kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 136ч. (4часа в неделю). Из них 99ч. отведено на изучение авторской литературы, 16ч. на знакомство с народным творчеством и на формирование библиографической культуры - 16ч. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"»


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №8 с. Левокумка

Минераловодского района



Рабочая программа

Утверждена на заседании

педагогического совета

Протокол №_________от_______

Председатель педсовета__________Долгова О.А.









Предмет Литературное чтение

Класс 2 «А»

На 2013 -2014 учебный год

Учитель: Остапенко Наталья Валерьевна.









Рабочая программа по литературному чтению

2 класс
УМК "Перспективная начальная школа"  (ФГОС)


Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии ФГОС (первого поколения), Ф3 «273 от 29.11.2012 «Об образовании», на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004г. (приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г.), сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Программа «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Программа обеспечивается:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник (2части) — М.: Академкнига/Учебник, 2011

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетради для самостоятельной работы №1, №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011

  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2011 

Программа рассчитана на 136 ч. (4 часа в неделю).

Из них 99 часов отведено на изучение авторской литературы, на знакомство с народным творчеством – 16 часов и на формирование библиографической культуры (знакомство с детскими журналами, привлечение текстов хрестоматии) – 16 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. 


В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также разноплановые предметные   задачи:

  • духовно-нравственнаяот развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

  • духовно-эстетическаяот формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

  • литературоведческаяот формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

  • библиографическаяот формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи. 

Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Предмет «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Программа 2-го класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2-м классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой. Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается с авторской поэзией – младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Раздел 2. Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

1

В гостях у Учёного Кота

16

2

В гостях у Незнайки

12

3

В гостях у Барсука

21

4

В гостях у Ёжика и Медвежонка

15

5

Точка зрения

29

6

Детские журналы

6

7

Природа для поэта – любимая и живая

18

8

Почему нам бывает смешно

19


Итого


136























Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

«Виды речевой и читательской деятельности»

Развивать умение  выразительного чтения.

Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.

Формировать умение читать про себя.

Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).

Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.


Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения

Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки,  сказочные повести).

Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки,  сказочные повести).

Разные виды книг

Историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.

Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности  построения  волшебной  сказки.

Авторская литература.

Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных  сказок.

Жанр рассказа.

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия  рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.

Поэзия.

Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.

Раздел «Формирование библиографической культуры»

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Раздел 4. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Литературное чтение» к концу 2-го года обучения  

Предметные результаты

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Обучающиеся научатся:

        • читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

        • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

        • строить краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

        • слушать собеседника: не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

        • называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,

        • называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

        • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

        • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

        • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

        • анализировать смысл названия произведения;

        • пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

В процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы уч-ся получат возможность научиться:

        • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

        • писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

        • устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

        • читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

        • пересказывать текст небольшого объема;

        • использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

        • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

        • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Обучающиеся научатся:

        • различать сказку о животных и волшебную сказку;

        • определять особенности волшебной сказки;

        • различать сказку и рассказ, поэтическое и прозаическое произведения;

        • различать художественный  и научно-популярный тексты;

        • уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

        • обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);

        • понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

        • обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе;    

        • понимать переживания героев в лирическом стихотворении;

• реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Обучающиеся научатся:

        • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

        • читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

        • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

        Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

        • читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

        • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

        • устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

Личностные результаты.

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием  восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться  библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

        • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

        • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

        • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

 Коммуникативные УУД:

        • распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

        • выполнять работу по цепочке;

        • видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

        • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

 В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

        • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

        • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.



Закон РФ «Об образовании»: статьи 7,9,32

Ф3 «273 от 29.11.2012 «Об образовании», на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312);

Письмо Минобразования России от 20.02.2004г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного)

Общего образования».

Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

Письмо Минобразования и науки РФ от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации – Москва, 2005г.

Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» Р.Г.Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, Г.В.Трофимова, И.И.Колесниченко, Т.М.Рагозина, И.Б.Мылова, Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова, Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова – М: Академкнига/Учебник, 2009г


Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Литературное чтение: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / Н.А. Чуракова. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2. Литературное чтение: Хрестоматия: 2 класс / О. В. Малаховская; под редакцией Н.А. Чураковой. — М.:
Академкнига/Учебник, 2012.

3. Литературное  чтение: Тетрадь  для  самостоятельной   работы№ 1, № 2: 2 класс / О.В. Малаховская; под

ред. Н.А. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.




















Тема урока


Стр. учебника

Планируемые результаты


Домашнее

задание


Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)



    1. В гостях у Ученого Кота (16ч.)

    2. В гостях у Незнайки. (12ч.)



1.

Знакомство с библиотекой Уч. Кота. Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Ч.1

С.5-8

Уметь: участвовать в диалоге;

сравнивать фольклорные жанры и жанры художественных произведений.

Воспринимать на слух поэтические произведения,

Уметь: ставить и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Читать выразительно литературное произведение.

Анализировать структуру текста, образные средства

Сравнивать темы произведений авторов-представителей разных народов.

Анализировать нравстенно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведений разных народов.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с фрагментом текста

Анализировать: сходство и отличие русских и зарубежных волшебных народных сказок.

Проводить: связь поэтических текстов с народным творчеством.

Уметь проводить сравнительный анализ поведения героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских.


Личностные:

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация (понимание разницы между ложью в корыст­ных целях и творческой фантазией);

- проявления познавательной инициативы уч-ся в оказании помощи героям учебника и соседу по парте.

Регулятивные:

- уметь определять цель учебной деятельности совместно с учителем;

- составлять план уч. задачи совместно с учителем и уч-ся при работе с темами раздела;

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения с помощью рисунков, вопросов к данным темам;

- оценивать полученные результаты решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем;

- уметь ориентироваться в учебнике (структура, обозначения, иллюстративный материал)

Познавательные:

Логические:

-научиться ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;

-находить нужный текст по страницам «Со­держание» и «Оглавление»;

Общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации в словарях;

-работа с маркированными в тексте словами и строчками.

Коммуникативные:

- умение слушать вступать в диалог;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при сравнении своего результата с результатом соседа;

- задавать вопросы, контролировать действия партнёра;

- использовать речь, для регуляции своего действия в групповой и парной работе.

С.5-8 читать


2.

Вступление к поэме

А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

«У Лукоморья дуб зелёный»

С.8-11

С.8-11отрывок наизусть


3.

Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

С.12-15

С.12-15 выр. читать


4.

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина.

С.16-18

С.16-18отр. наизусть


5.

Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

С.18-23

С.18-23выр. читать


6

РНС о животных «Петушок-золотой гребешок».

С.23-29


С.23-29 пересказ


7.

Хрестоматия «Заюшкина избушка»

Р/К №1 Народные загадки, собранные в Ставропольском крае.

Х.5-14

Х.5-14 пересказ 1 сказки


8.

Зарубежные сказки о животных.

Д. Харрис «Братец Лис и братец Кролик»

С.31-36

С.31-36 читать


9.

Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

С.37-40

С.37-40 читать


10.

Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали»

С.41-46

С.41-46 читать


11.

Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»

С.46-49

С.46-49рисунок к сказке


12.

Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо»

С.50-54

С.50-54читать


13.

Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

Р/К №2 Сказки писателей Ставрополья К.Черный «Путешествие в Страну Запрещенных Улыбок»

С.55-59

С.55-59пересказ отрывка сказки


14.

И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом»

С.60-62

С.62-наизусть


15.

Г.Лагздынь «Утренняя кричалка».

«Музейный дом». Иллюстрации к сказке «Репка»

С.63-64

С.63-наизусть


16.

Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

Р/К №3 Поэты Ставрополья.

С. Рыбалко«Мое родное Ставрополье»

Х. 22,29

Х. 22,29

читать


17-18.

Говорить неправду и фантазировать – это не одно и тоже

Н. Носов «Фантазёры»

С.65-69

С.70-74

Знать понятие «фантазия».

