kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности на период освоения (4 года) "Родничок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Программа курса "Родничок" разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования,с учётом основной образовательной программы внеурочной деятельности начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности на период освоения (4 года) "Родничок"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТУДЁНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ БЛАСТИ






Рабочая программа по внеурочной деятельности

на период освоения (4 года)

Родничок






Составители:

Фирузи Н.А



  1. Планируемые результаты освоения предмета, курса

Личностные, метапредметные результаты

1-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова

Антонимы, многозначные слова.

Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.


2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

Признаки родственных слов.

Состав слова.

Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Пересказать текст.


3-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.


Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.


4-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.





Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 4-го класса

обучающиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Обучающиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями


  1. Содержание учебного курса

1-й класс. «Путешествия по Стране Слов»

33 часа

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знатоков. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычное занятие.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.) Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам.

2класс. «Секреты орфографии»

34часа

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».


Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.


Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».


Тема 4 -5 Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».


Тема 6 . Для всех ли фонем есть буквы?(1 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 7. Для всех ли фонем есть буквы? Твёрдые и мягкие фонемы(1 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы.


Тема 8 . Для всех ли фонем есть буквы? «Таинственная буква», «буква подсказчица», «буква-помощница»( 1 ч.)

Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.


Тема 9 . «Ошибкоопасные» места. Паронимы(1 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.


Тема 10. Звуки- «волшебники» сонорные звуки. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Сонорные звуки.


Тема 11. Опасные согласные. Согласные в слабой и сильной позиции(1 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».


Тема 12. Опасные согласные. Тренировочные упражнения «Кто последний?» (1 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».


Тема 13. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!


Тема 14. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.


Тема 15. «Когда ь пишется, а когда не пишется?».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.


Тема 16. Ваши старые знакомые. 1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.


Тема 17. Правила о непроизносимых согласных.(1 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.


Тема 18 .Правила о непроизносимых согласных. Проговаривание слов по слогам(1 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.


Тема 19 . Фразеологические обороты. Волшебное средство – «самоинструкция».(1 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ .Работа с фразеологическими оборотами.


Тема 20 . Многозначные слова. Волшебное средство – «самоинструкция».(1 ч.)

Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Работа с многозначными словами.


Тема 21. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.


Тема 22. Где же хранятся слова? Объяснение лексического значения слов(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.


Тема 23. Где же хранятся слова? Работа с орфографическим словарём(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.


Тема 24 .Поговорим обо всех приставках сразу.(1ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.


Тема 25 .Поговорим обо всех приставках сразу. Различать приставки от предлогов, распознавать приставки(1ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.


Тема 26. Слова – «родственники». Умение подбирать однокоренные слова.(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.


Тема 27. Слова – «родственники». Находить однокоренные слова.(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.


Тема 28. Кто командует корнями? Выделение корня в однокоренных словах.(1ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.


Тема 29. Кто командует корнями? Различие однокоренных слов и слов с омонимичными словами.(1ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.


Тема 30. Кто командует корнями? Распознавание среди данных пар слов однокоренные слова..(1ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.



Тема 31. «Не лезьте за словом в карман!» Подбор синонимов к словам.(1ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.



Тема 32. «Не лезьте за словом в карман!» Нахождение незнакомых слов и определение их значения по словарю.(1ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.


Тема 33. «Пересаженные» корни Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями..(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.


Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.)









3 класс. «Занимательное словообразование»

34 часа


Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .


Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»


Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.


Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.


Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.


Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.


Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».


Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».


Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.


Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.


Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».


Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».


Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .


Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.


Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».


Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.


Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).


Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.


Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».


Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.


Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.


4 класс. «Занимательная лингвистика»

34 часа


Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.


Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.


Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.


Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.


Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.


Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.


Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».


Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.


Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.


Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».


Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.


Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».


Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.


Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.


Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.


Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».


Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».


Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.


Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.


Тема 20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.


Тема 21. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина .Работа по обогащению словарного запаса обучающегося.


Тема 22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.


Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.


Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.


Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.


Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .


Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.


Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.


Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.


Тема 30. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.


Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.


Тема 32. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.


Тема 33. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.


Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».







  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс (33 часа)

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывать немые сцены. Участвовать в обсуждении сказки «Мир без слов». Знакомиться с звукоподражанием и «теорией ням-ням». Играть в игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

2

В страну слов. Первые встречи.

Играть в игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывать загадки. Участвовать в сценке «Кто лишний». Разгадывать головоломку «Ягоды». Работать по рассказу «Снежные слова».

