Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс.»
Управление образования администрации города Чебоксары
РАЗДЕЛ 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
1. Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знания о простейших правилах и приемах сохранения и поддержки своего здоровья;
- опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- умения самостоятельно определять и объяснять самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- умения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- узнавать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа;
- основным функциям ученика и учителя на уроке;
- правилам поведения на уроке, умению их применять;
- грамотно обращаться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания;
- самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2.2. Познавательные УУД
Обучающийся научится:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия;
- формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений);
- основным приемам развития внимания, приобретёт опыт их применения;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
2.3. Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
- простейшим правилам работы в паре и в группе, умению их применять;
- слушать и понимать речь других;
Обучающийся получит возможность:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- выполнять различные роли при работе в группе;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
3. Предметными результатами
Обучающийся научится:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
Обучающийся получит возможность:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как мы понимаем друг друга
Ты – школьник.Школьник, его обязанности. Школа.
Путешествуем, не выходя из класса.Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).
Ценный совет.Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.
Где и куда. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо».
Учимся определять верх и низ. Понятия «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже».
Как мы узнаём, что перед нами
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы.
Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.
Времена года. Осень.
Осень: природа готовиться к зиме. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме
Как мы узнаём мир
Наши помощники — органы чувств. Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.
Наши помощники — память и ум. Память – хранилище опыта. Ум.
Родители, учителя и книги. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
Твоя семья и друзья
Ты и твоя семья.Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.
Учимся быть самостоятельными. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
Ты и твои друзья. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.
Времена года. Зима.
Зима: покой природы. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.
Учимся решать жизненные задачи.
Что нас окружает
Город, в котором мы живем. Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных.
Учимся быть пешеходами. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Путешествие колобка. Люди разных профессий.
Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.
Богатства природы. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам.
Твёрдые тела, жидкости и газы.Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
Времена года. Весна.
Весна: пробуждение природы. Помощь животным. Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.
Живые обитатели планеты
Живое и неживое. Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.
Растения и животные.Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки».
Равновесие в природе.Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.
Домашние любимцы и комнатные растения. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет).
Наши помощники — домашние животные и культурные растения. Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений. Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу.
Природа и мы.Забота о природе. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Времена года. Лето.
Лето: природа цветет и плодоносит. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство,
созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.
Отчего и почему. Последовательность событий и её причины. Причина и следствие.
Путешествие в страну знаний.
Учимся решать жизненные задачи.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы
Кол-во часов
Форма контроля
КИМ
1
Как мы понимаем друг друга
9
2
Как мы узнаём, что перед нами
4
3
Времена года. Осень.
3
4
Как мы узнаём мир
4
Самостоятельная
работа.
АА. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы»
5
Твоя семья и друзья
7
Самостоятельная работа.
АА. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы»
6
Времена года. Зима.
6
Самостоятельная работа.
Итоговая работа № 1.
АА. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы»
7
Что нас окружает
10
Самостоятельная работа.
АА. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы»
8
Времена года. Весна.
4
Итоговая работа № 2.
АА. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы»
9
Живые обитатели планеты
9
Самостоятельная работа.
АА. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы»
10
Времена года. Лето.
10
Самостоятельная работа.
Итоговая работа № 3.
Промежуточная аттестация в форме комплексной работы.
АА. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы»
Итого
66
РАЗДЕЛ 4. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Как мы понимаем друг друга
Как мы будем учиться. Инструктаж по ТБ.
1
Я – школьник. Я – гражданин ЧР
1
Путешествуем, не выходя из класса
1
Ценный совет
1
Зачем нужен жизненный опыт
1
Где и куда
1
Где и куда.
1
Учимся определять верх и низ
1
Раньше и позже
1
Как мы узнаем, что перед нами
Предметы и их признаки
1
Предметы и их признаки. Орудия труда коренных жителей ЧР
1
Сочетания предметов
1
Сочетания предметов.
1
Времена года. Осень.
Осень-природа готовится к зиме
1
Осень-природа готовится к зиме. «Осень в нашей республике ».
1
Осень-природа готовится к зиме.
1
Как ты узнаешь мир
Наши помощники-органы чувств
1
Наши помощники – память и ум
1
Родители, учителя и книги
1
Повторение и самостоятельная работа по теме «Как ты узнаешь мир».
1
Твоя семья и друзья
Ты и твоя семья.
1
Ты и твоя семья
1
Учимся быть самостоятельными
1
Учимся быть самостоятельными.
1
Ты и твои друзья.
1
Ты и твои друзья
1
Повторение и самостоятельная работа по теме «Твоя семья и друзья»
1
Времена года. Зима.
Зима – покой природы
1
Зима – покой природы. «Зима в нашей республике ».
1
Зима – покой природы.
1
Повторение и самостоятельная работа по теме «Времена года. Осень и зима»
1
Итоговая контрольная работа №1
1
Учимся решать жизненные задачи
1
Что нас окружает
Город, в котором мы живем
1
НРК. Город, в котором мы живем
1
Учимся быть пешеходами
1
Учимся быть пешеходами.
1
Хозяйство человека
1
Хозяйство человека.
1
Повторение и самостоятельная работа по теме «Что нас окружает»
1
Богатства природы. Природные богатства нашего края
1
Твердые тела, жидкости и газы
1
Повторение и самостоятельная работа по теме «Богатства природы и их свойства»
1
Времена года. Весна
Весна: пробуждение природы
1
Весна: пробуждение природы. Весна в нашей республике.
1
Весна: пробуждение природы.
1
Итоговая работа № 2
1
Живые обитатели планеты
Живое и неживое
1
Растения и животные. Растения и животные нашего края.
1
Равновесие в природе
1
Домашние любимцы и комнатные растения
1
Наши помощники-домашние животные и культурные растения
1
Повторение и самостоятельная работа по теме: «Растения и животные»
1
Человек – разумное существо
1
Природа и мы
1
Повторение и самостоятельная работа по теме «Живые обитатели Земли»
1
Времена года. Лето
Лето – природа цветёт и плодоносит.
1
Лето – природа цветёт и плодоносит
1
Лето в нашей республике
1
Отчего и почему.
1
Отчего и почему
1
Повторение и самостоятельная работа по теме «Времена года»