Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы для начальной школы »
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс «Школа России»
№ п/п
Дата
Тема урока
Содержание урока
Планируемые результаты
(личностные и метапредметные)
Вид контроля
Дом. зад
Корректировка
Планируемые результаты
(предметные)
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1
Введение. Знакомство с учебником.
Произведения устного народного творчества.
Ориентироваться в учебнике.
Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Находить в словаре непонятные слова.
Формирование познавательного мотива.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Слушать и понимать речь других.
Работать в паре.
Постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того. Что уже известно и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Принести книгу, прочитанную летом
Самое великое чудо на свете (4ч)
2
Знакомство с названием раздела.
В игровой форме познакомить с миром литературного чтения, обобщить знания; развивать память, речь, мышление, воображение Беседа об истории создания книги и её роли в жизни человека; знакомство с понятием «рукописная книга». Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Научатся строить рассуждения; выполнять тесты с выбором ответа
Формирование ценности «чтение»
Знать систему условных обозначений.
Умение договариваться, находить общее решение.
Составление плана и последовательности действий
текущий, тематический
Приготовить рассказ «Как найти книгу в библиотеке»
3
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.
Составлять сообщения на тему «Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства». Учащиеся научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, предполагать на основе содержания название главы, представлять,
что такое рукопись.
Формирование познавательного мотива.
Ориентироваться в прочитанных произведениях.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.
Оценка, прогнозирование результатов.
текущий, тематический
Стр.6-7 читать. Подгот. Материал об Иване Фёдорове
4
Первопечатник Иван Фёдоров.
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Учащиеся научатся ориентироваться в прочитанных произведениях,
иметь представление о старинных и современных книгах
Формирование готовности к равноправному сотрудничеству.
Представлять что такое библиотека.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.
Оценка, прогнозирование результатов.
текущий, тематический
Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове
5
Урок путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Рукописные книги древней Руси
Обучение анализу книги; представление мини-презентаций Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы. Учащиеся обобщат знания по разделу, обобщат полученную информацию,
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Иметь представление о старинных и современных книгах.
Умение договариваться, формирование социальной компетенции.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.
текущий, тематический, итоговый
Задание на карточке. (кроссворд)
Устное народное творчество (14ч)
6
Знакомство с названием раздела.
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества; отработка характера прочтения произведения в зависимости от его смысловой нагрузки.
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни
Формирование познавательного мотива.
Прогнозировать содержание раздела.
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Принести книги по теме раздела
7
Русские народные песни.
Познакомить с русскими народными песнями; обогащать словарный запас. Виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Учащиеся научатся различать
шуточные народные песни от других видов устного народного творчества.
Формирование моральной самооценки.
Выразительно читать тексты русских песен.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
текущий, тематический
Стр. 17 читать. Выучить понрав. песню
8
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Докучные сказки. Зачем народ придумал эту сказку? В чем смысл сказки?
Сочинение докучных сказок. Учащиеся научатся различать докучные сказки от других видов устного народного творчества;
-находить созвучные окончания в текстах
- научатся сочинять сказку с опорой на особенности построения.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Различать малые жанры устного народного творчества.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Сочинить докучную сказку, записать в тетрадь
9
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и Богородска игрушка.
Прививать интерес к устному народному творчеству. Научатся называть виды прикладного искусства, понимать значение выражения « произведения прикладного искусства», приводить примеры произведений прикладного искусства
Формирование моральной самооценки.
Различать малые жанры устного народного творчества.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический, итоговый
Читать произведения устного народного творчеств
10-
11
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; Учащиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.
Формирование познавательного мотива.
Различать малые жанры устного народного творчества.
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Выразит. чтение сказки.
Стр. 27, зад 9
12 -14
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
Знакомство со сказкой; беседа по усвоению содержания сказки; составление портретов героев на основе личных впечатлений подтверждение их словами текста. Учащиеся познакомятся с новым видом сказок «волшебной»,
- научатся соотносить пословицу и сказочный текст,
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству.