3-4

К тайнам волшебных слов.

Обсуждать сказку «Волшебные слова». Разгадывать загадки, прослушивать стихи и рассказы о волшебных словах. Участвовать в сценке «Когда слова теряют свою волшебную силу».

5

Выбор друзей в Стране Слов

Прослушивать сказку «Игры гномов». Играть в игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Участвовать в конкурсе на внимание и чистописание, в «Параде Добрых слов».

6

К несметным сокровищам Страны Слов.

Разгадывать головоломку «Сколько родственников». Беседовать о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомиться с толковым словарём. Участвовать в конкурсе на лучшее толкование слов. Играть в игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

7

Чудесные превращения слов.

Прослушивать сказку А. Шибаева «Буква заблудилась». « Играть в игры Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

8-9

В гости к Алфавиту.

Прослушивать отрывок из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомиться с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Прослушивать сказку «Кутерьма». Играть в игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

10

К тайнам звуков и букв.

Разгадывать загадки. Выполнять тренировочные упражнения в произнесении звуков. Прослушивать сказку «Лесной карнавал». Инсценировать стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

11

Встреча с Радугой.

Прослушивать сказку «Слова, которые могут рисовать». Определять тайну госпожи Радуги. Рассматривать картину И. Левитана «Золотая осень». Играть в игру «Исправь ошибку художника».

12

В Страну Говорящих Скал.

Беседовать о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Разгадывать головоломку «Заколдованные слова»

13

В глубь веков на Машине времени.

Беседовать о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывать ребусы.

14

В Королевстве ошибок.

Сочинять сказки. Прослушивать стихи и рассказы и работать по исправлению ошибок. Играть в игру «Волшебная яблоня». Разыгрывать ситуации.

15

В Страну Слогов.

Играть на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывать головоломки. Играть с мячом «Продолжи слово».

16

Неожиданная остановка в пути.

Проговаривать слов по слогам. Играть в игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».

17

В удивительном городе Неслове.

Работать со словарём. Инсценировать рассказ «Незнакомое слово». Играть в игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывать загадки. Разгадывать головоломку «Перекрёсток».

18-19

Чудеса в Стране Слов.

Разгадывать ребусы. Определять многозначные слова. Угадывать слова по их значению. Разыгрывать сценки. Определять слова – синонимы.

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Определять слова – омонимы. Разгадывать загадки, шарады, ребусы.

21-22

На карнавале слов.

Беседовать о словах-двойниках, словах – омофонах. Прослушивать стихи и работать по их содержанию. Играть в игры со словами – двойниками.

23

В Театре близнецов.

Разгадывать головоломку «Начни и закончи К». Работать со словарём. Шутки – каламбуры. Участвовать в сценках «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

24

Конкурс знатоков

Соблюдать правила «Узелки на память». Разгадывать кроссворд «Конкурс знающих». Разгадывать головоломку «дай толкование каждому слову». Играть с омонимами, омофонами.

25

Новое представление.

Инсценировать отрывок из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Беседовать о словах – синонимах, участвовать в сценке «Твёрдый знак». Играть в игру «Найди друзей».

26

Необычное занятие.

Разгадывать головоломку «Все слова на А». Участвовать в беседе «Слова – антонимы». Играть в игры «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

27

Следопыты развлекают гостей.

Повторять правила «Узелки на память». Разгадывать загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивать сказки, рассказы.

28

В Клубе весёлых человечков.

Разгадывать головоломку «Начинай на А». Подбирать синонимы и антонимы.

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Участвовать в беседе о родственных словах. Играть в игру «Замечательный сад». Подбирать родственные слова. Прослушивать сказку «Вот так родственники!». Работать со словообразовательным словарём. Разгадывать ребусы. Тавтология. Играть в «Домино».

31

Экскурсия в прошлое.

Участвовать в беседе об устаревших словах – архаизмы и историзмы .

32

Полёт в будущее.

Беседовать о неологизмах. Играть в игру «Угадай-ка». Разгадывать головоломку «Вгостилёт».

33

Итоговое занятие.

Разгадывать ребусы, загадки, шарады. Играть со словами синонимами, антонимами, омонимами.




2 класс (34 часа)

п/п

Раздел

Тема

Основные виды деятельности обучающихся




Как обходились без письма?

