Данная рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учащихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 24.03.2021 № 51-ФЗ );
приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 18 декабря 2012 года № 1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года № 507, от 31 декабря 2015 года № 1576, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказа от 20 ноября 2020 года № 655);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28, зарегистрированными в Минюсте России 18 декабря 2020 года, регистрационный номер 61573);
Примерным учебным планом 1-4 классов общеобразовательных учреждений Брянской области на 2021 - 2022 учебный год, утвержденным департаментом образования и науки Брянской области от 1305.04. .2021 г. N 1888-04-О.
* Годовым календарным графиком работы школы на 2021 -2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе:
УМК: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях./ В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2019. Литературное чтение. 1 - 4класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2019, DVD – диски: аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. лит. чтения. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2-4 класс: рабочая тетрадь – М. : Просвещение, КИМы Литературное чтение 2- 4 класс - М.: Просвещение.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Систематический курс литературного чтения – 521час.
Таблица тематического распределения количества часов.
Курс «Литературное чтение. Обучение грамоте» – 130 часов
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы , навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Летописи, былины, жития
9
Чудесный мир классики
18
Поэтическая тетрадь
9
Литературные сказки
14
Делу время – потехе час
8
Страна детства
8
Поэтическая тетрадь
5
Природа и мы
12
Поэтическая тетрадь
7
Родина
6
Страна Фантазия
6
Зарубежная литература
17
Итого:
119
Тематическое планирование уроков обучения грамоте 1 класс
№ урока
Тема
Кол-во часов
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (16 часов).
1.
«Азбука» - первая учебная книга.
1
2.
Здравствуй школа. Устная и письменная речь. Предложение.
1
3.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово.
1
4.
Люби все живое. Слово и слог.
1
5.
Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение.
1
6.
Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи.
1
7.
Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки.
1
8.
Век живи, век учись. Как образуется слог?
1
9.
Повторение - мать учения.
1
10.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а.
1
11.
Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о.
1
12.
Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буквы И, и.
1
13.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква Ы
1
14.
Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у].
1
15.
Буквы У, у.
1
16.
Повторение изученных букв.
1
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (59 часов).
17.
Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н.
1
18.
Чтение слов с буквой Н, н.
1
19.
Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с,]. Буква С, с.
1
20.
Чтение слов с буквой С, с.
1
21.
Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к.
1
22.
Чтение слов с буквой К, к.
1
23.
А.С.Пушкин. Сказки. Звуки [т], [т,].
1
24.
Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т, т.
1
25.
К.И.Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л.
1
26.
Чтение слов с буквой Л, л
1
27.
А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р, р
1
28.
Чтение слов с буквой Р, р
1
29.
Век живи – век учись. Звуки [в], [в,]. Буквы В, в.
1
30.
Чтение слов с буквой В, в
1
31.
Русская народная сказка. Звуки [й,э][ ,э]. Буквы Е, е
1
32.
Чтение слов с буквой Е, е.
1
33.
Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п.
1
34.
Чтение слов с буквой П, п
1
35.
Москва – столица России. Звуки [м], [м,]. Буквы М, м.
1
36.
Закрепление сведений о буквах М, м.
1
37.
Обобщение изученного о буквах и звуках
1
38.
О братьях наших меньших. Звуки [з], [з,]. Буквы З, з.
1
39.
Закрепление умения чтения предложений с буквами З, з.
1
40.
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.
1
41.
Терпение и труд все перетрут. Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д.
1
42.
Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П.
1
43.
Буквы Д, д. Сопоставление букв д – т в слогах и словах.
1
44.
Россия – Родина моя. Звуки [й, а],[,а]. Буквы Я, я
1
45.
Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я
1
46.
Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г.
1
47.
Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении.
1
48.
Сопоставление слов и слогов с буквами г-к.
1
49
Обобщение изученного о буквах и звуках
50.
Делу время, а потехе – час. Звук [ч,]. Буква Ч.
1
51.
Буква Ч. Чтение текстов с буквой Ч.
1
52.
Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков.