Различать малые жанры устного народного творчества.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
текущий, тематический
Перечитать сказку
Выразит. чтение сказки, рисунки.
Выписать пословицу из сказки в тетрадь
15-16
Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
Работа над сюжетными линиями; разные виды работы с текстом и иллюстрациями; организация диалога и элементов монологической речи в ходе работы над основной мыслью и сюжетом сказки. Научатся читать осознанно текст ; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события , героев произведения
Формирование готовности к равноправному сотрудничеству.
Различать малые жанры устного народного творчества.
Умение договариваться, формирование социальной компетенции.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.
текущий, тематический
Разделить текст на части, рисунок
Найти информацию о художниках В. Васнецове и И. Билибине
17
Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы. Учащиеся познакомятся с биографией и творчеством художников-иллюстраторов, научатся сравнивать произведения словесного и образного искусства, научатся находить отрывки из текста к иллюстрациям.
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству.
Умение делать выводы с помощью учителя.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
Текущий, тематический
Принести любимые книги с волшебными сказками
18
КВН по разделу «Устное народное творчество»
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству.
Различать малые жанры устного народного творчества.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
Текущий, тематический, итоговый
нет
19
Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений
Выполнить проект
Учащиеся научатся сочинять сказку на основе опорных слов и анализа прочитанных художественных произведений
Формирование моральной самооценки.
Различать малые жанры устного народного творчества.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка.
текущий, тематический, итоговый
Работа над проектом
Поэтическая тетрадь Ι (11ч)
20
Знакомство с названием раздела.
Произведения выдающихся представителей русской литературы,классиков советской детской литературы;
произведения. Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела;
- научатся правильно читать стихи, используя приёмы интонационного чтения.
Формирование потребности в чтении литературы.
Умение делать выводы с помощью учителя.
Умение выразительно и осознанно читать текст.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Принести поэтические сборники, стихи из которых нравятся
21
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
Обучение правильному чтению стихов с использованием интонационных приёмов чтения. Научатся определять цель проекта; выступать с подготовленными сообщениями; строить рассуждения.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Подготовить проект по статье Смоленского
22
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»
Сведения об авторе; анализ стихотворений; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение), приём «звукоподражания» (аллитерация); способы передачи эмоционального состояния автора (голос, мимика, жесты).
Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты;
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Стр. 62 выучить стих
23
Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
Участвовать в работе группы, развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте,
- будут наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом)
Выделение нравственного содержания поступков, формирование системы морально-нравственных ценностей.
Поиск необходимой информации из прослушанных и прочитанных самостоятельно произведений.
Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать.
Прогнозирование результата.
текущий, тематический
Рисунок к стиху Ф. Тютчева. Выразит. чтение стиха. Стр. 63 зад. 4
24
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...»
Чтение и анализ стихотворений; работа над понятием «рифма», нахождение рифмы в стихах; работа над передачей настроения стихотворений. Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Умение ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации.
Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выучить любое стих. Фета, рисунок
25-26
И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы».
Знакомство с биографией автора; работа над содержанием стихотворения; составление текстов-описаний сменяющихся картин природы на основе поэтического произведения; работа над образными средствами языка (олицетворение); Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картину осенней природы.
Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Нарисовать рисунок к отрывку, отрывок выучить.
Выучить отрывок, рисунок по желанию Стр 71 зад. 7
27
И. 3. Суриков «Детство».
Знакомство с биографией автора; анализ стихотворения; выделение смысловых частей; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации.
Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать.
Формирование потребности в чтении литературы.
Умение делать выводы с помощью учителя.
Умение выразительно и осознанно читать текст.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Выучить первое четверостишие рисунок по желанию
28
И. 3. Суриков «Зима».
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выразит. чтение
29-30
Путешествие в литературную страну. Оценка достижений
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Учащиеся научатся читать прозаический текст и стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; знать изученные произведения и их авторов.
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический, итоговый
Нет
Стр. 80 зад. 9
Великие русские писатели (24ч)
31
Знакомство с названием раздела.
Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения. Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
- учащиеся научатся передавать с помощью интонации настроение поэта.
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Принести поэтические сборники, которые нравятся
32
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».
Расширение знаний о жизни и творчестве поэта; особенности поэтического языка; работа над интонацией; соотнесение с произведениями живописи . Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью
Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Умение воспринимать красоту природы, стремиться к совершенствованию речи
Формирование познавательного мотива.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Выразит. чтение стиха, подготовить сообщение о Пушкине.
33
А. Пушкин Лирические стихотворения
Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение
Формирование чувства прекрасного.
Называть произведения А.С. Пушкина. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.
текущий, тематический
Выучить понрав. стихотворение
34-35
А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
Анализ стихотворений; работа над образными средствами языка; словесное рисование с опорой на текст; обучение сравнительному анализу произведений. Научатся понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Выразит. чтение стиха
Выразит. чтение стиха
36-39
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
Работа по выявлению осмысленности читаемого текста; расширение и активизация словарного запаса; работа над описанием героев сказки.
Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках,
-научатся характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков.
- научатся сравнивать произведения словесного и образного искусства,
- научатся находить отрывки из текста к иллюстрациям
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Прочитать сказку
Стр. 102-118 читать. Разделить на части, рисунок
Стр 118-128 читать, разделить на части, рисунок.
Выучить отрывок из сказки
40
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Стр. 129 зад. 8
41
И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника.
Знакомство с биографией И.А.Крылова; беседа о возникновении жанра басни; мораль басни; работа над понятием «сатира»; сопоставление с жанрами устного народного творчества. Образы героев. Учащиеся познакомятся с творчеством писателя,
-научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басен, характер героев.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Подготовить сообщение о Крылове
42-44
Басни И. А. Крылова.»Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица»
Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басню.
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выучить басню
Выразит. читать
Выучить басню
45
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
Знакомство с биографией автора; работа над характером произведений и скрытым смыслом их; работа над обогащением эмоционально-чувственного опыта через взаимосвязь музыки, поэзии и живописи. Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение)
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Подготовить сообщение о Лермонтове
46
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
Анализ стихотворений с точки зрения поэтического языка; работа над олицетворением и эпитетами; работа над выразительным чтением стихотворений. Научатся соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их, подбирать музыкальное сопровождение к лирическому стихотворению.
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выразит. читать, рисунок
47
М. Лермонтов «Утёс», «Осень»
Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению; провести диагностику скорости чтения. Научатся анализировать средства художественной выразительности ( олицетворение), определять настроения лирического стихотворения
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выучить понрав. стихотворение
48
Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения
Расширение знаний о жизни и творчестве писателя; анализ произведения; выборочное чтение; обмен мнениями с последующим предположением событий. Учащиеся познакомятся с творчеством писателя, научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа .
Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.
Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Перечитать рассказ, подготовить сообщение о писателе
49
Л. Н. Толстой «Акула»
Анализ текста; герои, главная мысль произведения; работа над восприятием и пониманием эмоционально нравственных переживаний героев; деление на части в зависимости от варианта плана, составление вариантов плана. Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию, определять главных героев, давать характеристики героям.
Формирование потребности в чтении литературы.
Смысловое чтение.
Понимание относительности оценок или подхода к выбору.
Умение высказывать своё предположение на основе иллюстрации учебника.
текущий, тематический
Стр. 156, подготовить пересказ
50
Л. Н. Толстой «Прыжок»
Анализ текста; герои, главная мысль произведения; работа над восприятием и пониманием эмоционально нравственных переживаний героев; деление на части в зависимости от варианта плана, составление вариантов плана. Учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Формирование моральной самооценки. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликт.
текущий, тематический
Перечитать рассказ, пересказ от лица мальчика, рисунок
51
Толстой Л.Н. «Лев и собачка»
Работа над сюжетным и эмоциональным содержанием произведения; главная мысль, обоснование концовки (организация диалога); выборочное чтение; Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Найти определение слов «доброта», «трагедия», пересказ, рисунок
52
Рассказ-описание.
