Рабочая программа создана для подготовки детей к школе. Содержит 30 занятий по 3 занятия 10 дней (по субботам). Продолжительность каждого занятия 30 минут. Программа состоит из следующих разделов: 1. "В мире звуков", 2. "Смекай, отгадывай, считай", 3. "Волшебная ручка". Все разделы направлены на подготовку ребёнка к обучению грамоте, письму, математике. В каждом разделе есть основные темы, по которым учитель ведёт занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Дошколёнок".»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№10
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято Утверждено
педагогическим советом Приказом №
Протокол №_1_ от « 28 » августа 2015 г.
от « 28» августа_ 2015 г.
Дополнительная общеразвивающая
программа
социально-педагогической направленности
«Дошколёнок»
УЧИТЕЛЯ
Зиборовой Татьяны Валерьевны
Срок реализации программы: 3 месяца
Возраст обучающихся: 5,5 – 6 лет
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Основными целями программы являются:
Подготовка детей к обучению на начальной ступени образования.
Развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.
Создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных задатков детей.
Основные задачи программы:
Оказать квалифицированную помощь родителям (законным представителям) в подготовке ребенка к школе.
Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Формировать интеллектуальную готовность, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности.
Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу.
Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Содействовать формированию волевой готовности детей, т.е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых.
Способствовать развитию психических процессов: мышления, речи, памяти, воображения, восприятия; развитию творческих способностей.
Новизна, актуальность программы.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развитие внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
Продолжительность обучения: 10 дней.
Общее число занятий: 30.
Режим занятий: 10 дней (по субботам, в течение 10 недель) по 3 занятия в день
Длительность занятия: 30 минут.
Перерыв между занятиями: 10 минут.
Форма проведения занятий - комбинированная.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: - 5,5 – 7 год жизни.
Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.
Ведущей деятельностью является игра: сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная, а также дидактическая и продуктивная деятельность: рисование, конструирование и т.д.
Учитель будет прививать детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель будет поддерживать усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощрять высказывания и суждения детей, способствовать становлению у них положительной самооценки.
В данной программе учитываются основные принципы работы при подготовке детей к обучению, такие как:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
-доброжелательный климат;
- положительная оценка любого достижения ребенка;
-проведения занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу. Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания , произвольной памяти, речи. В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определенные правила поведения принятые в обществе.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, штриховка, конструирование; каждое из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. От каждого ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.
Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действия, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Необходимо выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Базовые ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия.
Ребёнок должен уметь, знать и научиться:
- удерживать внимание, слушая короткий текст;
- выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;
- отвечать на вопросы;
- обсуждать со взрослым возникшую проблему;
- исправлять свои ошибки;
- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;
- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
К завершению подготовки к обучению дети должны:
правильно произносить все звуки;
выделять из слов звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять слова и предложения из речи;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
раскрывать смысл несложных слов;
давать описания знакомого предмета;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.
К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:
называть числа в прямом и обратном порядке;
соотносить цифру и число предметов;
сравнивать числа в пределах 10;
устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);
выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:
аккуратно, ровно штриховать фигуры;
писать прямые больших и маленьких наклонных линии с закруглением внизу вправо и влево;
обводить ровно и аккуратно по контуру;
аккуратно разукрашивать фигуры;
следить за осанкой.
2. Учебно-тематический план.
Образовательный процесс осуществляется по следующему учебному плану:
Название
Кол-во часов
Смекай, отгадывай, считай
10
Волшебная ручка
10
В мире звуков
10
Итого:
30
Итого (объём аудиторной нагрузки в неделю)
3
Программа состоит из следующих разделов:
А) Раздел "В мире звуков" нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Раздел помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Б) Раздел "Смекай, отгадывай, считай" направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
В) Раздел "Волшебная ручка" направлен на развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности обучения и воспитания детей.
3.Содержание рабочей программы.
В мире звуков (10 занятий)
Раздел решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание раздела позволяет организовать работу по двум направлениям: развитие связной речи и подготовка к обучению чтению.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и ее особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Темы раздела:
Звуки речи. Игра "Глухой телефон"
Выделение из слов звуков. Звуковой анализ слова. Игра "Какой по счёту?"
Выделение слов из предложения. Игра "Живые слова и предложения".
Гласные звуки. Игра "Поём песенки"
Согласные звуки твёрдые и мягкие. Игра "Гласные и согласные".
Различение согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких. Игра "Найди звук".
