нас будет общество с более высокой речевой культурой» (Р. И. Аванесов).
Использованная литература:
Аванесов А.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.
Гвоздёв А. Н. вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
Климанова Л. Ф. Причины ошибок при чтении и их предупреждение. – Начальная школа. – 1973, № 11.
Бондаренко А. А. Работа над дикцией в начальных классах. – Начальная школа. – 1987, №1.