Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Эрудит"»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АМО ГОРОД НОВОМОСКОВСК
МБОУ "Гимназия № 1"
РАССМОТРЕНА
на заседании кафедры
________________________
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.
СОГЛАСОВАНА
на педагогическом совете
________________________
Протокол №1
от «28» 08 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
________________________
Приказ №17/т
от «28» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Эрудит»
для обучающихся 3,4 классов
Новомосковск, 2025 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по спецкурсу «Эрудит» имеет общеинтеллектуальное направление, создана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
-планируемых результатов начального общего образования,
-программы формирования универсальных учебных действий,
-требований к результатам освоения образовательной программы
- учебного плана МБОУ «Гимназия №1» на 20205-2026г.,
-программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В. А., утверждённой Министерством образования и науки РФ.
Данный курс позволит: ознакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Курс «Эрудит» поможет ребенку успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Задания, предлагаемые учащимся, соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляют им возможность работать на повышенном уровне. Содержание курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы – вооружить обучающихся дополнительными знаниями по математике, развить мышление и математические способности , развить познавательный интерес, творческое отношение к делу, подготовить к участию в математических олимпиадах.
Задачи программы:
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
• формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
• ознакомление учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения нестандартных задач;
• воспитание системы нравственных межличностных отношений;
• воспитание трудолюбия и самостоятельности.
Изучение курса «Эрудит» основано на реализации системно-деятельностногоподхода, благодаря которому предметное содержание становится доступным и интересным обучающимся. Также реализуются следующие технологии образования:
-проблемно-диалогического обучения,
-коллективного способа обучения,
-оценивания образовательных достижений,
-проектной деятельности,
-сотрудничества,
-игровой деятельности,
-исследовательской деятельности.
Методы изучения курса:
-объяснительно-иллюстративный,
-репродуктивный,
- проблемное изложение изучаемого материал
-частично-поисковый,
-исследовательский метод,
-логический метод,
-нестандартные виды занятий.
-эвристический метод.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса в каждом классе отводится 1 час в неделю ( 34 недели )
3 класс- 34 часа, 4 класс-34 часа.
Планируемые результаты.
Личностные:
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
--способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-принятие и сохранение учебной задачи;
-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- умение различать способ и результат действия.
Познавательные:
-умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проведение сравнения и классификации по заданным критериям;
-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интерне
-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
-умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные:
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
-умение адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные :
Обучающие получат возможность научится:
- решать геометрические задачи: на распознавание геометрических фигур; на поиск взаимопроникающих фигур; задачи с геометрическими телами; на ориентацию на плоскости и в пространстве; на разбиение и разрезание фигур; на построение узоров;
- решать задачи на поиск закономерностей: на поиск числовой закономерности; на поиск геометрической закономерности;
- решать логические задачи: задачи, решаемые с помощью графов; задачи, решаемые с помощью таблицы;
- решать комбинаторные задачи: задачи, решаемые перебором вариантов; решаемые с помощью графа; решаемые с помощью графа-дерева;
- решать числовые задачи: числовые ребусы, с записью в строку; числовые ребусы с записью в столбик; задачи на особенности построения натурального ряда чисел; задачи на состав числа;
- решать задачи на сообразительность: задачи-шутки; задачи-рассуждения;
- решать задачи с величинами: на временные отрезки; на нахождение периметра и площади; на уравнивание и переливание.
Содержание программы.
3 класс
Числовые задачи. ( 7 ч )
Знакомство с курсом « Эрудит» Цифры у разных народов ( презентация )
Арифметические головоломки. Решение числовых задач.
Составление задач-шуток, магических квадратов.
Старинные задачи.
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Практическая работа
« Магия чисел»
Задачи, связанные с величинами. Старинные величины.
Математический лабиринт. Игра « Найди выход»
Задачи, решаемые с помощью схем, таблиц. ( 7 ч )
Решение логических задач с помощью таблиц.
« Истина». « Ложь». Графические модели.
Построение умозаключений. Практическая работа.
Построение цепочки рассуждений.
Задачи на перевозки. Скорость. Время. Расстояние.
Анализ решения логических задач. Участие в международном « Кенгуру»
Вербальные и графические модели.
Методы решения логических задач. ( 8 ч )
Исследовательский метод решения логических задач.
Выдвижение гипотез.
Магические квадраты. Способы решения.
Решение задач на выдвижение гипотез исследовательским методом.
Истинные и ложные высказывания.
Анализ гипотез. Практическая работа.
Геометрия вокруг нас . ( 8 ч )
Задачи на разрезание и складывание фигур. Практическая работа.
Познавательная викторина « Путешествие по древнему Египту»
Геометрические головоломки.
Зашифрованная переписка ( способ решётки )
Способы прохождения лабиринта.
Геометрическая викторина.
Мир занимательных задач. ( 4 ч )
Решение задач алгебраическим способом.
Интересные приёмы устного счёта. Занимательные задачи в стихах
Задачи с многовариантным решением.
Математический КВН.
.
Содержание программы.
4 класс
Числовые задачи. ( 5 ч )
Знакомство с курсом «Эрудит». Интеллектуальная разминка.
Числа-великаны. Числа вокруг нас.
Мир занимательных задач. Числовая лесенка.
Римские цифры. Как люди научились считать ( презентация )