Слушание сказки, рассказа и стихотворения. Различие. Пересказ. Игра "Рассыпалось слово".
Составление рассказов по картинкам. Игра "Доскажи слог"
Описание предметов. Игра "Угадай предмет"
Игры со словами: "Пантомима", "Крепкая цепочка", "Кто кого переговорит".
Смекай, отгадывай, считай (10 занятий).
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработка форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себе его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В разделе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Темы:
Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: : "Сколько?", "Какой?", "Который?". Игра "Стройся в ряд!"
Направления движения. Игра "Третий лишний".
Сравнение группы предметов. Игра "Математический экспресс"
Знакомство с цифрами от 0 до 10. Игра "Найди пару"
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Игра "Кто первый?"
Счет предметов в прямом и обратном порядке. Сравнение чисел. Игра "Что изменилось?"
Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами. Игра "Какой по счету?"
Названий действий и их обозначение. Знаки =, - , +, ≠, ,
Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Игра "Чем мы похожи?"
Логические задачи. Игра "По секрету всему свету".
Волшебная ручка (10 занятий)
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. Программа "Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики" направлена на развитие графических движений, зрительно-моторной координации, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Темы:
Обведи по контуру. Игра "Семья"
Письмо малых наклонных линий. Игра "Краб»"
Штриховка фигур животных прямыми линиями по горизонтали. Игра "Пальчики встречаются"
Письмо больших наклонных линий. Игра "Очки и бинокль"
Штриховка рисунков ягод волнистыми линиями. Игра "Братья"
Письмо малых наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Домик"
Штриховка и раcкрашивание геометрических фигур. Игра "Сон"
Письмо больших наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Утро"
Штриховка фигур прямыми линиями по горизонтали. Игра "Грибы"
Письмо малых наклонных линий с закруглением вверху влево. Игра "Качели"
4.Календарно-тематический план
№п/п
Содержание
Общее количество часов
Количество часов по теме
Дата
план
Дата
факт
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Смекай, отгадывай, считай
Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: : "Сколько?", "Какой?", "Который?". Игра "Стройся в ряд!"
Направления движения. Игра "Третий лишний".
Сравнение группы предметов. Игра "Математический экспресс"
Знакомство с цифрами от 0 до 10. Игра "Найди пару"
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Игра "Кто первый?"
Счет предметов в прямом и обратном порядке. Сравнение чисел. Игра "Что изменилось?"
Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами. Игра "Какой по счету?"
Названия действий и их обозначение. Знаки =, - , +, ≠, ,
Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Игра "Чем мы похожи?"
Логические задачи. Игра "По секрету всему свету".
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
В мире звуков
Звуки речи. Игра "Глухой телефон"
Выделение из слов звуков. Звуковой анализ слова. Игра "Какой по счёту?"
Выделение слов из предложения. Игра "Живые слова и предложения".
Гласные звуки. Игра "Поём песенки"
Согласные звуки твёрдые и мягкие. Игра "Гласные и согласные".
Различение согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких. Игра "Найди звук".
Слушание сказки, рассказа и стихотворения. Различие. Пересказ. Игра "Рассыпалось слово".
Составление рассказов по картинкам. Игра "Доскажи слог"
Описание предметов. Игра "Угадай предмет"
Игры со словами: "Пантомима", "Крепкая цепочка", "Кто кого переговорит".
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Волшебная ручка
Обведи по контуру. Игра "Семья"
Письмо малых наклонных линий. Игра "Краб»"
Штриховка фигур животных прямыми линиями по горизонтали. Игра "Пальчики встречаются"
Письмо больших наклонных линий. Игра "Очки и бинокль"
Штриховка рисунков ягод волнистыми линиями. Игра "Братья"
Письмо малых наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Домик"
Штриховка и раcкрашивание геометрических фигур. Игра "Сон"
Письмо больших наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Утро"
Штриховка фигур прямыми линиями по горизонтали. Игра "Грибы"
Письмо малых наклонных линий с закруглением вверху влево. Игра "Качели".
Итого
10
30 занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература:
Бортникова Е. Ф. Развиваем математические способности (Раб.тет. в 2 ч.) Екатеринбург: ООО « Литур», 2012.
Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет (Раб.тет) – М.: Ювента, 2010.
Колесникова Е. В. От А до Я (раб.тет.) - М.: Ювента, 2012.
Холодова О.А. За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей – М.: изд. РОСТ, 2012
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru
Дошкольное образование http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=145