Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Речевичок"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Маркса Саратовской области
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей __________________________
протокол № ____ от _________________
Руководитель ШМО
____________ / .. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_____________ / ………………………../
«……» _______________ 20……..
Рабочая программа по внеурочной деятельности
кружка «Речевичок»,
общеинтеллектуальное направление
Возраст детей: 7- 9 лет
Срок реализации: 2 года
Руководитель внеурочной деятельности:
Федорчук Людмила Александровна
учитель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от «____»__________2022г.
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Речевичок» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Актуальность программы заключается в том что, в настоящее время
значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в
произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка.
Новизна: Программы заключается в том, что она выводит на новый уровень решение проблем образования, ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает социально-коммуникативные навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в речевом общении с окружающими.
Особенностью программы является то, что занятия строятся и проводятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Изучение курса в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие фонетико-фонематическое восприятие.
Обогащение и активизирование словарного запаса.
Развивать лексико-грамматический строй речи.
Развитие пространственного ориентирования.
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Создание условий для развития коммуникативных навыков учащихся, культуры общения.
Курс «Речевичок » направлен на коррекцию связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи у обучающихся.
На изучение курса «Речевичок» отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана: 1,2 классы – 33 часа в 1-м классе, 34 часа во 2-м классе (1 час в неделю,33, 34 учебные недели).
Литературы для учителя:
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет– Москва: ТЦ Сфера, 2007.
Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. – Москва: БАО-ПРЕСС, 2006.
Волина В.В. Учимся играя. – Москва: Новая школа, 1994.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – Москва: ТЦ Сфера, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РЕЧЕВИЧОК»
Основное содержание обучения в программе представлено разделами:
1 класс – «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
2 класс- «Наша речь», «Текст», «Лексика»
1 класс Времена года Времена года
Осень
Признаки осени, изменения в природе (изодеятельность). Труд людей осенью. Урожай
Признаки зимы, изменения в природе (изодеятельность). Составление описательных рассказов о животных по плану (практикум). Новогодний праздник. Зимние забавы. Путешествие в зимний лес (игра). Ателье. Моя семья. Музыка. Профессия продавца(разыгрывание мини сценок). Профессия повара (разыгрывание мини сценок).
Весна
Изменения природе. Насекомые. Цветы. Весна глазами детей (изодеятельность).
Лето
Изменения в природе. Будь осторожен на дороге(викторина). Спорт.
2 класс Наша речь
Для чего нужна речь (беседа). Дифференциация понятий « слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Слово. Слова предметы, слова действия, слова признаки (игра) . Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений (групповая работа и работа в парах). Составление предложений из слов. Работа с деформированными предложениями. Деление сплошного текста на предложения (работа в парах).
Текст Выделение признаков связного текста. Тема текста. (работа в парах) Основная мысль текста. Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Пересказ текстов описательного характера Повествовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление рассказа по вопросам (изодеятельность). Семья. Устное сочинение (изодеятельность). Прямое и переносное значение слов (круглый стол). Описание предмета по плану (практикум). Лексика Однозначные и многозначные слова (практикум). Определение лексического значения слов (практикум). Пословицы. Поговорки. Скороговорки (круглый стол). Образные слова и выражения. Загадки (викторина).Сказки(Игра-путешествие). Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1 класс
Личностные:
положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
самостоятельно оценивать собственную деятельность; осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться высказывать своё предположение, учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану предложенному учителем.
Познавательные
Учащиеся научатся:
сравнивать и группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, находить общее и различие; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, контролировать свою деятельность, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать вопросы, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; допускать существование различных точек зрения.
2 класс
Личностные:
положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
самостоятельно оценивать собственную деятельность; осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться высказывать своё предположение, учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану предложенному учителем.
Познавательные
Учащиеся научатся:
Описывать, придерживаясь определённой последовательности; составлять творческие рассказы, сравнивать и группировать предметы, находить общее и различие; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, контролировать свою деятельность, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать вопросы, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; допускать существование различных точек зрения.
По итогам внеурочной деятельности обучающиеся принимают участие в конкурсах, марафонах интеллектуальной направленности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
1 час * 33 недели = 33часа
№
Тема учебного занятия, раздела
Количество часов
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
ЭОР/ЦОР
Раздел «Времена года» ( 2часа)
1
Вводное занятие.
Времена года (викторина)
1
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
Маам.ру портал
http://www.maam.ru/novosti
2
Времена года (викторина)
1
Раздел «Осень» ( 10 часов)
3
Признаки осени, изменения в природе (изодеятельность) Труд людей осенью.
1
- привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;
- устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
«Болтунишка» сайт
http://www.boltun-spb.ru/
«Открытый урок» - фестиваль пед. идей
1сентября.рф
http://festival.1september.ru/
Логопедический портал
http://logoportal.ru/
Маам.ру портал
http://www.maam.ru/novosti
4
Признаки осени, изменения в природе (изодеятельность)
1
5
Труд людей осенью
1
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
6
Труд людей осенью
1
7
Урожай ( творческая мастерская)
1
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
8
Урожай ( творческая мастерская)
1
9
Домашние заготовки (групповая работа)
1
-опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще
10
Домашние заготовки (групповая работа)
1
11
Посуда
1
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
12
Продукты
1
Раздел «Зима» ( 12 часов)
13
Признаки зимы, изменения в природе
(беседа)
1
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
Маам.ру портал
http://www.maam.ru/novosti
Логопедический портал
http://logoportal.ru/
«Болтунишка» сайт
http://www.boltun-spb.ru/
«Открытый урок» - фестиваль пед. идей
1сентября.рф
http://festival.1september.ru/
14
Признаки зимы, изменения в природе
(экскурсия)
1
15
Составление описательных рассказов о животных по плану(викторина)
1
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
16
Новогодний праздник
(вырезание снежинок)
1
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
-опыт сотрудничества и взаимной помощи
17
Елка, Дед Мороз,
Снегурочка(игра)
1
18
Зимние забавы
1
19
Путешествие в зимний лес
1
20
Ателье (круглый
стол)
1
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
21
Моя семья (конкурс рисунков)
1
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
22
Музыка(круглый
стол)
1
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
23
Профессия продавца
(круглый стол)
1
- воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще
24
Профессия повара
КВН
1
-опыт сотрудничества и взаимной помощи
Раздел «Весна» ( 6 часов)
25
Изменения в природе
(беседа)
1
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
«Болтунишка» сайт
http://www.boltun-spb.ru/
Маам.ру портал
http://www.maam.ru/novosti
26
Изменения в природе
(экскурсия)
1
27
Насекомые КВН
1
-опыт сотрудничества и взаимной помощи;
28
Цветы:садовые,
полевые,комнатные
(изодеятельность)
1
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности
29
Весна глазами детей
(изодеятельность)
1
30
Весенние первоцветы. Труд людей весной в огороде и саду