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве»
«Куда девается вода из моря?»
Анализ текстов; выборочное чтение; виды текстов и их особенности; словесное рисование картин природы. Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения, сравнивать прочитанные рассказы ( тема, главная мысль, события, герои)
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Повторить произведения раздела
53-54
Оценка достижений
Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели»)
Итоговая групповая работа ( доп. Информация взаимосвязь произведений, взаимоотношения поэтов и писателей и др.). Учащиеся обобщат знания по разделу,
научатся оценивать свои достижения.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический, итоговый
нет
Поэтическая тетрадь ΙΙ (6 ч)
55
Знакомство с названием раздела.
Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно текст художественного произведения (видеть подвижные картины, сменяющие друг друга); определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела;
- научатся правильно читать стихи, используя приёмы интонационного чтения.
Формирование познавательного мотива.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Принести поэтические сборники, с понрав. стихами
56
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
Знакомство с биографией поэта; чтение и анализ стихотворений; образные средства языка; работа над выразительным чтением. Учащиеся научатся прогнозировать и правильно читать стихи, используя приёмы интонационного чтения.
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Выучить стих наизусть
57
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
Беседа о половодье весной; работа по содержанию произведения; деление на части; выявление отношения автора к герою при помощи слов и выражений; обучение пересказу текста.
Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выучить наизусть понрав. отрывок
58-59
Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт «Золотое слово».
И. А. Бунин.
Выразительное чтение стихотворений.
Сведения об авторе; анализ произведений; особенности поэтического языка; работа над выразительным чтением , передача настроения при помощи поэтической речи; проверка навыка чтения Научатся читать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворени
- научатся создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выразительное чтение стихотворений.
Выучить стихотворение «Детство», рисунок
60
Развивающий час (урок-обощение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2».
Оценка достижений.
Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания ,развивать навыки чтения, умение делить текст на части
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический, итоговый
Нет
Литературные сказки (8ч)
61
Знакомство с названием раздела.
Учащиеся научатся прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
-научатся выделять особенности литературной сказки.
Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.
Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Принести книгу с любимой сказкой
62
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от
ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Прочитать сказку «Про Комара Комаровича»
63
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий Хвост».
Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Осознавать, что хвастовство
это не порок, которым необходимо бороться.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Пересказ от лица зайца
64-65
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Выразительное чтение сказки
Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает»
66-67
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от
ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста. Научатся сравнивать героев в литературной сказке; делить текст на смысловые части; составлять простой план; подробно и кратко пересказывать сказку; иллюстрировать сказку.
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Дочитать сказку
Принести рисунок к понрав. произведению
68
Оценка достижений. КВН.
Научатся оценивать свои достижения. Называть авторов, которые пишут литературные сказки.
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Умение работать по предложенному учителем плану.
Текущий, тематический, итоговый
нет
Были-небылицы (10ч)
69
Знакомство с названием раздела.
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, -научатся выделять и называть волшебные события и предметы в сказках, придумывать свои вопросы по содержанию.
Научатся анализировать средства художественной выразительности; выразительно читать диалог; определять особенности сказки.
Формирование познавательного мотива.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Принести книги М. Горького
70-71
М. Горький «Случай с Евсейкой».
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от
ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Выразит. чтение текста, рисунок.
Придумать продолжение сказки
72-74
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
Учащиеся научатся читать произведения вслух с переходом на чтение про себя,
- научатся прогнозировать содержание произведения, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние,
-научатся составлять план для пересказа.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Прочитать до стр. 19. Найти материал о К. Паустовском
Дочитать до конца
Найти книгу Паустовского, прочитать любой рассказ
75-77
А. И. Куприн «Слон».
Учащиеся научатся читать произведения вслух с переходом на чтение про себя,
понимать поступки героев, их эмоциональное состояние,
-научатся составлять план для пересказа.
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Прочитать, разделить на части.
Пересказ по плану.
Придумать свою историю с обычными вещами
78
Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы». Оценка достижений.