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи. Читать рассказ «А начинали всё медведи». Определять слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Различать сигналы – символы. Читать «Легенду о Тесее». Заучивать песенки – «напоминалки».

Древние письмена.

Определять рисуночное письмо. Играть в игру «Угадай символ». Читать сказку Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Определять иероглифы - «священные знаки»


Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Различать финикийский алфавит,греческий алфавит. Различать кириллицу от глаголицы. Выполнять творческое задание «Придумай свой алфавит». Знать что такое фонография или звукозапись.

Меня зовут Фонема

Меня зовут Фонема

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Читать стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Определять фонемы гласные и согласные. Разыгрывать стихотворение Н.Матвеева «Путаница». Определять сонорные звуки.


Для всех ли фонем есть буквы?

Для всех ли фонем есть буквы?

Твёрдые и мягкие фонемы.

Рассуждать "Как рождаются звуки". Определять звонкие и глухие "двойняшки".

Различать твёрдые и мягкие фонемы. Находить чередование фонем. Заучивание песенки - «запоминалки».

Определять звуки – «волшебники» сонорные звуки.



Для всех ли фонем есть буквы?

"Таинственная буква» ,"буква- подсказчица",

"буква -помощница"

«Ошибкоопасные» места.

Паронимы

Определять ошибкоопасное место в слове. Распознавать паронимы.

Определять согласные в слабой и сильной позиции.

Правильно ставить ударение.

Различать и выделять фонемы .работать с орфограммами жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Составлять предложение с заданным словом. Различать ,когда ь пишется,а когда нет.

Звуки – «волшебники» сонорные звуки.

Тайны фонем

Опасные согласные. Согласные в слабой и сильной позиции.

Опасные согласные.

Тренировочные упражнения «Кто последний?»

На сцене гласные.

«Фонемы повелевают буквами»

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Ваши старые знакомые.

Правила о непроизносимых согласных

Находить слова с непроизносимыми согласными, подбирать проверочные слова .Определять фразеологические обороты.

Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работать с толковым и орфографическим словарями. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Разбирать слово по составу.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.

Распознавать приставки. Различать приставки от предлогов.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

Находить однокоренные слова. Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы.

Распознавать среди данных пар слов.Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями однокоренные слова. Подбирать синонимы к словам.

Работать с толковым и орфографическим словарями. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Работать с толковым словарём.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Правила о непроизносимых согласных. Проговаривание слов по слогам


Фразеологические обороты.

Волшебное средство – «самоинструкция»

Многозначность слова. Волшебное средство – «самоинструкция».

Строительная работа морфем.

Где же хранятся слова? Объяснение лексического значения слов

Где же хранятся слова? Работа с орфографическим словарём

Поговорим о всех приставках сразу

Поговорим о всех приставках сразу. Различать приставки от предлогов, распознавать приставки


Слова – «родственники». Умение подбирать однокоренные слова.

Слова – «родственники». Находить однокоренные слова.

Кто командует корнями?

Выделение корня в однокоренных словах

Кто командует корнями Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями?

Кто командует корнями?

Распознавание среди данных пар слов однокоренные слова

«Не лезьте за словом в карман!» Подбор синонимов к словам.

«Не лезьте за словом в карман!» Нахождение незнакомых слов и определение их значение по словарю

«Пересаженные» корни.

Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Итоговое занятие



3 класс (34 часа)

п/п

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1

Сказочное царство слов .

Рассуждать о значении языка и речи в жизни

людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи. Беседовать о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывать богатство русского языка, народной фантазии, мудрость народа. Участвовать в конкурсе на знание пословиц и поговорок .


2

Работа с рассказом Н.Надеждиной "Снежные слова". Путешествие в страну Слов.

Знакомиться с тематическими группами слов. Играть в игру «Слова- братья». Составлять тематический словарь о грибах. Участвовать в игре «Эстафета». Разгадывать загадки. Работать с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Играть в игру

« Найди лишнее слово»


3

Путешествие в страну Слов.

Давать представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Играть в игры «Найди заблудившуюся букву», «Грустные превращения». Разгадывать шарады. Составлять рассказ-загадку.


4

Чудесные превращения слов.

5

Умение находить орфограмму в слове. Чудесные превращения слов.

6

В гостях у слов- родственников.

