kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту рабочую программу можно использовать при проведении внеурочных занятий в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Эрудит"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АМО ГОРОД НОВОМОСКОВСК

МБОУ "Гимназия № 1"





РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

________________________

Протокол №1

от «25» 08 2025 г.


СОГЛАСОВАНА

на педагогическом совете

________________________

Протокол №1

от «28» 08 2025 г.


УТВЕРЖДЕНА

Директор

________________________

Приказ №17/т

от «28» 08 2025 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса внеурочной деятельности «Эрудит»

для обучающихся 3,4 классов











Новомосковск, 2025 г.




Пояснительная записка.


Рабочая программа по спецкурсу «Эрудит» имеет общеинтеллектуальное направление, создана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

-планируемых результатов начального общего образования,

-программы формирования универсальных учебных действий,

-требований к результатам освоения образовательной программы

- учебного плана МБОУ «Гимназия №1» на 20205-2026г.,

-программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В. А., утверждённой Министерством образования и науки РФ.

Данный курс позволит: ознакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Курс «Эрудит» поможет ребенку успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Задания, предлагаемые учащимся, соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляют им возможность работать на повышенном уровне. Содержание курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

— формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы – вооружить обучающихся дополнительными знаниями по математике, развить мышление и математические способности , развить познавательный интерес, творческое отношение к делу, подготовить к участию в математических олимпиадах.

Задачи программы:

• формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

• формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

• ознакомление учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения нестандартных задач;

• воспитание системы нравственных межличностных отношений;

• воспитание трудолюбия и самостоятельности.

Изучение курса «Эрудит» основано на реализации системно-деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание становится доступным и интересным обучающимся. Также реализуются следующие технологии образования:

-проблемно-диалогического обучения,

-коллективного способа обучения,

-оценивания образовательных достижений,

-проектной деятельности,

-сотрудничества,

-игровой деятельности,

-исследовательской деятельности.


Методы  изучения курса:


-объяснительно-иллюстративный,

-репродуктивный,

- проблемное изложение изучаемого материал

-частично-поисковый,

-исследовательский метод,

-логический метод,

-нестандартные виды занятий.

-эвристический метод.



Место курса в учебном плане.

На изучение курса в каждом классе отводится 1 час в неделю ( 34 недели )

3 класс- 34 часа, 4 класс-34 часа.







Планируемые результаты.

Личностные:

- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;



-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;



--способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные



Регулятивные:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно ­познавательные и внешние мотивы;

-учебно-­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-принятие и сохранение учебной задачи;

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- умение различать способ и результат действия.



Познавательные:

-умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проведение сравнения и классификации по заданным критериям;

-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интерне

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

-умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.



Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

-умение адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.



Предметные :

Обучающие получат возможность научится:

- решать геометрические задачи: на распознавание геометрических фигур; на поиск взаимопроникающих фигур; задачи с геометрическими телами; на ориентацию на плоскости и в пространстве; на разбиение и разрезание фигур; на построение узоров;

- решать задачи на поиск закономерностей: на поиск числовой закономерности; на поиск геометрической закономерности;

- решать логические задачи: задачи, решаемые с помощью графов; задачи, решаемые с помощью таблицы;

- решать комбинаторные задачи: задачи, решаемые перебором вариантов; решаемые с помощью графа; решаемые с помощью графа-дерева;

- решать числовые задачи: числовые ребусы, с записью в строку; числовые ребусы с записью в столбик; задачи на особенности построения натурального ряда чисел; задачи на состав числа;

- решать задачи на сообразительность: задачи-шутки; задачи-рассуждения;

- решать задачи с величинами: на временные отрезки; на нахождение периметра и площади; на уравнивание и переливание.



Содержание программы.

3 класс

Числовые задачи. ( 7 ч )

Знакомство с курсом « Эрудит» Цифры у разных народов ( презентация )

Арифметические головоломки. Решение числовых задач.

Составление задач-шуток, магических квадратов.

Старинные задачи.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Практическая работа

« Магия чисел»

Задачи, связанные с величинами. Старинные величины.

Математический лабиринт. Игра « Найди выход»



Задачи, решаемые с помощью схем, таблиц. ( 7 ч )

Решение логических задач с помощью таблиц.

« Истина». « Ложь». Графические модели.

Построение умозаключений. Практическая работа.

Построение цепочки рассуждений.

Задачи на перевозки. Скорость. Время. Расстояние.

Анализ решения логических задач. Участие в международном « Кенгуру»

Вербальные и графические модели.