Научатся оценивать свои достижения.
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический, итоговый
нет
Поэтическая тетрадь Ι (6 ч)
79
Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; научатся читать стихотворения, отражая настроение,
научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.
Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Выразит. чтение
80
Саша Чёрный. «Воробей», «Слон»
Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения).
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
-научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения,
научатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический, итоговый
Принести книги о животных, загадки
Люби живое (16ч)
85
Знакомство с названием раздела.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Формирование познавательного мотива.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Сочинить и записать текст о животном
86
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок – «Входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.
Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; - научатся воспринимать на слух художественный текст, -научатся читать выразительно, -объяснять лексическое значение некоторых слов,
Научатся участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки, читать выборочно текст.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом.
Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от
ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
Краткие сведения об авторах; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя; изменение интонации в зависимости от эмоционального содержания части. Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение произведения; читать тексты в паре, осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Придумать рассказ и записать, о том, как вы были в лесу летом.
87-88
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Прочитать рассказ.
Придумать продолжение истории и записать в тетрадь.
89-90
В. И. Белов. «Малька провинилась».
В. И. Белов. «Ещё про Мальку».
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Пересказ от имени Мальки.
Придумать свой рассказ про Мальку и записать в тетрадь
91-92
В. Бианки «Мышонок Пик».
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Прочитать рассказ.
Найти сказку и прочитать до конца
93-95
Б. С. Житков «Про обезьянку».
Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.
Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Перечитать рассказ
Сочинить историю про обезьяну у вас в доме, рисунок.
Выразит. чтение понрав. отрывка
96
В Дуров «Наша Жучка»
текущий, тематический
Прочитать другие рассказы Дурова
97
В. П. Астафьев «Капалуха».
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Пересказ от имени глухарки
98
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…»
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Принести энциклопедии о животных. Повторить произведения раздела.
99-100
Урок-конференция «Земля- наш дом родной».
Оценка достижений.
Называть авторов, которые пишут о животных. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию.
Сбор, обработка, анализ, передача информации.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Умение договариваться, формирование социальной компетенции.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.
текущий, тематический, итоговый
нет
Поэтическая тетрадь ΙΙ (8ч)
101
Знакомство с названием раздела.
Работа с рифмой; организация групповой и индивидуальной работы по сочинительству стихотворений. Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; научатся читать стихотворения, отражая настроение,
научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Формирование познавательного мотива.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
Принести любимые сборники стихов
102
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...»
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений.
Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов.
Чтение и анализ произведений; работа над эмоциональной содержательностью стихотворений; выделение главной мысли; составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков;
Расширение знаний о жизни и творчестве поэтов; работа с зарисовками; развитие фантазии в процессе работы над произведениями; жесты и мимика в процессе отработки навыка выразительного чтения. Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; научатся отражать позицию автора к произведен
научатся сравнивать название стихотворения и его содержание.
Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Выучить стих по выбору
103
104
А. Л. Барто «Разлука».
А. Л. Барто
«В театре».
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выразит. чтение стихов.
Выучить любое стихотворение Барто
105
С. В. Михалков «Если», «Рисунок»
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выучить стих «Если»
106
А. Благинина «Кукушка». «Котёнок».
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Повторить произведения раздела, рисунки
107-108
«Крестики-нолики» Оценка достижений.
Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Умение договариваться, формирование социальной компетенции.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.
текущий, тематический, итоговый
Подготовка к проекту стр. 120
Собирай по ягодке- наберёшь кузовок (12ч)
109
Знакомство с названием раздела.
Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивая темп чтения вслух
- учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения.
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Рассказ о своём друге
110
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».
Чтение и обсуждение прочитанного; составление текста-описания бабушки; работа над пословицами и их ролью в тексте.
Сведения об авторе; обсуждение прочитанного; словесное рисование; характеристика героев; чтение в лицах. Продолжать знакомить со стихотворениями о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста. Выявление умений самостоятельно анализировать текст, рассуждать; обучение обобщению на основе последовательности вопросов; знакомство с понятием «прозаические произведения». Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста,
- научатся наблюдать за особенностями речи героев,
-придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Познакомить с произведением Н. Носова; развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста. Построение небольшого монологического высказывания:
рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Составить рассказ о бабушке (Шергин). Написать синквейн.
111-112
113-114
А. П. Платонов «Цветок на земле».
А. П. Платонов «Ещё мама».
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Прочитать рассказ, рисунок цветка
Прочитать рассказ «Филиппок»
Выразит. читать
Придумать продолжение рассказа
115
116
М. М. Зощенко «Золотые слова».
«Великие путешественники».
Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.
Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Краткий пересказ.
Рисунок к рассказу
117
118
119
Н. Н. Носов «Федина задача».
«Телефон».
«Друг детства».
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Выразит. читать
Принести рассказ Драгунского «Друг детства».
Повторить произвед. раздела
120
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок».
Оценка достижений.
Повторить понятие олицетворение; развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту. Научатся оценивать свои достижения
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Умение работать по предложенному учителем плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
текущий, тематический, итоговый
Принести любимый детский журнал
По страницам детских журналов (8ч)
121
Знакомство с названием раздела.
Прогнозировать содержание раздела; .находить отличия книги от журнала. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию,
Научатся понимать поступки героев, характеризовать их.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Пересказ понрав. журнальной статьи.
122
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг
текущий, тематический
Выразит. чтение
123
124
Ю. Ермолаев «Проговорился».
«Воспитатели».
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи. Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги.
Формирование познавательного мотива.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
текущий, тематический
По группам: Вопросы к произвед; читать по ролям; найти материал об Ю. Ермолаеве.
Пригот. интересный материал из журнала
125
126
Г. Остер «Вредные советы».
«Как получаются легенды».
Знакомство с биографией авторов; чтение и обсуждение произведений; жанровое своеобразие произведений; сравнение терминов «сказка» и «легенда»; творческая работа по преобразованию речевого материала Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы).
Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, научатся понимать поступки героев, научатся воспринимать на слух произведение.
Формирование чувства прекрасногоФормирование ценности «любовь» к природе.
Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.
Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.
текущий, тематический
Выучить понрав. совет.
Принести стихи Р. Сефа, выразит. чтение 1 стиха
127
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Сочинить весёлый стих, придумать свой журнал, нарисовать обложку.
128
Читательская конференция «По страницам детских журналов».
Оценка достижений.
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Научатся оценивать свои достижения.
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
текущий, тематический, итоговый
нет
Зарубежная литература (8ч)
129
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления
или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение),
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
текущий, тематический
Прочитать миф без ошибок
130-131
Мифы Древней Греции
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. Научатся читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;
определять тему и главную мысль; характеризовать героев на основе анализа их поступков.
Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.
Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение работать по предложенному учителем плану.
текущий, тематический
Пересказ по плану, рисунок
Прочитать другие мифы
132-134
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Познакомить с французским, немецким фольклором; развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
Учащиеся научатся воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; научатся выражать своё мнение. Научатся оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
текущий, тематический
Перечитать сказку
Сост. Картинный план к сказке, составить вопросы к сказке
Читать сказки Андерсена
135-136
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг». Оценка достижений.
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими. Проверка предметных и универсальных учебных умений. Научатся оценивать свои достижения.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.
Проговаривание последовательности действий на уроке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
текущий, тематический, итоговый
Нет
Итого-136 часов+4ч резерв
Нормы оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4"ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4"- не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
классы
Обязательный уровень
Возможный уровень
1ч
2ч
Зч
4ч
1ч
2ч
Зч
4ч
1 класс
-
10-15
15-20
20-30
-
20-25
25-30
30-35
2 класс
40сл
50
55
60
55
60
65
70
3 класс
65
70
75
80
75
80
85
90
4 класс
85
90
95
100
95
100
105
1 10
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических
Характеристикацифровой оценки (отметки) по предметам:
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.