Уметь проводить грань между выдумкой и ложью

Сравнивать свои ответы с ответом одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

Уметь: пересказывать текст; различать литер. жанры;

приводить примеры произведений; различных авторов на одну тему.

Уметь передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса.

Уметь: рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Уметь: пользоваться толковым словарем.

С.65-69 читать

С.70-74пересказ отрывка


19.

Фантазии в литературе и жизни. Сочинение-миниатюра.


Рисунок к сочинению


20.

Характер главного героя.

Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

С.75-77

С.75-77читать по ролям


21.

Хрестоматия

С. Воронин «Лесик – разноголосик»

Х.55-59

Х.55-59 читать


22-23.

Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык

и уши», «Если грачи закричали».

С.78-81

С.78-81

1 наизусть


24,2526.

Б.Окуджава «Прелестные приключения» С.81-83

С.84-86

С.87-90

С.84-86чит. по

С.87-90 ролям


27.

Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»

С.90-92

С.90-92 читать по ролям


28.

Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»

Х.55-61

Х.55-61 читать



    1. В гостях у барсука. (21ч.)

    2. В гостях у Ежика и Медвежонка. (15ч.)


29.

Секреты чайного домика.


С.93-97


Уметь

- представлять картины природы;

- соотносить иллюстрацию с художественным произведением;

- определять идею иллюстрации.

Уметь:

- сравнивать характеры героев различных произведений;

-работать с иллюстрацией в книге и определять ее роль в раскрытии содержания произведения.

Уметь:

- видеть красивое в привычном;

- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

- находить их в тексте.



Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Уметь:

- выполнять анализ постепенной смены настроения героя в стихотворении.

Уметь:

- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.

Уметь:

- подтверждать свое мнение строчками из текста;

- читать осознанно текст литературного произведения;

- определять его тему и главную мысль.

Уметь:

- работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент (часть) свитка с помощью лупы;



Личностные:

- самоопределение: учиться учитывать чужую точку зрения;

- формирование базовых эстетических и экологических ценно­стей (представление о том, что красота - вокруг, необходимо лишь научиться ее видеть);

- нравственно-этическая ориентация (ценность общения, дружбы, привязанности, любви);

- оказание интеллектуальной помощи героям книги, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Регулятивные:

-научиться под­тверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

-уяснить, что разные точки зрения имеют раз­ные основания.

Познавательные:

Логические:

-анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей.

Общеучебные:

-освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи;

Коммуникативные:

в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке.

С.93-97 читать


30-31.

С. Козлов «Ежик в тумане». «Музейный дом». Иллюстрация
Т. Мавриной «Полумесяц»

С.97-99

Х.69

С.97-99 выр. Х.69 читать



32.

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

С.99-103

С.99-103 вопросы


33.

Японская сказка «Луна на ветке» Р/К №4 Баснописцы нашего края. Д.Сирота «Петух и похвала»

С.103-106

С.106 вопросы


34.

Поэт - тот, кто создаёт и ценит красоту.

С.107

С.107 рисунок

барсуков


35.

Секреты японского свитка.

«Музейный дом». Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

С.108-110

С.108-110

читать


36.

С. Козлов «Красота».

«Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

С.111-115

С.111-115 читать по ролям


37.

Секрет коротких стихотворений. Японское хокку. Свиток Хиросиге.

С.115-116

С.115-116 чит.


38.

Японское хокку Иссё, Бусон. «Музейный дом». Иллюстрация

А. Васнецова «Жнецы»

Р/К №5 Народные песни Ставрополья. «Казачка»

С.117-119

Х.25

С.117-119 чит.

Х.25


39.

Японское хокку Тиё, Оницура. «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле».

С.119-122

С.119-122чит.


40.

В. Драгунский «Что я люблю»


С.123-126

Прид. рассказ по теме урока


41.

С. Махотин «Воскресенье»


С.126

С.126 наиз.


42.

В. Драгунский «Что любит Мишка»


С.127-132

С.127-132 чит.


43.

С. Махотин «Груша»

Р/К №6 Поэт края Л. Епанешников

«Вместе с солнцем»

С.132-133

С.132 наизусть


44.

М. Бородицкая «Ракушки»


С.134-135

С.134-135 наиз. отрывок


45.

М. Бородицкая «Уехал младший брат».

С.136-137

Х.74

С.136 наиз.

Х.74


46-47.

Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь»

С.138-144

С.138-144

выр. читать


48.

Хрестоматия Обобщение по теме «В гостях у Барсука»

Х.89-97

Х.97-107

Х.89-97 чит.

Х.97-107 чит.


49

И. Тургенев «Воробей».


С.145-147

Уметь:

- анализировать название произведения;

- различать позиции автора и героя стихотворения;

- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.

Уметь:

- ориентироваться в тексте, находить нужное место для ответа на вопрос.

Уметь:

- определять мотивы поведения героев произведения;

- высказывать свое мнение.

Уметь:

- устанавливать связь между названием и содержанием произведения;

- определять, от какого лица идет повествование.




Уметь:

- выполнять деление текста на смысловые части;

-определять кульминацию;

- выделять главного героя;

- осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения.

С.145-147 пересказ


50.

М. Карем «Ослик»

Р/К №7 Поэт края Г.Фатеев. «Мы играем в светофор»

С.148

С.148- отр.наиз


51.

М. Бородицкая «Котёнок».


С.149-150

С.149-150 наиз.


52.

Э. Мошковская «Кому хорошо»


С.150-151

С.150-151наиз.


53.

В. Драгунский «Друг детства»


С.152-156

С.152-156 пересказ


54.

В. Лунин «Кукла».

Р. Сеф «Я сделал крылья и летал»

С.156-160

С.156-160

1стих наиз.


55-56.

Л.Толстой «Прыжок»

Р/К №8 Л. Н. Толстой на Кавказе

С.161-166

С.161-166 читать


57.

Л. Толстой

«Акула»

С.167-171

С.167-171

пересказ


58,5960.

Хрестоматия А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок)

Х.77-101

Х.77-101читать


61.

Э. Мошковская «Если такой закат» «Музейный дом». Иллюстрация

П. Брейгеля «Охотники на снегу»

С.172-174

С.172-174 наиз.


62.

Хрестоматия

В. Версаев «Братишка»,

Э. Мошковская «Вазочка и бабушка»

Х.112-113

Х.112-113 выр.читать


63.

Хрестоматия

О. Дриз «Всегда верно»,

С. Козлов «Заяц и медвежонок»

Х.117-118

Х.117-118 выр.читать


64.

Хрестоматия Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка» Р/К №9 К.Баев. «Собака не виновата»

Х.119

Х.119 читать



    1. Точка зрения. (29ч.)

    2. Детские журналы. (6ч.)


65.

А. Кушнер «Что я узнал!» «Музейный дом» Портреты итальянского художника Дж.Арчимбольдо

Ч.2

С.8-10



Уметь:

- анализировать название и содержание произведения (поэтического, прозаического), определять его тему и основную идею;

- проводить грань между выдумкой и обманом.

Уметь:

- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.

Уметь:

выр.читать стихотворение наизусть.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения.

Уметь:

- делить текст на смысловые части;

- пересказывать произведение;

- анализировать причину смены настроения героев.

Уметь:

- работать с иллюстрациями;

- выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике;

- изучать фрагмент с помощью рамки;

- сравнивать начало и концовку литературного произведения;

- определять «точку зрения» героев.

Иметь представление о средстве художественной выразительности – контрасте.

Знать роль знаков препинания в стихотворении.

Уметь:

-делить текст на смысловые части;

-ориентироваться в тексте;

-анализировать переживания автора в каждой части стихотворения.

Уметь:

-анализировать характер и мотивы поведения героя стихотворения;

-составлять свое высказывание с опорой на текст.




Личностные:

- смыслообразование (формирование базовых нравственных ценностей).

- Формирование нравственных ценностей: понять, что быть наблюдательным, уметь смотреть, на одно явление с разных точек зрения, фантазировать, иметь возможность об­щаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым – это богатство и ценность.

Регулятивные:

- контроль и самоконтроль, оцен­ка и самооценка процесса и результатов учебной дея­тельности (на основе разных оценочных суждений по поводу пове­дения персонажей лит. произведении, высказываемых сквозными героями УМК).

Познавательные:

Логические:

- установление причинно-следственных связей;

- подведение под понятие: (формирование понятий «волшеб­ная сказка», «главный ГЕРОЙ» формирование понятия «олицетворение» без использования термина, через анализ поэтических и прозаических текстов).

Общеучебные:

- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, «Рабочей тетрадью» и «Хрестоматией»; учебной книгой и учебны­ми словарями; текстом и иллюстрациями к тексту);

- работа с маркированными в тексте словами и строчками.

- самостоятельное маркирование в тетради для с/р;

Коммуникативные:

- рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разни­цу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

- находить, в тексте подтверждение

высказанным героями точкам зрения.

Ч.2

С.8-10 выр.читать


66.

С. Матохин «Фотограф». «Музейный дом». Иллюстрация

В. Гога «Церковь в Овере»

С.10

С.10 наиз.


67.

И. Пивоварова «Картина» «Музейный дом» Иллюстрация

Ар. Лентулова «Василий Блаженный»

С.11-13

С.11-13 наиз.


68.

О. Дриз «Игра»

Хрестоматия

С.14-15

Х.142

С.14-15 наиз.

Х.142


69.

С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

С.15-19

С.15-19вопросы


70.

О. Дриз «Стёклышки» Р/К №10Е.Иванова «Каменное кольцо»

С.20

С.20 наиз.


71.

М. Бородицкая «Лесное болотце»

В. Берестов «Картинки в лужах»

С.21-22

С.21-22 наиз.


72.

А. Ахундова «Окно»

А. Усачев «Бинокль»

С.23-27

С.27 вопросы


73.

Т. Белозерова «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» Хрестоматия

В. Берестов «Как найти дорожку»

С.28-29

Х.131

С.28-29 выр.чит

Х.131


74.

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

С.30-32

С.30-32 вопросы


75.

Е. Чеповецкий «В тихой речке»

А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»

С.32-33

С.32-33- 1наиз.


76.

М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот»

С.34-35

С.34-35 1 наиз.


77.

М. Бородицкая «Булочная песенка»

Р/К №11 Народные песни Ставрополья.«То не тучи»

С.36

С.36 выр.чтение


78.

П. Синявский «Федина конфетина»

А. Усачёв «Эх!»

С.37-38

С.37-38 -1 наиз.


79.

Г. Сапгир «У прохожих на виду» «Музейный дом» Н.Крылов «Зимний пейзаж»

С.39-40

С.39-40 выр.читать


80.

О. Кургузов «Сухопутный или морской?»

С.41-43

С.41-43 пересказ


81.

О. Дриз «Кончилось лето» «Музейный дом» Иллюстрация

М. Добужинского «Кукла»

С.44-46

С.44-46 выр.читать


82.

О. Дриз «Синий дом»

«Музейный дом» Иллюстрация М. Шагала «Синий дом»

С.47-50

С.47-50 наиз.


83.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

С.51-53

С.51-53 отр. наизусть


84.

М.Лермонтов «Осень»

Р/К №12 Лермонтовский Пятигорск

С.54-55

С.54-55 наиз.


85.

О. Дриз «Кто я?»

С.56-58

С.56-58 выр.читать


86.

А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик…» М. Карем «Повезло!»

С.58-59

С.58-59 наиз.1


87.

Р. Сеф «Лучше всех»

Л. Яхнин «Моя ловушка»

С.60-63

С.60-63 выр.читать


88.

Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя»

С.64-68

С.64-68 выр.читать


89.

О. Дриз «Телёнок»

А. Усачев «Обои»

С.69-73

С.70, 73

вопросы


90.

Хрестоматия А. Усачёв «Тигр в клеточку», С. Чёрный «Кто кому нравится», «Букет».

Х.139

Х.139 выр.читать


91.