1
53.
Буква Ь.
1
54.
Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
1
55.
Чтение текстов с буквой Ш.
1
56.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
1
57.
Чтение слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.
1
58.
Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буквы Ё, ё.
1
59.
Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков.
1
60.
Жить – Родине служить. Звук [й,]. Буква Й.
1
61.
Согласный звук [й,]. Буквы Й, й.
1
62.
Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.
1
63.
Чтение текстов о животных морально-этического характера. Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х
1
64.
С.Я.Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й,у], [,у]. Буквы Ю, ю.
1
65.
Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков.
1
66.
Делу время – потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
1
67.
Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук (ц).
1
68.
Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э, э.
1
69.
Гласный Звук [э], буквы Э, э.
1
70.
Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
1
71.
Звук [щ,]. Буквы Щ, щ.
1
72.
«Играют волны, ветер свищет..». Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.
1
73.
Чтение слов с буквами Ф, ф.
1
74.
Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ.
1
75.
Русский алфавит.
1
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (15 часов)
76.
Как хорошо уметь читать.
1
77.
Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
1
78.
К. Ушинский «Наше отечество»
1
79.
В. Крупин «Первоучители славенские»
1
80.
В. Крупин «Первый букварь»
1
81.
А.С. Пушкин «Только месяц показался».
1
82.
Рассказы Л.Н.Толстого для детей.
1
83.
Произведения К.Д. Ушинского для детей.
1
84.
Стихи К.И. Чуковского.
1
85.
Рассказы В.В. Бианки о животных.
1
86.
Стихи С.Я Маршака.
1
87.
Рассказы М.М. Пришвина о природе.
1
88.
Стихи А.Л. Барто.
1
89.
Стихи С.В. Михалкова.
1
90
Веселые стихи Б.В. Заходера.
1
91
Стихи В.Д. Берестова.
1
92
Проект «Живая азбука».
1
Тематическое планирование по литературному чтению
№
п/п
Кол-во часов
Тема урока
Жили-были буквы. (7 ч)
1
1
Вводный урок.
2
1
В. Данько «Загадочные буквы».
3
1
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».
4
1
С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».
5
1
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»
6
1
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
7
Из старинных книг
8
1
Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
9
1
Е. Чарушин «Теремок».
10
1
Русская народная сказка «Рукавичка».
11
1
Загадки, песенки.
12
1
Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
13
1
Александр Сергеевич Пушкин
14
1
Русская народная сказка «Петух и собака»
15
1
Их старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
Апрель, апрель звенит капель… (5ч)
16
1
А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…», А. Плещеев «Сельская песенка».
17
1
Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».
18
1
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой
19
1
Произведения из старинных книг. Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.
20
1
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…»
И в шутку и всерьез (7 ч)
21
1
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»
22
1
Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
23
1
К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук»,
24
1
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К.Чуковский «Телефон».
25
1
М. Пляцковский «Помощник».
26
1
Из старинных книг.
27
1
Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»
Я и мои друзья (7 ч)
28
1
Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».
29
1
В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет».
30
1
В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»
31
1
С. Маршак «Хороший день».
32
1
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу».
33
1
Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».
34
1
Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».
О братьях наших меньших (6ч)
35
1
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».
36
1
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».
37
1
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».
38
1
В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».
39
1
Д.Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо»
40
1
Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
Тема урока
Количество
часов
Самое великое чудо на свете (2 ч)
1
Самое великое чудо на свете.
1
2
Книги. Библиотеки.
1
Устное народное творчество (13ч)
3
Русские народные песни.
1
4
Русские народные потешки и прибаутки.
1
5
Скороговорки, считалки, небылицы.
1
6
Загадки, пословицы, поговорки.
1
7
Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…».
1
8
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
1
9
Сказка «У страха глаза велики».
1
10
Сказка «Лиса и тетерев».
1
11
Сказка «Лиса и журавль».
1
12
Сказка «Каша из топора».
1
13
Сказка «Гуси – лебеди».
1
14
Викторина по сказкам.
1
15
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».Тест № 1