Методы решения логических задач. ( 8 ч )

Исследовательский метод решения логических задач.

Выдвижение гипотез.

Магические квадраты. Способы решения.

Решение задач на выдвижение гипотез исследовательским методом.

Истинные и ложные высказывания.

Анализ гипотез. Практическая работа.



Геометрия вокруг нас . ( 8 ч )

Задачи на разрезание и складывание фигур. Практическая работа.

Познавательная викторина « Путешествие по древнему Египту»

Геометрические головоломки.

Зашифрованная переписка ( способ решётки )

Способы прохождения лабиринта.

Геометрическая викторина.



Мир занимательных задач. ( 4 ч )

Решение задач алгебраическим способом.

Интересные приёмы устного счёта. Занимательные задачи в стихах

Задачи с многовариантным решением.

Математический КВН.

.

Содержание программы.

4 класс

Числовые задачи. ( 5 ч )

Знакомство с курсом «Эрудит». Интеллектуальная разминка.

Числа-великаны. Числа вокруг нас.

Мир занимательных задач. Числовая лесенка.

Римские цифры. Как люди научились считать ( презентация )

Числовые головоломки. Поиск числовых закономерностей.



Математическая шкатулка. ( 5 ч )

Секреты задач. Задачи с величинами.

В царстве смекалки. Нестандартные задачи.

Математический марафон. Участие во Всероссийском конкурсе « Кенгуру»

Спичечный конструктор. Игры со спичками.

Выбери маршрут. Выход из лабиринта. Практическая работа.



Секреты математики. ( 6 ч )

Интеллектуальная разминка. Интересные приёмы устного счёта.

Занимательное моделирование. Изготовление математических моделей.

Математическая копилка. Задачи, решаемые перебором.

Какие слова спрятались в таблице? Поиск закономерностей.

« Математика-наш друг». Выпуск математической газеты.

Решай, смекай, отгадывай. Турнир смекалистых.



Энциклопедия математических развлечений. ( 6 ч )

В царстве смекалки. Удивительный квадрат.

Числовые головоломки. Поиск « спрятанных» цифр.

Мир занимательных задач. Числовой кроссворд.

Математические фокусы.

Интеллектуальный марафон. Числовые горки.

Блиц-турнир. Решение задач-шуток.



Нетрадиционные задачи. ( 6 ч )

Математический лабиринт. Задачи с нереальными данными.

Задачи с недостающими и лишними данными.

Задачи со сказочным сюжетом. Составление задач. Практическая работа.

Поиск закономерностей в числах и фигурах.

Комбинаторные задачи. Умозаключения.

Задачи на переливание и взвешивание.



Задачи с геометрическим содержанием. ( 6 ч )

Симметрия. Симметричное вырезание. Практическая работа.

Конструирование многоугольников.

Геометрические головоломки.

Конкурс знатоков. Геометрическая викторина.

« В царстве принцессы Геометрии». Обобщающий урок.





Тематическое планирование курса


3 класс



п/п

Название раздела

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Числовые задачи.


7 ч

-

2

2

Задачи, решаемые с помощью схем, таблиц.

7 ч

1

1

3


Методы решения логических задач.

8 ч


-

1

4



Геометрия вокруг нас.

8 ч


-

1

5


Мир занимательных задач.

4 ч



-

2





















Тематическое планирование курса



4 класс.



п/п

Название раздела

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Числовые задачи.


5 ч

-

1


2

Математическая шкатулка.

5 ч

1

1


3


Секреты математики.

6 ч


-

1


4



Энциклопедия математических развлечений.

6 ч


-

1


5



Нетрадиционные задачи.

6 ч



-

1


6


Задачи с геометрическим содержанием.

6 ч


-

1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа "Эрудит"

Автор: Будникова Ирина Владимировна

Дата: 07.12.2025

Номер свидетельства: 678463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Эрудит""
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_erudit"
    ["file_id"] => string(6) "505632"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1554135480"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит " 8 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_erudit_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "449458"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515727964"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка по английскому языку для 3- 4 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "221857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435638964"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа  кружка «Лаборатория ЭРУДИТ» "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-kruzhka-laboratoriia-erudit"
    ["file_id"] => string(6) "200417"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428833840"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Рабочая программа  Курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки» "
    ["seo_title"] => string(175) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-formirovaniiu-poznavatiel-nykh-i-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-intielliektual-nyie-vitaminki"
    ["file_id"] => string(6) "112551"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408725455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства