«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска»
Утверждаю:
Директор школы
КОГОБУ СШ с УИОП
г. Яранска
_______________
В.А. Логинов
Приказ № ____от________
Рабочая программа
«Развитие творческих способностей»
(для 1-4 классов образовательных организаций)
Составитель: Петухова Анна Николаевна
учитель начальных классов
г. Яранск, 2022
Программа по учебному курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности включает пояснительную записку, содержание учебного курса внеурочной деятельности для 1—4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования, тематическое планирование изучения курса, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса и содержание организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (перечень возможных проектных работ по годам обучения).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «РТС» уровня начального общего образования создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г., №373 (с изменениями и дополнениями) и на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Федерального государственный образовательный стандарт НОО (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373)
Основной образовательной программы начального общего образования КОГОБУ СШ С УИОП г. Яранска
Учебного плана КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска на 2022-2023 учебный год.
Основная цель:развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
5.Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Актуальность программы определена тем, что в концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…» То есть современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Это означает, что ребята должны быть вовлечены в творческие занятия в ходе которых они научатся быть наблюдательными и коммуникабельными, научаться понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, выражать интересы и осознавать возможности..
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные | и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить, сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, - делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- оперировать такими понятиями как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи,
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
На изучение программы количество часов в год 1 класс – 33 часа , 2-4 класс – 34 часа в год.
Содержание курса
Содержание включает в себя следующие разделы:
Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти
(43 ч.);
Практическая часть: Первый раз в первый класс Работа над ошибками Задания трех поросят. Состав чисел до 10 Здравствуй, осень! Играем в «ромашку» По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Рисуем яблоньку. На какую фигуру похоже Геометрический магазин По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» Хлеб-батюшка Шкатулка с сюрпризом. Рисунок из цифр На грибной полянке В гостях у Знайки Читаем письма Наряжаем ёлочку. Точка-круг «Прикольные задания» И снова «прикольные задания» Домашние животные
Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей)
(33 ч.);
Практическая часть:: исследовательская работа «Хлеб батюшка»; выставка рисунков «Домашние животные»; сборник пословиц и поговорок о здоровье; выставка рисунков по сказке «Дюймовочка»; сборник головоломок спичечных головоломок; сборник загадок с картинными отгадками; сборник загадок о цветах; информационный проект о звездах и планетах; исследовательская работа об объектах города, представляющих опасность; составление памятки о правилах поведение при пожаре в транспорте; исследовательская работа о воде и ее пользе;
Совершенствование воображения (11 ч.)
Практическая часть: изготовление елочных игрушек; выставка рисунков «морские обитатели»; составление сборника картинок-небылиц; выставка рисунков по стихам Г. Остера «Вредные советы»; памятка правил поведение при встрече с незнакомыми людьми; памятка правил безопасного поведения на кухне;
Задачи геометрического характера (15 ч.)
Построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм"
Практическая часть:: выставка рисунков из геометрических фигур по сказке «Маша и медведь»; составление сборника задач «Танграм»; выставка рисунков из геометрических фигур по теме «Животные»; выставка симметричных рисунков из геометрических фигур; сборник ребусов на тему «Сказочные герои»; исследование по теме «Любопытные факты из жизни животных»; выставка рисунков из геометрических фигур «Облако, в которое превратилась Снегурочка».
Нестандартные задания алгебраического характера (5 ч.)
Практическая часть: исследовательская работа на тему «Здоровый образ жизни»; Исследовательская работа на тему «Такая разная вода»; исследовательская работа «Природа вокруг нас»; исследовательская работа «Домашние любимцы и комнатные растения»
Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи (23 ч.)
Практическая часть: О звёздах. Прямая Дорогою добра Быть здоровым По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» Знаменитые малыши. Дюймовочка. Примеры из букв Букет для Русалочки Спичечное ассорти Словесные забавы «Говорящие» головоломки. Устный счет Ловим рыбку Проект: «Составление криптограммы» Представление работ по проекту Загадалки. Загадай число, составь задачу Пернатые друзья
Содержание программы
Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в школе.
Содержание программы соответствует:
- российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона;
- дополняет содержание начального общего образования;
-современным образовательным технологиям, обеспечивающим системнодеятельностный подход в соответствующих формах обучения, отличных от классноурочных: конкурсы, экскурсии, клубы, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором;
- социальному заказу родителей (законных представителей) учащихся. Содержание программы направленно:
- на создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям (включая региональные и социально – культурные особенности);
- профилактику асоциально поведения ребенка;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации учащегося, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
- обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности учащегося;
- укрепление психического и физического здоровья;
- развитие взаимодействия педагога с семьями учащихся.
Программа осуществляет связь с УМК «Школа России», с предметами русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.
2.Задачи геометрического характера.-построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм".
4.Нестандартные задания логического характера -анаграмма; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием.
5.Игры Зака З. А.
Содержание 3 года обучения
1.Тренировка психических процессов. -развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера. -составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые; построение фигур из конструктора «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Танграм»; разрезание фигур.
3. Нестандартные задания алгебраического характера. -задачи на переливание;
5.Игры А. З. Зака
Содержание 4 года обучения
1.Тренировка психических процессов. --развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера. -составление и моделирование многогранников; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые; -построение фигур из конструктора «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», "Монгольская игра», «Танграм».
3. Нестандартные задания алгебраического характера. -задачи на переливание и на взвешивание; математический фокус; математические ребусы; арифметические лабиринты с воротами; магические фигуры; цифровая головоломка «судоку»; кросснамберы.
4. Нестандартные задания логического характера -провоцирующие задачи; логические задачи на причинно-следственные цепочки; задачи с опорой на жизненные ситуации; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием.
5.Игры А. З. Зака
Учебно – тематическое планирование, 1 класс
№ п/п
Тема раздела,
кол – во часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД Предметные Метапредметные УУД
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; формирование рефлексии.
-преодоление психологической инерции мышления, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, формирование рефлексии, планирование своих действий под руководством учителя, способность к эмпатии и сопереживанию.
формирование рефлексии*.
формирование рефлексии, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта.
Обобщают знания о гос. символах страны: гербе, флаге, гимне; развивают внимание, память, мышление.
Уточняют представление о российской семье; воспитывают чувство близости с членами семьи.
Акцентируют внимание на положительных качествах, присущих каждому человеку; развивают артистические способности, речь.
Расширяют представление о значении воды в нашей жизни; воспитывают бережное отношение к воде.
Уточняют представление о ценности земли; воспитывают любовь к земле.
Расширяют представление учащихся о кулинарии, знакомятся с некоторыми названиями мясных блюд.
Знакомятся с понятием крылатые слова, происхождением этого термина, автором первого российского сборника «Крылатые слова»; расширяют словарный запас; воспитывают чувство восхищения богатством русского языка.
Получают первоначальное представление о кинематографе
Углубляют знание пушкинских сказок.
Вспоминают приятные моменты, связанные с зимой.
Знакомятся с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширяют представления о пернатых.
Расширяют представления об Олимпийских играх современности; знакомятся с символами Олимпиады.
Получают представление об особенностях циркового искусства.
Знакомятся с понятием «классическая музыка», именами композиторов-классиков, получают первоначальные сведения о музыкальных инструментах – барабане и скрипке, величайших мастерах – создателях скрипки – Амати и Страдивари, а также о гениальном скрипаче Н. Паганини.
Знакомятся с видами памяти (слуховой, зрительной, моторной)
Уточняют представления о народном празднике Масленица; развивают артистические способности.
Обогащают словарный запас детей; воспитывают чувство любви и уважения к русскому языку.
Уточняют представления о понятии «абракадабра»;
Углубляют представление о ценности книги и пользе чтения Расширяют знания о яблоках
Формируют умение отличать хорошую шутку от плохой; развивают артистические способности.
Получают представление о ценности времени; знакомятся с синонимами слова «время».
Знакомятся с историей возникновения часов.
Знакомятся с содержанием праздника Ивана Купалы.
Расширяют представление о головоломках; развивают внимание, мышление, воображение.
Получают представление о современном производстве бумаги.
Знакомятся с одной из версий возникновения плюшевого мишки; воспитывают бережное отношение к «друзьям детства».
Развивают речь, быстроту реакции, чувство рифмы, артистические способности
П. - развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, приобщение к исследовательской и проектной работе, умение делать выводы и обобщения, планирование своих действий под руководством учителя.
планирование своих действий под руководством учителя, развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, приобщение к исследовательской и проектной работе, умение делать выводы и обобщения, ставить вопросы и находить ответы.
К. - умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, умение разрешать конфликты на основе договорённости, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им.
Р. - классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя, формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать;развивать умение перевоплощаться, установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта.
установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления, формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать;развивать умение перевоплощаться.
выделять противоположные признаки объекта.
1.
Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти
(8 ч.)
2.
Развитие логического мышления
(выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей)
(10 ч.)
3.
Совершенствование воображения
(5 ч.)
4.
Задачи геометрического характера
(5 ч.)
5.
Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи
(5 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
Наименование разделов и тем урока (количество часов)
Форма проведения занятия
Характеристика основных видов деятельности
Основные направления воспитательной деятельности
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Раздел 1. Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти (8 ч)
Первый раз в первый класс (1 час)
Беседа-размышление
Игры и задания
Уточнить представление обучающихся о значении обучения, правилах поведения в школе. Учится работать с офицерской линейкой, варианты ее использования. Развитие когнитивных аспектов, речи, рефлексия.
Гражданско-патриотическое воспитание:
–– первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
www.урокцифры.рф
https://konkurs-chip.ru/
https://prosv.ru/
https://uchi.ru/
Работа над ошибками (1 час)
Практическая работа
Раскрыть значение понятия «работа над ошибками». Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Задания трех поросят. Состав числа до 10 (1 час)
Ролевая игра Математическая игра
Познакомить детей с содержанием сказки «Три поросёнка». Повторить состав числа до 10. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Здравствуй, осень! (1 час)
Беседа по личным наблюдениям
Уточнить представления детей о трёх периодах осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
–– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.
Ценность научного познания:
–– первоначальные представле ния о научной картине мира.
Играем в «ромашку» (1 час)
Игра
Познакомить детей с правилами игры в «Ромашку», «Воображалку», «Поиск закономерностей», со способом инсценировать короткие диалоги. Развитие когнитивных аспектов, артистических способностей, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (1 час)
Слушание сказки и её обсуждение
Познакомить детей с содержанием русской народной сказки «Волк и семеро козлят», уточнить представ ления о вариантах окончания сказки. Познакомить с прави лами игры в голово ломку «танграм». Развитие когнитивных аспектов, конструкторс ких способностей, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Рисуем яблоньку. На какую фигуру похоже (1 час)
Импровизация
Беседа
Игра
Вспомнить правила инсценирования ситуации с помощью жестов и мимики. Уточнить знания о геометрических фигурах. Развитие когнитивных аспектов, фонематического слуха, артистических способностей, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Геометрический магазин (1 час)
Математические игры
Закрепить имеющиеся у детей знания о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, круг, ромб, их особенностях. Развитие когнитивных аспектов, сенсорных способностей, рефлексия.
Ценность научного познания:
–– первоначальные представле ния о научной картине мира.
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Духовно-нравственное воспитание:
–– сотрудничество со сверстни ками, умение не создавать конф ликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Раздел 2. Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей) (10 часов)
9. По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» (1 час)
Слушание сказки и её обсуждение
Познакомить с содер жанием русской народ ной сказки «Маша и медведь». Уточнить способы инсценирова ния фрагмента сказки. Развитие когнитивных аспектов, конструктор ских способностей, артистических спо собностей, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
10. Хлеб-батюшка (1 час)
Исследовательская работа
Дать детям представление о ценности хлеба, трудоёмкости его производства. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Гражданско-патриотическое воспитание:
–– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.
Трудовое воспитание:
–– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности.
11. Шкатулка с сюрпризом. Рисунок из цифр (1 час)
Интеллектуальные игры
Познакомить с правилами игры «Устами младенца». Развитие когнитивных аспектов, речи, быстроты реакции, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
12. На грибной полянке (1 час)
Беседа-рассуждение
Уточнить представления детей о распространенных грибах, - съедобных и ядовитых, их особенностях. Об основном правиле грибника. Развитие когнитивных аспектов, речи, рефлексия.
Экологическое воспитание:
––бережное отношение к природе.
––неприятие действий, приносящих ей вред.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
–– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.
Ценность научного познания:
–– первоначальные представле ния о научной картине мира.
13. В гостях у Знайки (1 час)
Просмотр видео
Беседа
Игра
Познакомить со Знайкой, героем книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Развитие когнитивных аспектов, чувства рифмы,рефлексия.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
–– проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Эстетическое воспитание:
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
14. Читаем письма (1 час)
Игры
Познакомить детей с содержанием популярных сказок, их главными героями: Аладдин, Балда, Винни-Пух, Щелкунчик, барон Мюнхгаузен. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
15. Наряжаем ёлочку. Точка-круг (1 час)
Практическое занятие
Познакомить детей с традиционными ёлочными украшениями, игрушками. Развитие когнитивных аспектов, конструкторских способностей, чувства рифмы, рефлексия.
Гражданско-патриотическое воспитание:
–– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.
––осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности.
Трудовое воспитание:
–– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности.
16. «Прикольные задания» (1 час)
Игры и задания
Познакомить с понятиями «имя-перевёртыш», «сказка-винегрет». Уточнить способы изображения несуществующего животного. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
17. И снова «прикольные задания» (1 час)
Игры и задания
Определить способы шуточного описания сказочного героя. Уточнить способы изображения портрета несуществующего человека. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
18. Домашние животные (1 час)
Мини-проекты
Обобщить имеющиеся у детей знания о домашних животных и их роли в жизни человека. Развитие когнитивных аспектов, расширение словарного запаса, рефлексия.
