Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском)"»
1.Планируемые результаты .
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и выборочно;
- читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- делить несложный текст на части;
- составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста;
- находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с пословицей;
- размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и выражения для их характеристики;
- давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки;
- обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку;
- участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение;
- читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т.д. (с помощью учителя);
- распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Раздел «Творческая деятельность»
Учащиеся научатся:
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.;
- воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения;
- отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для создания целостного художественного образа;
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом;
- устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана;
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- внимательно слушать собеседника, т.е. анализировать речь, улавливать её смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения;
- драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых ситуациях с переменой ролей: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссёра, художника, автора текста;
- составлять рассказы в стиле определённого писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере);
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Учащиеся научатся:
- знать имена 3-4 авторов и классиков русской литературы;
- знать 2-3 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
- знать наизусть 1-2 стихотворений классиков русской литературы;
- знать имена и фамилии 3-4 писателей – авторов прочитанных произведений;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм;
- ориентироваться в книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему;
- различать художественные и научно-познавательные произведения;
- находить книгу из рекомендуемого списка литературы;
- самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.
Учащиеся 3 класса получат возможность научиться:
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического.
2. Содержание учебного предмета .
Самоевеликое чудо на свете (2ч.)
Первопечатник Иван Федоров Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений) Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.
Устное народное творчество.(3 ч.)
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. Загадки
Русские-народные сказки . Умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Знакомство с былинами.
Авторские сказки. (2ч.)
Писатели родного края. С.Т.Аксакова. Сказка «Аленький цветочек».
Писатели детям.(4ч.)
Диалог и монолог. Рассказы Е.Пермяка, В. Осеевой, В Чаплиной, В.Бианки, Э.Шима. Иллюстрации в книгах.
Поэтическая тетрадь. (4ч.)
Поэты родного края. В.Варламов , Н.Можаев , В.Суспицын, Ю.Русаков.
Образ природы в творчестве поэтов. Творчество А.А.Фета.,Ф.Тютчева,А.Пушкина.
Природа, воспетая на холстах великого русского художника А.А.Пластова.
Детские периодические издания. (2ч.)
Детские газеты и журналы.(библиотечный урок).
3.Тематическое планирование
№
Тема урока
Колич. часов
1
Рукописные книги Древней Руси.
1
2
Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации.
1
3
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. Загадки.
1
4
Народные сказки . Виды сказок. «Сивка-Бурка». Характеристика героев сказки.
1
5
Былины. "Никита Кожемяка"
1
6
Авторские сказки
1
7
Писатели родного края. С.Т.Аксакова. Сказка «Аленький цветочек».
1
8
Диалог и монолог. Рассказы Е.Пермяка.
1
9
. Рассказы В.Осеевой.
1
10
Рассказы о животных В.Чаплиной
1
11
Сказки-несказки В.Бианки и Э.Шима. Иллюстрации в книгах.