Подбирать однокоренные слова. Знакомиться с разными группами родственных слов .Подбирать родственные слова с заданным корнем. Закреплять знания об отличительных признаках слов – родственников. Работать над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлова. Выбирать из стихотворений слова- родственники.


7

Подбор родственных слов с заданным корнем. В гостях у слов- родственников.

8

Стихотворение В.Коркина "Доброе утро". Игра "Добрые слова."

Беседовать о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работать со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работать с текстами на данную тему.


9

Работа с текстами на тему "Добрые слова."

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Определять слова историзмы и архаизмы. Выбирать из текста древние слова. Объяснять устаревшие слова.


11

Новые слова в русском языке. Рассказ "Откуда приходят новые слова?"

Рассуждать на тему «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Находить неологизмы в текстах . Играть в игру «Угадай-ка».


12

Неологизмы в русском языке.

Знакомиться с заимствованными словами . Читать рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работать над стихотворением С. Я. Маршака. Определять признаки слов – пришельцев. Играть в игру «Шесть и шесть».


13

Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство с заимствованными словами.

Различать и выделять заимственные слова

14

Синонимы в русском языке.

Различать и выделять синонимы . Работать над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседовать на тему «Что обозначают слова- синонимы». Находить слова-синонимы в тексте.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

15

Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова"

16

Слова- антонимы.

Различать и выделять антонимы. Определять случаи употребления антонимов в русском языке. Выделять антонимы из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работать над стихотворением В. Орлова «Спор». Играть в игру «Подбери нужные слова». Работать над подбором слов- антонимов.


17

Слова- омонимы.

Распознавать среди данных пар слов омонимы. Подбирать к слову омонимы. Омонимы в русском языке и их роль. Работать над рассказом И. Туричина «Есть». Играть в игру «Докажите…». Читать рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


18

Крылатые слова.

Беседовать о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбирать «крылатые выражения» в названиях текста. Работать с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работать со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».


19

В королевстве ошибок.

Играть в игру «Исправь ошибки». Работать с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Играть в игру« Произноси правильно». Участвовать в инценировке П. Реброва «Кто прав?».


20

В королевстве ошибок.

21

В стране Сочинителей. Беседа о рифмах.

Участвовать в беседе о рифмах .Работать с загадками. Сочинять собственные загадки по заданным рифмам. Участвовать в конкурсе загадок в рисунках. Сочинять сказки о дружбе, о добре и зле .


22





В стране Сочинителей. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Знакомиться с понятием «красноречие». Читать образцовые тексты и их анализировать. Пересказывать тексты. Создавать собственные упражнения в создании разных речей.


23

Знакомство с понятием "красноречие". Искусство красноречия.

24

Чтение образцовых текстов и их анализ.

25

Праздник творчества и игры.

Участвовать в творческих заданиях для формирования орфографической зоркости. Принимать участие в дидактических играх, направленных на развитие познавательного интереса к русскому языку. Принимать участие в интеллектуальной игре «Умники и умницы».


26

Трудные слова.

Знакомиться с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнять упражнения для запоминания правописания слов. Работать над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работать с распознаванием «опасных мест» в словах. Создавать сказку о словарных словах. Разгадывать кроссворды и иллюстрирование словарных слов.


27

Выполнение упражнений для запоминания правописания слов.

Составлять и расшифровывать анаграммы и метаграммы Знакомиться с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .Работать с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

28

Анаграммы и метаграммы.

29

История изобретения анаграмм и метаграмм

30

Шарады и логогрифы.

Знакомиться с происхождением шарад и логогрифов. Составлять и разгадывать шарады и логогрифы. Иллюстрировать слова- ответы.

Составлять и разгадывать шарады и логогрифы

31

Составление и разгадывание шарад и логогрифов .

32

Откуда пришли наши имена.

История происхождения слов. Знакомиться с происхождением имен. Участвовать в творческой работе «Нарисуй свое имя» ,в дидактической игре «Составь имя».


33

Занимательное словобразование.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Играть на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Разгадывать шарады.


34

КВН по русскому языку.

Участвовать в командном соревновании на проверку знаний по русскому языку




4 класс (34 часа)

Раздел

Тема

Основные виды деятельности обучающихся


Фонетика и орфоэпия (7 часов)

1

Что такое орфоэпия?

Знакомиться с нормами литературного произношения. Углублять и расширять знания и представления о литературном языке. Знакомиться с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучаться правильному произношению слов, соблюдать орфоэпические нормы.