В. Лунин «Что я вижу»

Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». «Музейный дом» Иллюстрации

Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень»

С.74-77

С.74-77 выр.читать


92.

Хрестоматия «Точка зрения»

Р/К №13 Поэтесса края Г.Пухальская. «Бабушкины сказки»

Х.146

Х.146 читать


93.

Хрестоматия

Обобщение по теме «Точка зрения»

Х.129, 140

Х.129, 140

читать


94.

С. Михалков «А что у вас?»


С.78-80

Иметь представление о детской периодике.

Уметь: пользоваться толковым словарем;

анализировать новости.

Уметь составлять высказывания с опорой на иллюстрации.

Иметь представление о работе журналистов.

Знать названия детских журналов.

Уметь ориентироваться в содержании журналов.

С.78-80

отр. наизусть


95.

Что такое новости и кто их рассказывает? Детская периодика.

С.81-84

С.81-84 читать


96.

По страницам детского журнала «Мурзилка»

С.85-91

С.85-91 читать


97.

По страницам детского журнала «Весёлые картинки»

С.92-97

С.92-97 читать


98.

Развивающие задания журналов «Весёлые картинки» и «Мурзилка»

С.98-102

С.100-101

разгадать


99.

Обобщение по теме «Детские журналы»

Р/К №14 Поэт края - Г.Фатеев. «Мы играем в светофор»

С.103

С.103 читать



    1. Природа для поэта – любимая и живая. (18ч.)

    2. Почему нам бывает смешно. (19ч.)


100.

Л. Яхнин «Музыка леса»

Хрестоматия Л.Станчев «Осенняя гамма»

С.104-105

Х.128


Уметь:

- делить текст на смысловые части;

- пересказывать произведение;

- анализировать причину смены настроения героев.

Уметь:

- анализировать название стихотворения;

- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения.



Уметь:

- ориентироваться в тексте;

- выделять средства художественной выразительности;

- находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц;

- работать с иллюстрациями.

Уметь:

- сравнивать между собой два мнения на одну проблему;

- находить строки, в которых автор


высказывает свое мнение;

- анализировать и подтверждать
(строчками из текста) точку зрения каждого героя и свою собственную.

Уметь:

- пересказывать близко к тексту.

Иметь представление о средствах выразительности в живописи.

Уметь:

- подтверждать свой ответ строчками из текста;

- делить стихотворение на смысловые части.

Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение).


Личностные:

- формировать опыт переживаний, опыт «примерок» (оперевшись на опыт ребенка, по­буждать его каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя).



- формирование базовых эстетических и экологических ценно­стей (представление о том, что красота - вокруг, необходимо лишь научиться ее видеть);

- тема особого зрения – способность видеть не глазами, а сердцем

Регулятивные:

- научиться под­тверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и при­близиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют раз­ные основания.

Познавательные:

Логические:

установление причинно-следственных связей:

- между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взгля­дом на мир, которым отличаются поэты и писатели- природоведы;

- между описанием в тексте реальных (не выдуман­ных) событий и пониманием жанровой принадлежности такого текста – это рассказ

Общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации в словарях;

- учиться извлекать необходимую информацию при работе с текстами и иллюстрациями;

- учиться анализировать произведения живописи.


Коммуникативные:

- умение слушать вступать в диалог;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при сравнении своего результата с результатом соседа;

- задавать вопросы, контролировать действия партнёра;

- использовать речь, для регуляции своего действия в групповой и парной работе.

С.104-105

Х.128

Выр.читать


101.

Ю.Коваль «Три сойки» «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»

С.106-109

С.108 вопросы


102.

Р. Сеф «Добрый человек»,

Л. Яхнин «Пустяки»

С.110-111

С.110-111

наиз.1


103.

Е. Чарушин «Томка испугался»


С.112-114

С.112-114 пересказ


104.

Е. Чарушин «Томкины сны»


С.114-115

С.114-115 пересказ


105.

Г. Юдин «Вытри лапы и входи»


С.116-117

С.116- наиз.


106.

М. Пришвин «Разговор деревьев» Р/К №15 Природа в стихах поэтов Ставрополья. И.Кашпуров «Синий край России»

С.118-119

С.118-119 вопросы


107.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»


С.120-121

С.120-121 наиз.


108.

Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёное лето»

С.122

С.122 наиз.


109.

М. Пришвин «Золотой луг».

«Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Подсолнухи»

С.123-125

С.123-125 вопросы


110.

С. Козлов «Жёлудь»

Р/К №16 К.Г. Баев. «Сокол-птица гордая. Рассказ»

С.126-127

С.126 наиз.


111.

М.Лермонтов «Утёс». «Музейный дом» Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»

С.127-128

С.127-128 наиз.


112.

М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

С.129-130

С.129-130

Выр.читать


113.

Д. Биссет «Ух!»


С.130-134

С.130-134

Выр.читать


114.

А. Екимцев «Осень»

Р/К №17 Природа в произведениях поэтов Ставрополья. В.Бутенко «Зимний костер»

С.135-136

С.135- наиз.


115.

Ю. Коринец «Тишина»


С.136-137

С.136-137 выр.читать


116.

Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая»


Х.120-125

Х.120-125 читать


117.

Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»

Х.126-127

Х.126-127читать


118.

К. Чуковский «Федотка»


С.138-


Знать:

- имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы;

- имена 2–3 современных писателей
(поэтов);

- название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- название и содержание нескольких произведений любимого автора;

- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного.

Уметь:

- читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

- различать жанры произведений;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их мотивы поведения.

Иметь представление о понятии «звукоподражание».

Уметь:

- находить в тексте приемы звукоподражания;

- определять приемы смешного в тексте.


Уметь:

- читать по цепочке;

- объяснять название стихотворения;

- проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки.

С.138- наиз.


119.

О. Дриз «Доктор»

С.139

С.139 наиз.


120.

О. Дриз «Обида»

Р/К №18 Поэты Ставрополья. Г.Колесников «Тополя»


С.140

С.140 наиз.


121-122.

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

С.141-149

С.141-149 вопросы


123-124

Хрестоматия В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

Х.149-157

Х.149-157 пересказ


125.

М. Тахистова «Редкий тип»,

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

С.149-151

С.151 выр.читать


126.

Л. Квитко «Способный мальчик»,

С. Махотин «Вот так встреча!»

С.152-153

С.152-153 выр.читать


127,128129,130

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

С.154-166

С.154-166

пересказ


131.

П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»

С.167-169

С.167-169 выр.читать


132.

Л. Яхин «Зеркальце»,

П. Синявский «Ириски и редиски»

Р/К №19 И.Кашпуров «Про арбузы»

С.170-171

С.170-171 пересказ


133.

А. Усачев «Жужжащие стихи»


С.172-173

С.172-173 выр.читать


134.

П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»

Р/К №20 В. Авдеев “Ставрополье мое”.

С.174

С.174 наиз.


135.

Работа по хрестоматии «Тайны смешного»

Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»


Х.149-157

Х.149-160

Х.149-157

Х.149-160

читать


136.

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»


С.175-176

С.175-176




Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №8 с. Левокумка

Минераловодского района





Согласовано

Протокол №___1_______

заседания методического

объединения учителей

начальных классов

от 3.09.2013

руководитель МО Серова Т.А.











Согласовано

Заместитель Директора по УВР_________________Ребикова Т.Н.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"

Автор: Остапенко Наталья Валерьевна

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Перспективная начальная школа""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_litieraturnomu_chtieniiu_4_klass_umk_pierspiektivnaia_na"
    ["file_id"] => string(6) "426765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504085998"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_litieraturnomu_chtieniiu_2_klass_umk_pierspiektivnaia_na"
    ["file_id"] => string(6) "426352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503795665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа по "Литературному чтению" 1 класс УМК "Перспективная начальная школа""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_litieraturnomu_chtieniiu_1_klass_umk_pierspiektivnaia_na"
    ["file_id"] => string(6) "433910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1508697311"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочие программы 1 класс УМК Перспективная начальная школа "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochiie-proghrammy-1-klass-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "196118"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427998201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства