Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики
Протокол №_____
педагогического совета от
«___»_________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ЦДТ
______________Н.В. Алексеева
приказ № _______от __________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе
творческого объединения
«хореография»
(обучение хореографии)
на 2015-2016 учебный год
педагога дополнительного образования
Андрианова Татьяна Константиновна
Направленность программы: (художественная)
Отдел ЦДТ – музыкально-эстетический отдел
г. Чебоксары - 2015
Пояснительная записка
Актуальность программы: известно, что в возрасте от 7 до 13 лет дети испытывают огромную потребность в движении. Танцы и пляски - хороший способ реализации этой потребности. Энергия внутренних сил ребенка, темп, ритм, пульс нашей жизни находят свое воплощение в движении.
Как показала практика, существование в школе творческого объединения «хореография» указанного направления обосновано не только желанием самих детей заниматься танцем, но и необходимостью организации детского досуга, расширения их кругозора, интересов, воспитания гармонически развитой личности. Танец способствует укреплению и физическому развитию детского организма, обогащает запас двигательных навыков учащихся, развивает координацию, чувство ритма и т. д. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, прививают хороший вкус. Причем основная задача обучения в данный возрастной период – не столько научить ребят конкретным танцам, сколько развить в них творческую активность.
В основу программы вошли: учебно-тренировочная работа (азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народно-сценического и эстрадного танца), мероприятия воспитательного характера (организационная работа, беседы об искусстве, видеоматериалов, участие в массовых мероприятиях и т.д.).
Целью создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Основные задачи, которые ставит перед собой программа, следующие:
1.Формировать танцевальные способности детей (музыкально – двигательные и художественно – творческие): развивать чувство ритма, музыкальную выразительность, координацию движений, умение согласовывать музыку с движением, эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Развивать у детей координацию движений, ориентацию в пространстве.
В творческом объединении «Хореография» 4 учебных группы: младшего и среднего школьного возраста, 1 года обучения: 1А, 1Б, 1В, 1Г.
Группы 1А, 1Б, 1В имеют учебную нагрузку 2 часа в неделю: занятие 2 раза по 1 часу, группа 1Г имеет нагрузку 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятия проводятся на базе СОШ №55 в танцевальном зале. В зале имеются: перекладина для выполнения упражнений у станка, зеркала. Необходимое оборудование: музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыки танцев и танцевальных упражнений,коврики для занятий на полу. Форма проведения занятий – групповая. К внешкольным формам организации воспитательного процесса можно отнести занятия – праздники, т. е. концерты. Способ подведения итогов работы – участие в концертах, конкурсах и фестивалях. Группа начального обучения - 1 год обучения (68 часов).
Итоги реализации программы:
-участие в концертах и городских концертах,
-участие в конкурсах.
Программа учитывает возрастные (от 7 до 13 лет) и психологические особенности обучающихся в творческом объединении.
Программа строится на принципах:
1) Принцип гуманизма – уважительное отношение между взрослыми и детьми, сохранение веры в положительные качества и силы ребенка, приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в них и т. д.
2) Принцип индивидуально – дифференцированного подхода – отбор содержания, форм и методов воспитания, подбор репертуара в соответствии с индивидуально – психологическими, половозрастными и физическими особенностями детей, индивидуально – личностное отношение к каждому ребенку.
3) Культуросообразность воспитания - опора в воспитании на социально - культурные ценности, изучение и освоение мировой культуры.
4) Принцип системности и последовательности обучения - предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.
5) Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: прежде всего практические (упражнение, преобразующее воспроизведение), словесные (беседа, рассказ), наглядные (просмотр видеоматериалов). Кроме того, используются такие методы воспитания как убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, оценка и самооценка, воздействие через коллектив.
Содержание программы.
1-й год обучения (68 часов).
Коллективно – порядковые и ритмические упражнения.
1.Знакомство с понятиями: «круг», «колонна», «шеренга» и построение в указанные фигуры (в том числе две и более колонны, две и более шеренги). Сужение и расширение круга.
2. Маршировка на месте, по кругу по одному и парами.
3. Знакомство с понятием «интервал движения».
4. Формирование представлений о направлении движений: вперед, назад, вправо, влево.
5. Повороты на месте, вправо, влево, кругом.
6. Знакомство с темпами: быстро, медленно, умеренно. Хлопки, ходьба, бег в темпе музыки. Чередование марша и остановки, ходьбы и бега в соответствии с внезапным изменением темпа музыки.
7. Упражнения на координацию движений и ориентацию в пространстве. Развитие внимания.
8. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
9.Фигурная маршировка: построение круга из шеренги, колонны; построение в колонну парами и обратно в круг; перестроение из одной шеренги в две, и обратно.
Упражнения для развития техники танца.
1. Позиции ног: I, II, III, VI, V.
2. Позиции рук: подготовительная, I, II, III.
3. Постановка корпуса, головы. Повороты и наклоны головы.
4. Деми плие и гран плие на середине зала по I, II позициям.
5. Батман тандю с паузами на каждой точке вперед.
6. Гран батман жете вперед – в сторону – назад у станка.
7. Перегибания корпуса назад и в сторону, лицом к станку.
8. Релеве (подъем на полупальцы) с I, II, III позиции лицом к станку.
9. Препрасьон.
10. Прыжки:
- по VI позиции;
- поочередно на правой и левой ноге;
- в полном приседе («мячики»);
- вправо – влево на двух ногах.
11. Растяжка на середине зала.
12. «Колесо».
13. Мостик.
14. Ковырок.
Элементы танца.
Виды шага:
- Шаги на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы.
- Танцевальный шаг с носка. Хороводный (семенящий) шаг на полупальцах.
- Топающий шаг («топотушки») с небольшим продвижением вперед.
- Высокий шаг.
- Приставной хороводный шаг: без смены опорной ноги; со сменой опорной ноги.
- Боковой приставной шаг (вправо, влево).
- Шаг в полуприседе, шаг в полном приседе («Гусиный шаг»).
- «Каракатица» - шаг на руках и ногах одновременно.
- Шаг с притопом на месте.
- Боковой галоп.
- Подскоки.
- Бег на полупальцах.
Танцевальные движения:
1)Поклон.
2)Положения рук: подготовительное, на поясе в кулачки, на поясе ладонями вниз, за юбку.
3)«Пружинка» - легкие приседания под музыку.
4)Упражнения для рук: «колокола», «колокольчики», «ветерок», «птички», «ленточки», «кошечки».
5) Выставление ноги вперед на пятку и на носок.
6)Притопы:
- одной ногой;
- поочередно двумя ногами – «топотушки».
7) Хлопки в различных ритмических рисунках.
В содержание программы также входят:
- игры организующего характера,
- игры – превращения,
- игры на развитие умениявладеть своим телом;
- танцы: детские, народные, этрадные.
1 – ый год обучения (группа начального обучения - 68 часов): 1А, 1Б, 1В.
№
Тематика занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правило поведение на занятиях.
1
2
Игры организующего характера, на развитие умения владеть своим телом, игры – превращения.
1
3
Поклон. Круг, шеренга.
1
4
Положение рук на поясе.
1
5
Маршировка (на месте, по кругу по одному и парами).
1
6
Постановка корпуса, головы. Повороты и наклоны головы.
1
7
Шаги на носках, на пятках, на внешний и внутренней стороне стопы.
1
8
Бег. Танцевальный шаг с носка.
9
Упражнение на напряжение и расслабление мышц.
1
10
Построение в 2 - 4 шеренги, построение круга из шеренги. Движение «вперед – назад».
1
11
Полуприседания по I, II, III позициям.
1
12
Начало и окончание движения вместе с музыкой. Остановка после шага, бега.
1
13
Знакомство с темпами. Хлопки, ходьба, бег в темпе музыки.
1
14
Позиции ног (III, II, VI).
1
15
Позиция рук (подготовительная, I, II).
1
16
Понятия «вправо», «влево». Повороты и наклоны головы.
1
17
Постановка корпуса.
1
18
Упражнения для рук.
1
19
Хлопки в различных ритмических рисунках.
1
20
Колесо.
1
21
Мостик.
1
22
Ковырок вперед и назад.
1
23
Растяжка: шпагат, канат.
1
24
Упражнение на полу: корзинка, колечко.
1
25
Высокий шаг.
1
26
Подскоки.
1
27
Танцевальный бег.
1
28
Топающий шаг с продвижением вперед. Хороводный шаг.
1
29
Упражнения на координацию движений и ориентацию в пространстве: различие правой и левой руки, ноги, плеча.
1
30
Упражнения на координацию движений и ориентацию в пространстве: повороты вправо, влево.
1
31
Знакомство с понятием «колонна». Построение в 1 – 4 колонны.
1
32
Построения по линиям, построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах.
1
33
Упражнения на координацию движений и ориентацию в пространстве: свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг, круг, расширение и сужение круга.
1
34
Выставление ноги вперед (на носок, на пятку). Полуприседание с выставлением ноги на пятку.
1
35
Формирование представлений о направлении движения.
1
36
Повороты на месте и в движении вправо, влево, кругом.
1
37
Чередование марша и остановки, ходьбы и бега и др. в соответствии с внезапным изменением темпа музыки.
1
38
Понятие о музыкальной фразе и музыкальном вступлении.
1
39
Перегибания корпуса назад и в сторону лицом к станку.
1
40
Гран батман жете у станка.
1
41
Релеве (подъем на полупальцы) с I, II, III позиции лицом к станку.
1
42
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Игры на развитие внимания.
1
43
Легкие прыжки:
- на месте;
- с продвижением вперед;
1
44
Прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны.
1
45
Репертуар (постановка танцев, работа над манерой их исполнения, концертная деятельность).
22
46
Итоговое занятие.
1
Итого
68
1 – ый год обучения (группа начального обучения - 34 часа): 1Г.
№
Тематика занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правило поведение на занятиях. Игры организующего характера, на развитие умения владеть своим телом, игры – превращения.
1
2
Поклон. Круг, шеренга. Маршировка (на месте, по кругу по одному и парами).
1
3
Положение рук на поясе. Постановка корпуса, головы. Повороты и наклоны головы.
1
4
Шаги на носках, на пятках, на внешний и внутренней стороне стопы. Бег. Танцевальный шаг с носка. Построение в 2 - 4 шеренги, построение круга из шеренги. Движение «вперед – назад».
1
5
Упражнение на напряжение и расслабление мышц.
1
6
Полуприседания по I, II, III позициям.
1
7
Начало и окончание движения вместе с музыкой. Остановка после шага, бега. Знакомство с темпами. Хлопки, ходьба, бег в темпе музыки.
1
8
Позиции ног (III, II, VI).
1
9
Позиция рук (подготовительная, I, II). Упражнения для рук.
1
10
Понятия «вправо», «влево». Повороты и наклоны головы.
1
11
Постановка корпуса.
1
12
Хлопки в различных ритмических рисунках.
1
13
Колесо. Мостик. Ковырок вперед и назад.
1
14
Растяжка: шпагат, канат, корзинка, колечко.
1
15
Высокий шаг. Подскоки, танцевальный бег.
1
16
Упражнения на координацию движений и ориентацию в пространстве: различие правой и левой руки, ноги, плеча, повороты вправо, влево, свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг, круг, расширение и сужение круга.
1
17
Построения по линиям, построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах. Знакомство с понятием «колонна». Построение в 1 – 4 колонны.
1
18
Формирование представлений о направлении движения. Повороты на месте и в движении вправо, влево, кругом.
1
19
Чередование марша и остановки, ходьбы и бега и др. в соответствии с внезапным изменением темпа музыки.
1
20
Понятие о музыкальной фразе и музыкальном вступлении.
1
21
Перегибания корпуса назад и в сторону лицом к станку. Гран батман жете у станка. Релеве (подъем на полупальцы) с I, II, III позиции лицом к станку.
1
22
Легкие прыжки:
- на месте;
- с продвижением вперед;
Прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны.
1
23
Репертуар (постановка танцев, работа над манерой их исполнения, концертная деятельность).
11
24
Итоговое занятие.
1
Итого
34
Прогнозируемый результат и способы их оценки.
К концу 1 года обучения учащийся должен знать:
- основные правила исполнения танцевальных упражнений;
- основные элементы классического, народного и эстрадного танца;
- основные особенности изученных народных танцев;
- основы теории хореографического искусства.
К концу 1 года обучения должен уметь:
- выполнять порядково-ритмические упражнения,
- упражнения для развития техники танца самостоятельно по инструкции руководителя; изученные движения и танцевальные композиции (как способ проверки усвоения определенной темы или раздела);
- использовать хореографические умения в сценическом варианте; исполнять танцы, построенные в разных жанрах и стилях, грамотно и выразительно;
- импровизировать;
- владеть культурой общения;
- иметь осознанное отношение к народным традициям и культуре.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся является сам руководитель, с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив; достижения не только творческого характера, но и личностного.
Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в конкурсах. Танец - творчество коллективное и, если зритель с удовольствием смотрит выступления коллектива, в него стремятся новые люди, значит творческий организм живет и развивается успешно.
Литература.
Методическое обеспечение программы (литература для педагогов).
Бахто С.Е. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школы искусств. – М., 1980г.
Л. Бондаренко. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях, Киев, 1985.
Р. Л.Череховская. Танцевать могут все. Минск, 1992.
Н.Базарова, В. Мей. Азбука классического танца. М. – Л., 1964.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2005.
Яновская В. Ритмика. Практическое пособие для хореографических отделений. М., 2013.