Экологическое воспитание:
––бережное отношение к природе.
––неприятие действий, приносящих ей вред.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
–– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.
Раздел 3. Совершенствование воображения(5 ч.)
19. О звёздах. Прямая (1 час)
Дискуссия
Игры
Расширить знания детей о Солнце – звезде Солнечной системы, о количестве звёзд во Вселенной, о метеорах и метеоритах. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Ценность научного познания:
–– первоначальные представле ния о научной картине мира.
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
www.урокцифры.рф
https://konkurs-chip.ru/
https://prosv.ru/
https://uchi.ru/
20. Дорогою добра (1 час)
Коллективная работа
На примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро» и «зло», качества характера, символизирующие добро. Воспитывать стремление «идти дорогою добра». Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
–– сотрудничество со сверстни ками, умение не создавать конф ликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
21. Быть здоровым (1 час)
Игры
Познакомить с основными составляющими здорового образа жизни. Составлять рассказ от лица неодушевленного предмета. Развитие когнитивных аспектов, речи, рефлексия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
–– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.
–– бережное отношение к физи ческому и психическому здоровью.
Эстетическое воспитание:
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
22. По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (1 час)
Беседа-размышление
Познакомить детей с книгой Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и героями произведения. Воспитывать любовь к чтению художественной литературы. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Гражданско-патриотическое воспитание:
–– уважение к своему и другим народам.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
23. Знаменитые малы ши. Дюй мовочка. Примеры из букв (1 час)
Исследовательская работа
Уточнить представления о Дюймовочке – героине сказки Г.-Х. Андерсена, происхождении имени Дюймовочка, кратком содержании сказки. Развитие когнитивных аспектов, речи, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
Раздел 4. Задачи геометрического характера (5 ч.)
24. Букет для Русалочки (1 час)
Интеллектуальные игры
Расширять представления детей об обитателях моря на примере сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Развитие когнитивных аспектов.
Экологическое воспитание:
––бережное отношение к природе.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
25. Спичечное ассорти (1 час)
Беседа
Игры
Познакомить со значением слова «ассорти». Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– уважительное отношение и ин терес к художественной культу ре, восприимчивость к разным ви дам искусства, традициям и твор честву своего и других народов.
26. Словесные забавы (1 час)
Игры
Познакомить с разнообразием игр со словами. Развитие когнитивных аспектов, конструкторских способностей, рефлексия.
Эстетическое воспитание:
–– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
27. «Говорящие» головоломки. Устный счет (1 час)
Логические игры
Расширить знания о разнообразие головоломок. Уточнить знания об устном счете. Развитие когнитивных аспектов, рефлексия.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека
–– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.
28. Ловим рыбку (1 час)
Логические игры
Расширить знания об атрибутах рыбалки, особенностях рыбалки, как вида охоты. Развитие когнитивных аспектов, речи, рефлексия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
–– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.
Трудовое воспитание:
–– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
––бережное отношение к природе.
Раздел 5. Нестандартные задания логического характера - провоцирующие задачи (5 ч.)
Углубить знания о крип тограмме. Развивать умения проектной дея тельности, составления проектов индивидуаль но и в группе. Особен ности составления проекта. Развитие когнитивных аспектов, расширение словарного запаса, рефлексия.
Духовно-нравственное воспитание:
–– сотрудничество со сверстни ками, умение не создавать конф ликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
31. Представление работ по проекту (1 час)
Представление проекта
Беседа-рассуждение
Учиться анализировать и контролировать собственную деятельность. Выступление перед аудиторией. Развитие когнитивных аспектов, речи, рефлексия.
Трудовое воспитание:
–– ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
–– признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт.
Развивать умения решать разнообразные игры и задания на основе загадок. Развитие когнитивных аспектов, чувства рифмы, рефлексия.
Духовно-нравственное воспитание:
–– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.
Ценность научного познания:
–– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
33. Пернатые друзья (1 час)
Интеллектуальные и логические игры
Расширить представления детей о птицах (в частности, о соловье, синице, попугае). Уточнить интересные сведения из жизни птиц. Развитие когнитивных аспектов, речи, рефлексия.
Экологическое воспитание:
––бережное отношение к природе;
––неприятие действий, приносящих ей вред.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
–– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.
Ценность научного познания:
–– первоначальные представления о научной картине мира.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Развитие познавательных способностей»
Литература для обучающихся:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 - 4 классов в 2-х частях / Л.В. Мищенкова. М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
Литература для родителей:
Почему и потому. Детская энциклопедия.
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер с возможностью прослушивания аудиоматериалов.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.