2

Что такое фонография или звукозапись?

Знакомиться с понятиями «фонография» и «звукозапись», с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширять знания о буквах и звуках.


3

Звуки не буквы!

Знакомиться с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Отличать « буквы» от «звука». Составлять транскрипцию.


4

Звучащая строка.

Знакомиться с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомиться с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».


5

Банты и шарфы.

Знакомиться с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомиться с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывать ситуации с этими словами.


6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Беседовать о героях и о содержании комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильно ставить ударения в словах.


7

Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях.

Определять ономатопоэтические слова или звукоподражания. Знакомиться с образованием звукоподражаний. Сравнивать звукоподражания разных языков. Развивать культуру речи. Выполнять заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».


Лексикология (27 часов)

8

Имена вещей.

Выполнять задания по теме «Орфоэпия и фонетика». Объяснять термин« лексика», «лексическое значение» слов. Работать с толковыми словарями русского языка . Обогащать словарный запас.



9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Знакомиться с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнивать роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучаться умению пользоваться различными словарями.


10

В царстве смыслов много дорог.

Знакомиться с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Выполнять практическую работу «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».


11

Как и почему появляются новые слова?

Работать с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.


12

Многозначность слова.

Рассказывать о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделять отличительные признаки многозначности и омонимии. Работать с толковыми словарями. Играть в игру «Прямое и переносное значение слов».


13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривать понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работать с различными этимологическими и историческими словарями. Определять первоисточники слова,.


14

Об одном и том же - разными словами.

Изучать особенность синонимического ряда слов. Работать со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.


15

Как возникают названия.

Беседовать о главных функциях языка. Работать с этимологическими и историческими словарями.


16

Слова – антиподы.

Беседовать по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работать с пословицами и поговорками. Работать со «Словарем антонимов русского языка».


17

Фразеологические обороты.

Изучать особенностей фразеологических сочетаний. Беседовать о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Находить фразеологизмы в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».


18

Словари «чужих» слов.

Рассматривать особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Работать со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.


19

Капитан и капуста.

Знакомиться с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работать со словарем. Сравнивать значения слов.


20

«Он весь свободы торжество».

Исследовать языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Находить строки народной речи в произведениях А. С. Пушкина.


21

Мы говорим его стихами.

Находить афоризмы и крылатые выражения в произведениях А. С. Пушкина.


22

Слова, придуманные писателями.

Определять понятия «индивидуально-авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Находить индивидуально- авторские неологизмы в произведениях А. С. Пушкина.


23

Слова уходящие и слова – новички.

Изучать особенности устаревших слов-архаизмов. Знакомиться со словами-новичками. Работать над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматривать виды неологизмов и виды архаизмов.


24

Словарь языка Пушкина.

Рассматривать особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомиться с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседовать о значении этого словаря. Работать со словарем.


25

Смуглая Чернавка.

Рассматривать особенность древнерусских имен. Знакомится с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина.


26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Определять понятие «паронимы». Рассматривать виды паронимов и способы их образования. Беседовать о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .


27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Знакомиться с явлением межъязыковой паронимии. Рассматривать виды паронимов и способы их образования.


28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Знакомиться со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Работать над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.


29

Словарь- грамотей.

Знакомиться со словарной статьей орфографического словаря. Беседовать о значении орфографического словаря. Работать с орфографическим словарем.


30

Научная этимология.

Знакомиться со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривать значение этимологического словаря, историю происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работать с этимологическим словарем.


31

Какие бывают имена?

Знакомиться с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматривать способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работать со словарями.


32

Древнерусские имена.

Знакомиться с историей образования древнерусских имен. Работать с этимологическим словарем.


33

Отчество и фамилия.

Беседовать об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомиться с наукой «антропонимика». Объяснять происхождение фамилии на примере стихотворения С. Михалкова.


34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

Знакомиться со способом номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использовать уже имеющегося названия предмета.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности на период освоения (4 года) "Родничок"

Автор: Фирузи Наталья Алексеевна

Дата: 28.08.2019

Номер свидетельства: 518601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Блистательный Петербург" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-3-klass-blistatiel-nyi-pietierburgh"
    ["file_id"] => string(6) "108987"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403983916"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "225088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439390280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа "Доноведение""
    ["seo_title"] => string(24) "proghrammadonoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "264940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449814406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства